СССР - Россия. Часть 5. Перевозка грузов

Jan 26, 2010 13:13

Очередная часть обзора официальной статистики по материалам Статистического ежегодника за 2008 год. Также при необходимости будут использоваться актуальные данные из сборника "Россия в цифрах" за 2009 год.

Предыдущие части.

Как и ранее, рассматривается первая часть сборника, имя которой - Основные социально-экономические показатели.

Сегодня речь пойдет про грузоперевозки.

1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Грузооборот транспорта, трлн т*км 2,6 4,4 6,1 3,7 3,6 3,8 4,0 4,3 4,6 4,7 4,8 4,9



Для начала неплохо бы разобраться, что это за показатель такой - грузооборот транспорта. Смысл понятия, думаю, очевиден: взяли тонну чего угодно, погрузили в фуру, проехали километр - получили Profit! 1 т*км.

Немного сложнее вопрос, что же показывает этот самый показатель. На первый взгляд он может показаться довольно абстрактным, ведь возят и нефть, и золото, и бриллиантовые колье, и доски. Все это можно мерить в тоннах, но тонны эти не одинаковые.

Поэтому,  к вопросу следует подходить с другой стороны, не пытаясь замерить ценность переехавших тонн.

Так уж сложилось, что все в нашем мире всегда находится не там, где хотелось бы (особенно деньги). И чем дальше развивается цивилизация, тем более острой становится необходимость перевезти что-нибудь с одного места на другое. Любое производство - это перевозка сырья, перевозка промежуточного продукта, перевозка стройматериалов, перевозка конечной продукции, перевозка отходов. Почти все, за что можно зацепиться взглядом, когда-то куда-то было перевезено. Машины, поезда и суда только и успевают сновать туда-сюда, подвозя нам все то, что мы с удовольствием потребляем.

Транспорт - кровеносная система экономики.

Однако, и тут можно обнаружить два пути. Взять, к примеру, классику - табуретку. Можно спилить дерево, отвезти на пилораму. Там распилить, распиленное отвезти на мебельную фабрику. Одновременно добыть железную руду, отвезти к сталелитейщикам. Там выплавить сталь, отвезти на завод. На заводе из стали сделают гвозди какие-нибудь или шурупы, их тоже отвезти на мебельную фабрику. На мебельной фабрике из гвоздей и пиломатериалов соорудят нашу табуретку, но сначала нужно еще взять уголь или газ и довезти его до ТЭЦ. Или того хуже - нефть, которую нужно довезти до НПЗ, получить мазут, который уже отправить на ТЭЦ, которая выработает электричество для всех наших производств. И лишь после всего этого можно грузить табуретку в фуру или вагон и везти к месту назначения. Вон, сколько тонно-километров получается, особенно на стадии сырья.

Есть другой путь - взять сотню баррелей нефти, перекачать в Европу, а на вырученные евры купить у европейцев эту самую табуретку и довезти ее до какой-нибудь икеи. Совсем другие тонны и другие километры выходят.

Какой путь лучше и правильнее - отдельная тема, здесь же речь про то, о чем говорит нам "объем грузоперевозок".

Объем грузоперевозок отражает развитие производственного сектора экономики.

Да, не совсем линейно, не совсем четко и однозначно, но общий уровень промышленности и сельского хозяйства показывает. Чем больше мы производим, тем больше приходится возить.

И что же видно из цифр и графика? Да все то же самое, что и всегда. Последние 20 лет жизни СССР объемы перевозок росли стабильно и неплохими темпами. Потом 90-е - огромный обвал. Потом - постепенное восстановление. Что интересно - до 2004 года темпы роста даже выше советских, а потом - меньше. И все это, напомню, отражает состояние экономики и влияние на нее известных реформ

А теперь маленький, но важный штрих.

При взгляде на график может показаться, что по перевозкам мы сейчас на уровне 85-го года и того и гляди лет через пять подойдем к уровню года 90-го. Но на самом деле, ни цифры, ни график не отражают всю глубину пропасти. Дело в том, что в цифрах до 90-го года не учитывается газопроводный транспорт. А это - сотни миллионов тонн газа на десятки тысяч километров. И график будет выглядеть несколько иначе.

Такие дела.

Продолжение следует.

реформы, СССР, статистика, перестройка

Previous post Next post
Up