Давно хотел изложить свои нехитрые размышления по поводу столетия Первой Мировой войны, ведь происходящие сегодня события являются своего рода феноменом, который необходимо если и не изучить, то хотя бы описать.
Начать стоит с того, что войну 1914-1918 годов вполне справедливо называют «великой и забытой». На полях сражений схлестнулись 38 государств, использовавших всю свою людскую, промышленную и экономическую мощь для победы над противником. Мир ещё не знал подобного, хотя слабые отзвуки будущего кошмара и доносились эхом с фронтов далёкой Англо-бурской войны, но Европа не могла представить, что совсем скоро она будет рассечена линиями фронта, опоясанными тысячами километров окопов, окутанными рядами колючей проволоки, и ощетинившимися одним из символов той войны - пулемётами.
Научно-технический прогресс сыграл с людьми злую шутку, которую впоследствии назовут «антропоцентрическими ножницами». Граждане «просвещённой Европы» считали, что небывалые научные открытия ведут человечество в светлое завтра, эру безграничного могущества и благоденствия, но, уповая на технику, люди деградировали и в решающий момент оказались неспособны сдержать рвавшегося наружу «зверя». Даже столетие спустя сложно представить, каким ужасом обернулось нравственное падение Европы, с каким упорством шли бессмысленные позиционные бои, какой безнадёжностью были пропитаны траншеи и окопы, с какой дьявольской изобретательностью трудились учёные, отринувшие «оковы» христианской морали и гуманизма. Ежедневный беспросветный ад длился четыре года. А потом всё закончилось. Версальский мир подвёл черту под крахом четырёх империй и гибелью десяти миллионов человек.
А затем всё было забыто, забыто по-разному, ведь у всех были свои причины. Люди заглянули в бездну и отшатнулись в ужасе. То, что необходимо было осмыслить и ни в коем случае не допустить в будущем, повторилось уже через четверть века с на порядок возросшей жестокостью. Западные демократии, стыдливо прикрывшие подвиг погибших людей памятниками, мемориалами и поминальными датами, закрывали глаза, а затем и вовсе развязали руки национал-социалистам в Германии. Немецкий реваншизм, помноженный на горячо одобряемый Западом антибольшевизм, пересилил память об ужасах войны, а головокружение от успехов на начальном этапе практически гнало немецкий народ к будущей мировой катастрофе.
Ну а в СССР, как бы это странно ни звучало, «империалистическую войну» помнили. Да, о ней заговорили не сразу, да, в 20-е была сильна идея «Мировой революции», но уже в 30-е годы прошлого столетия апеллирование к подвигам наших соотечественников начало приобретать системный характер. Перед руководством страны стояла непростая задача освещения в широких народных массах «непопулярной» войны, из горнила которой вышла молодая Советская республика. И здесь стоит признать, что эта задача не была выполнена, решение по созданию целостной картины не было найдено. Однако, Советский Союз до конца выполнил другую миссию, наша страна в отличие от Англии, Германии, Франции или Италии извлекала подлинные уроки из произошедшего, государство рабочих и крестьян гордо подняло знамя борьбы за мир.
В перестроечном угаре разномастные резуны на все лады твердили о том, как Сталин клепал десятки тысяч «автострадных танков» для рывка к Ла-Маншу и одновременно с этим ковал «фашистский меч в СССР», как ни удивительно, но это вполне уживалось в голове тогдашнего обывателя, а у некоторых уживается до сих пор. Реальность же была совсем другой, 80 лет назад ни одно государство не боролось за мир так, как это делал Советский союз. Именно СССР в 1933 году первым поднял вопрос о коллективной безопасности, в то время как Англия и идущая у неё на поводу Франция, вынесшие основные тяготы и лишения Первой мировой, лишь оттягивали переговоры и «умиротворяли» Гитлера.
Даже после того, как Чемберлен «привёз мир народам Европы» путём сдачи Чехословакии агрессору, Союз не сдавался и до последнего старался заручиться поддержкой Англии и Франции вплоть до августа 1939 года, когда переговоры окончательно зашли в тупик и стало окончательно понятно, что новой мировой войны не избежать. Ведь она была нужна всем. Всем тем, кто ещё двадцать с небольшим лет назад отправлял своих мужчин умирать в окопы, всем тем, кто наживался на оборонных заказах, всем тем, кто не понял, или не захотел понять, какое зло было выпущено на свободу. Всем, кроме Союза Советских Социалистических Республик, страны, которой не было ни на пьедестале победителей, ни в списках побеждённых Первой мировой, но вынесшей из неё главный урок и всеми силами старавшийся не допустить её повторения.
Наша страна не смогла предотвратить Вторую мировую войну, но она смогла сломать хребет фашистскому зверю и принести мир народам Европы. Наш народ заплатил небывалую цену за победу, а Великая Отечественная война стала в народном сознании войной священной. Несмотря на это, вот уж без малого тридцать лет предпринимаются попытки прямого противопоставления двух крупнейших войн, все тяготы которых вынесла наша страна. Не стоит путать эти попытки с шагами, которые действительно уменьшают раскол в нашем обществе и восстанавливают историческую справедливость (установка памятников, утверждение праздников и памятных дат, реконструкция церквей и храмов). Потомки людей, героически сражавшихся на фронтах Первой мировой, абсолютно справедливо хотят соответствующего отношения к своим предкам, честно исполнившим свой воинский долг.
Однако, совсем другое дело, когда под сурдинку восстановления исторической справедливости устанавливают памятники военным преступникам и фашистским пособникам, разглагольствуя о том, что если бы не «проклятые большевики», то мы бы и в Первой мировой победили и Вторую мировую не допустили. Принимать во внимание объективные факторы и помнить о том, что история не имеет сослагательного наклонения, такие разнокалиберные мечтатели упорно не желают. И, коль уж речь зашла о мечтателях, стоит спуститься на землю и рассмотреть тот самый феномен, о котором я писал вначале, но о нём в следующей части статьи.
Продолжение следует…