Disclaimer: данный текст является примерным переводом англоязычной
статьи. Перевод выполнен для личного пользования, без грамотно должного внимания ко всем деталям, нюансам английского языка и стилистике окончательного текста, с большим количеством явных клише из английского и выложен в публичный доступ исключительно для любителей сериала, не владеющих английским языком. Если вы уверенно читаете по-английски, настоятельно рекомендуется не тратить время на малограмотные переводы и обратиться к
оригинальному тексту. Желающие внести правки, пишите свои замечания в комментариях.
ВВЕДЕНИЕ
«Если вы посмотрите финальный эпизод действительно внимательно, то увидите, что там всё есть». Это слова Дэвида Чейза по поводу финала «Семьи Сопрано». И он прав, там действительно «всё есть». Перед вами исчерпывающее объяснение того, почему Тони Сопрано действительно погиб в «Хольстене» в финальной сцене «Семьи Сопрано». Всё нижеследующее основано на тщательном анализе последнего сезона сериала и проясняет один из наиболее недопонятых финалов в кинематографе. Чейзу потребовалось почти два года, чтобы выстроить финальный сезон сериала после того, как в 2004 году закончился пятый. Финал был подготовлен заранее и стал кульминацией контроля художника над создаваемым образом. В Части 1 будет продемонстрировано, как Чейз срежиссировал и смонтировал финальную сцену «Семьи Сопрано» таким образом, чтобы подвести зрителя к мысли, что Тони был убит выстрелом в голову в «Хольстене», и как это связано с концепцией «ты ничего не услышишь, когда это случится», которую Чейз вколачивает в зрителя до финальной сцены. Это объяснение будет подтверждено словами самого Дэвида Чейза, в том числе достаточно показательным, но малоизвестным радиоинтервью, данным в апреле 2008 года. В Части 1 также обсуждаются (и развенчиваются) другие теории, такие как «Тони всегда оглядывается по сторонам». Часть 2 сосредоточена на том, каково значение смерти Тони, и как его смерть сюжетно выстраивалась на протяжении 6-го сезона. Часть 3 сфокусирована на использовании символов в «Хольстене». Часть 4 описывает влияние «Крёстного отца» на финальный сезон и смерть Тони. Часть 5 сосредоточена на том, как финальный эпизод и финальная сцена связаны с американской войной с терроризмом. 6 часть рассматривает «шутки», которыми Чейз и его творческая команда предвещают смерть Тони. Часть 7 обсуждает два фильма, которые могли вдохновить на подобный финал «Семьи Сопрано». В части 8 приведены рассуждения о том, кто мог убить Тони. В части 9 обсуждается влияние «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика на применение приёма «вид от первого лица» в финальной сцене. Некоторые из этих тем будут перекрываться, но окончательный вывод из них один и тот же: смерть Тони - единственное имеющее смысл завершение сериала.
Click to view
ЧАСТЬ I: Как Дэвид Чейз убил Тони Сопрано: взгляд на режиссуру и монтаж финальной сцены и концепцию «Ничего не услышишь, когда это случится», озвученную Дэвидом Чейзом. Плюс пристальное рассмотрение причин, по которым другие теории о завершении сериала не выдерживают критики.
I. Финальная сцена в Хольстене в эпизоде «Made In America (сделано в Америке)».
Мистер Чейз выстроил финальную сцену так, что значительная её часть снята с использованием приема «субъективная камера» (взгляд от первого лица, «глазами Тони»). Чейз использует эту технику, чтобы зритель мог прочувствовать, как убивают Тони. Вот описание приёма «субъективная камера» из Википедии.
Субъективная камера или «вид от первого лица» (POV shot или subjective camera) - это короткая сцена фильма, которая показывает то, что видит персонаж в текущий момент. Как правило, она вставляется между кадрами, когда персонаж смотрит на что-то и кадрами, показывающими реакцию персонажа.
Что более важно, Чейз использует звон колокольчика на двери Хольстена, чтобы сигнализировать зрителю, когда будет использоваться «вид от первого лица», описанный выше (персонаж смотрит на что-то / врезка кадров того, что персонаж видит / показывают персонажа, как правило, его реакцию). Это повторяется 5 раз в финальной сцене, чтобы сформировать «шаблон» из которого логически следует, что последние кадры сериала (10 секунд черноты и тишины) это вид глазами Тони. Смысл в том, что Тони видит «мрак» и «небытие». Тони мёртв. Как именно Чейз это делает?
A: Тони входит в Хольстен и слышится звук колокольчика. На двери Хольстена висит колокольчик, который звонит каждый раз, когда кто-то входит в закусочную. Тони входит, и Чейз показывает крупным планом, как Тони смотрит на что-то в закусочной. Следующая сцена, которая снята «глазами Тони», определяет географию Хольстена. Тони видит всю закусочную, в которой множество столиков и барная стойка со стульями слева. Чейз возвращается к такому же углу обзора, как в предыдущем кадре, но теперь лицо Тони показано крупным планом (он по-прежнему смотрит прямо перед собой). Следующий кадр - это почти что предыдущий взгляд на закусочную «глазами Тони», но теперь сам Тони сидит за одним из столиков в средней части кадра (это называют «резкая смена кадра», т.к. не показывается, как Тони идёт до столика). Такое начало эпизода в закусочной готовит зрителя к тому, что он будет видеть определённые вещи глазами Тони. Неудобная «резкая смена кадра» позволяет понять, что «точка обзора» Тони находится прямо напротив двери (это крайне важно) и что Мэдоу будет чётко видеть убийство Тони, когда войдёт в Хольстен. «Резкая смена кадра» также сигнализирует о важности «вида глазами Тони» в этом эпизоде потому что зритель снова видит предыдущий кадр, показанный глазами Тони; Чейз незаметно «перемещает» нас в пространство внутри головы Тони.
Начальные кадры финальной сцены (как описано выше):
B: Начало использования шаблона.
(1) Звонит колокольчик, и мы видим крупным планом лицо Тони, он поднимает голову, чтобы увидеть, кто входит в дверь (этот кадр мы видим 1-2 секунды). В следующем кадре мы глазами Тони видим, кто проходит через дверь: высокая женщина с тёмными волосами, которая входит в Хольстен. Следующий кадр возвращает нас к лицу Тони, чтобы показать нам его реакцию.
Тони слышит колокольчик, смотрит:
и видит…
(2) Звонит колокольчик, и снова показывается лицо Тони, когда он смотрит, кто входит в дверь (этот кадр мы видим 2-3 секунды). В следующем кадре мы глазами Тони видим, кто проходит через дверь (такой же кадр, как в (1)): пожилой мужчина в кепке USA, который входит в Хольстен. Следующий кадр возвращает нас к лицу Тони, чтобы показать нам его реакцию.
Тони слышит колокольчик, смотрит
и видит…
(3) Звонит колокольчик, и мы видим крупным планом лицо Тони, он поднимает голову, чтобы увидеть, кто заходит в дверь (этот кадр мы видим 1-2 секунды). В следующем кадре мы глазами Тони видим, кто входит в дверь (такой же кадр, как в (1) и (2)): Кармела входит в Хольстен. Следующий кадр возвращает нас к лицу Тони, чтобы показать нам его реакцию.
Тони слышит колокольчик, смотрит
и видит…
(4) Звонит колокольчик, и мы видим крупным планом лицо Тони, он поднимает голову, чтобы увидеть, кто заходит в дверь (этот кадр мы видим 1-2 секунды). В следующем кадре мы глазами Тони видим, кто входит в дверь (такой же кадр, как в (1), (2) и (3)): “Человек в куртке Members Only” (далее “MOG”) прямо перед Энтони-младшим входит в Хольстен. Следующий кадр возвращает нас к лицу Тони, чтобы показать нам его реакцию.
Тони слышит колокольчик, смотрит
и видит…
(5) Звонит колокольчик, и мы видим крупным планом лицо Тони, он поднимает голову, чтобы увидеть, кто входит в дверь (этот кадр мы видим примерно 2 секунды). Согласно шаблону, следующим кадром должен быть взгляд глазами Тони на того, кто входит через дверь (это должна быть Мэдоу, так как она была показана входящей в закусочную за несколько секунд до звона колокольчика). Вместо этого, экран внезапно затемняется в середине сцены (в тот момент, когда мы должны увидеть Мэдоу глазами Тони) и выключается звук. Всё, что видит зритель - это «чернота» там, где должна быть «вид глазами Тони». Это и есть «вид глазами Тони», потому что он мёртв. Мы больше не слышим Don’t Stop Believing в исполнении Journey, потому что Тони больше не слышит её. При обычном финале, экран просто затемняется, после чего идут титры и, возможно, продолжается музыка. Вместо этого, чернота и тишина сохраняется ещё 10 секунд перед титрами, что и должно подчеркнуть, что чёрный экран - это то, что видит в конце Тони. 10 секунд тьмы и тишины - это сцена, не менее выразительная, чем любое изображение или диалог. Финальные кадры подчёркивают черноту, пустоту и вечную природу смерти. Изначально Чейз не хотел титров вообще, и чернота должна была оставаться на экране до появления логотипа HBO (это было раскрыто Дэвидом Чейзом в книге «Ultimate Soprano», выпущенной в октябре 2007 года). Это ещё сильнее подчеркнуло бы вечную природу смерти. Тони мёртв. Постановка и монтаж сцены указывают, что он был застрелен сзади в правую часть головы.
Тони слышит колокольчик, смотрит
и видит…
..ничто, потому что Тони мгновенно убит.
Тони был застрелен MOG (Members Only Guy - парень в куртке Members Only), вышедшим из уборной. Чуть раньше (5), MOG встал со стула и прошёл мимо стола Тони. Тони дважды посмотрел на MOG, пока он шёл мимо него и не вошёл наконец в уборную. Чейз использует «следящую камеру», чтобы проследовать за MOG, проходящим мимо стола Тони в уборную. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть важность сцены, Чейз продолжает движение камеры даже после того, как уборная хорошо видна (камера движется так, что дверь уборной, которая сначала видна в правом верхнем углу кадра, перемещается влево и, следовательно, более заметна, когда камера полностью останавливается). Это один из двух эпизодов со «следящей камерой» в финальной сцене (ещё один раз она используется, когда Тони входит в Хольстен), тогда как все остальные эпизоды в закусочной сняты статично. Режиссурой Чейз явно стремится подчеркнуть важность MOG, входящего в уборную. Цель этой сцены - подчеркнуть, что MOG удобно выстрелить в Тони, выйдя из уборной. Что ещё более важно, уборная находится позади Тони. У Тони нет шанса среагировать.
MOG намеренно показан Чейзом как угроза для Тони, ещё когда он входит в закусочную, и видно желание Чейза показать, что MOG отличается от остальных посетителей. MOG - единственный клиент, которого видно за дверью до звона колокольчика (он показан открывающим дверь до того, как в кадре появится Тони и будет слышен звон колокольчика). Однако шаблон, описанный выше в (1) - (5) ни разу не нарушается, и после того, как звонит колокольчик, Чейз показывает нам Тони, поднимающего взгляд и далее в соответствии с шаблоном. Также Чейз делает так, что MOG и Тони-младший входят почти одновременно (они почти сталкиваются). Это может означать, что MOG последовал в Хольстен за Тони-младшим. Когда MOG входит, он смотрит прямо вглубь Хольстена (ищет Тони?). Это выглядит странно в свете того факта, что он сразу же садится к стойке бара, находящейся слева от него (которую ему было сразу хорошо видно, когда он вошёл). MOG входит сразу за Тони-младшим и проходит прямо к камере, заполняя весь кадр (Чейз не показывает ни Кармелу, ни Тони-младшего, ни любого из посетителей таким образом). MOG полностью закрывает от зрителя Тони-младшего, что тем более необычно, что Тони-младший - один из главных героев, а не просто статист в сцене. Цель Чейза - просигнализировать о важности MOG. Когда Тони-младший садится, MOG виден на фоне, сидящим за стойкой бара. MOG виден в «мягком фокусе» на фоне между Тони-младшим и Кармелой. Чейз показывает во весь кадр MOG, глядящего, по-видимому, в сторону стола Тони (и, судя по всему, нервно постукивающего пальцами по стойке), что подтверждается следующим кадром с Тони-младшим и Кармелой, где MOG показан в «мягком фокусе» на фоне между ними, смотрящим в их направлении. Позже в этой сцене, мы видим второй крупный план, где MOG поглядывает на стол Тони. Ну и наконец, мы видим крупным планом, как MOG встаёт, чтобы пройти в уборную. MOG встаёт от стойки бара, глядя вниз, чтобы избежать зрительного контакта с Тони. Он идёт неуклюже, так как его голова повёрнута влево, в то время, как тело остаётся прямым. Кажется, таким образом MOG пытается избежать зрительного контакта и не подать вида, что он заметил присутствие Тони Сопрано. Также примечательно, что ни один из остальных посетителей (включая «дальнобойщика в кепке USA») не показан смотрящим на Тони (об этом ниже). Чейз делает это явно для того, чтобы зритель обратил особое внимание на то, что MOG выделяется из остальных посетителей. Как говорилось ранее, Чейз демонстрирует, что Тони легко убить со спины; кроме того, кадры знакомят нас с географией Хольстена, и «следящая камера» сопровождает MOG в уборную, показывая, что у MOG есть возможность легко и беспрепятственно покинуть Хольстен после убийства Тони.
Проблемы Мэдоу с параллельной парковкой и её опоздание на ужин, также подтверждают действия MOG и последующую смерть Тони. Фактически, это создаёт ощущение тревоги в сцене. Однако, сцена гораздо более значима, чем зритель может подумать. Если бы Мэдоу успела вовремя, то она сидела бы рядом с Тони возле прохода. Иными словами, она бы помешала MOG сделать удобный выстрел, выходя из уборной (Чейз чётко показывается это, когда MOG идёт в уборную). Во-вторых, её опоздание даёт повод Тони взглянуть на дверь в последний раз, необходимый Чейзу, чтобы показать затем последние кадры черноты «глазами Тони» (как объяснялось ранее). Кроме того, она отвлекает Тони, облегчая MOG возможность сделать выстрел.
“Человек в Куртке Members Only” это единственный посетитель, показанный за дверью до звонка колокольчика.
Чейз уделяет много внимания MOG, который в свою очередь уделяет много внимания Тони:
Следящая камера показывает, что MOG может легко, беспрепятственно выстрелить в Тони, выходя из уборной.
Мистер Чейз уделяет внимание всем нюансам, а шаблон с «субъективной камерой» позволяет держать убийство Тони под особым вниманием. Есть и другие кадры «глазами Тони» в этой сцене, например несколько кадров «глазами Тони» на музыкальный автомат или взгляд «глазами Тони» через плечо Тони-младшего, говорящего в кадре (взгляд «глазами персонажа» через плечо другого персонажа, который также остаётся видимым - это один из типичных примеров использования приёма «субъективная камера» в кино).
Чейз подкрепляет всё, что мы видим «глазами Тони», используя отдельные кадры от первого лица на Кармелу и Тони-младшего, пока они идут к столику. Взгляд Тони следует за ними, когда они подходят. Кармела проходит в левой части экрана, после того, как входит через центральную дверь, а второй взгляд Тони на Кармелу, это кадр, снятый под таким углом, чтобы показать, что Тони смотрит слегка левее от себя, пока она проходит мимо десертов. Второй взгляд «глазами Тони» на Тони-младшего начинается намного ближе к столу Тони, под углом, иллюстрирующим, что Тони смотрит слегка правее от себя. Так как Тони сидит прямо напротив двери (это ясно по начальной «смене планов», когда Тони заходит в Хольстен и затем, когда Тони смотрит прямо перед собой, слыша колокольчик), камера должна двигаться под углом, иллюстрирующим, что Тони следит за ними взглядом (Кармела и Тони-младший не могут пройти к нему напрямую через столы, расположенные прямо перед Тони). Эти кадры следуют за (4) и (5) среди множества других кадров «глазами Тони» в финальной сцене. Однако, как обсуждалось ранее, важнейшим моментом в сцене является момент, когда Тони слышит звон колокольчика. Чейз всегда использует одинаковую технику для изображения кадра «глазами Тони»: после того как Тони поднимает глаза к двери, Чейз всегда монтирует кадр с кем-то, входящим в зону «туннельного зрения» (глазами персонажа). Это делается четыре раза до финального звона колокольчика, создавая таким образом шаблон, который внушает, что чёрный экран - это и есть последнее, что видно «глазами Тони» (как указано ранее в этой части). Важно также то, что эти кадры «от первого лица» обычно не на 100% субъективны (как мы ясно увидим, видно и то, что должно быть скрыто от глаз Тони). Тут есть важный момент, касающийся приёма «субъективная камера» (из Википедии):
«Кадр «глазами героя» не обязательно должен быть именно «точкой зрения» какого-то определённого персонажа фильма. Это скорее лёгкое ощущение, что этот кадр «по своей сути» является видом от первого лица; сам монтаж этих кадров в последовательности других определяет приём «субъективной камеры»
География закусочной определяется первым взглядом «глазами Тони», после чего «перепрыгивает» к уже сидящему за столиком Тони (*Эти два кадра также иллюстрируют, что Мэдоу будет прекрасно видно убийство её отца):
Взгляд глазами Тони на музыкальный автомат:
Следом «глазами Тони» показана Кармела, подходящая к нему слева:
«Глазами Тони» показан Тони-младший, походящий к нему справа:
Чейз также намеренно отделяет сцены, где мы смотрим «не глазами Тони», чтобы подчеркнуть сцены, где мы смотрим «глазами Тони». Чейз показывает нам, как два чёрных парня через переднюю дверь смотрят на десерты. Эти кадры показаны не «глазами Тони» (как и дверь, открытая позади кем-то выходящим из закусочной), и, соответственно, колокольчик не слышен, а Тони показан изучающим меню до и после этого кадра. Что более важно, чёрные парни показаны под другим углом и явно намеренно эти кадры сняты камерой, расположенной ближе к полу; так Чейз разделяет вид «глазами Тони» и обычный вид от третьего лица. Чейз также использует звук, чтобы связать зрителя с «видом глазами Тони». Тони дважды обращает внимание на MOG, когда он проходит мимо стола Тони. Однако, Тони возвращает своё внимание к меню. В следующей сцене черные парни изучают десерты у двери, как будто они только что зашли в Хольстен. Монтаж сцены создаёт впечатление, что они вошли, когда MOG проходил мимо стола Тони. Это объясняет, почему Тони (а не мы) не слышал звук колокольчика: когда они входили в закусочную, внимание Тони было привлечено к MOG. Кроме того, Чейз показывает нам крупным планом молодую парочку за столиком. Когда их показывают во второй раз, Чейз увеличивает громкость так, что мы слышим их смех. В тот момент, когда они смеются, слышен звук, похожий на колокольчик. Следующий кадр показывает MOG, глядящего в сторону Тони и дверь, закрывающуюся за его спиной (что подтверждает, что колокольчик прозвонил). Следующий кадр показывает Тони, глядящего вниз. Очевидно, что если бы парочка не засмеялась, Тони (как и мы), услышал бы колокольчик и поднял взгляд. Если бы Тони поднял взгляд в этот момент, он увидел бы MOG, глядящего прямо на него, такая тонкая ирония может быть реализована только Дэвидом Чейзом и хорошо иллюстрирует, как могут завалить Тони. Колокольчик отчётливо слышен только во время исполнения шаблона с видом «глазами Тони» (за исключением того, когда он сам входит в закусочную). Есть два кадра с открытой на фоне дверью. Однако, эти кадры никогда не показаны «глазами Тони» и показывают только посетителей, выходящих из Хольстена. Первый - когда дверь открылась позади MOG, а он смотрит прямо на Тони во второй раз (определённо не стандартный вид «глазами Тони» и, как ранее объяснялось, следует через 1-2 секунды после смеха молодой парочки). Второй кадр - это посетитель, единственный, кто лишь немного приоткрывает дверь (возможно, поэтому колокольчик не слышен), выходя из Хольстена за спиной чёрных парней (тоже не взгляд «глазами Тони», как объяснялось выше). Кроме того, Кармела и Тони-младший показаны уткнувшимися в меню, перед тем, как Тони поднимет глаза в последний раз. Так Чейз доносит до зрителя, что у Кармелы и Тони-младшего нет шансов предупредить Тони, когда MOG выходит из уборной.
Связь взгляда «глазами Тони» со зрителем через звук: В следующих 5 кадрах (последовательно) Тони поглядывает на MOG, проходящего мимо его стола. Похоже, что Тони отвлекается, когда входят чёрные парни, что объясняет, почему он не слышит колокольчик при их входе. Сцена также опровергает теорию «Тони параноик и глядит на каждого» (обсуждается ниже в Части I):
Самый последний кадр, в котором Карм и Тони-младший смотрят вниз. Нет шансов предупредить Тони:
Затем Тони поднимает взгляд (звонит колокольчик) в последний раз:
Продолжение