Гибель минзага у острова Русский 30 октября 1950 года

Apr 15, 2013 16:35


Гибель минзага у острова Русский
2005-10-25


30 октября на кладбище поселка Подножье о. Русский соберутся родные и близкие воинов-тихоокеанцев, чьи жизни 55 лет назад оборвала катастрофа, в результате которой погиб корабль ТОФ минный заградитель «Ворошиловск». Долгие десятилетия в советскую эпоху эту трагедию прятали за занавес секретности, не желая вспоминать черную страницу в глянцевой летописи ТОФ. О том, что же произошло в тот осенний день 1950 г. в б. Новик у Русского острова, наши заметки.

Евгений ШОЛОХ, специально для «К»

В те октябрьские дни 1950 г. минзаг «Ворошиловск» вместе с другими кораблями ТОФ проводил тренировки по комбинированной постановке минного заграждения на подступах к Владивостоку и последующей выборке мин.

Вернувшись на рассвете 30 октября домой после выполнения учебно-боевой задачи, минзаг «Ворошиловск» встал к стенке минного арсенала на м. Шигина. В его трюмах находилось 107 якорных и донных мин, а также два десятка минных защитников, к выгрузке которых и приступил с утра экипаж, чтобы сдать их на склад. Из воспоминаний бывшего начмеда «Ворошиловска» капитана медслужбы в отставке Александра Фещенко: «С утра 30 октября я заступил дежурным по кораблю. Около 10 часов меня вызвал к себе командир «Ворошиловска» капитан 3-го ранга Виктор Корженков и приказал передать вахту командиру БЧ-4 старшему лейтенанту Владимиру Павленко, а затем срочно отправляться в город, на судно «Алдан», стоявшее в районе 36-го причала, где находился штаб ОВРа (охрана водного района), решить вопрос об увольнении в запас матросов и старшин, выслуживших установленные сроки. Было где-то около 15 часов, когда я покинул «Алдан» и решил забежать домой на Голубиную падь проведать своих и перекусить. Поднявшись на Ленинскую, услышал, как со стороны Русского что-то здорово громыхнуло, отдавшись глухим эхом во Владивостоке (в ряде домов на Чуркине, Эгершельде, в центре города взрывной волной выбило стекла). Я повернул обратно, и тут встретился знакомый офицер из штаба, который и сообщил: твой корабль, Саша, только что взорвался...



36-й причал, когда я прибежал туда, был уже оцеплен, на Русский никого не пускали. Едва упросил взять меня в катер, на котором убывал к месту ЧП начальник штаба ТОФ. У минного арсенала на Шигина нашему взору предстала страшная картина: какие-то обгорелые, разбросанные по берегу обломки, покореженная и обгоревшая пожарная машина(весь ее расчет, как потом узнал, сгорел заживо), копоть, не рассеявшийся еще до конца запах гари. Корабля видно не было - он затонул. Я сразу же бросился в госпиталь, где ужаснулся еще больше: стоны и крики раненых, изувеченные трупы ребят, с которыми еще несколько часов назад общался... Некоторых вообще невозможно было опознать. Из командного состава «Ворошиловска» погибли помощник командира корабля старший лейтенант Савинов, замполит капитан 3-го ранга Дерипаско, штурман старший лейтенант Зеленин и подменивший меня на вахте командир БЧ-4 старший лейтенант Павленко. Были жертвы и среди моряков, в том числе и среди тех, которые должны были увольняться в запас. Командир остался жив, его выбросило взрывной волной за борт в воду. Но он был сильно контужен».


В материалах уголовного дела, которые чудом сохранились и с которыми автору этих строк удалось ознакомиться, значится, что причины катастрофы кроются в халатности. Именно к такому выводу пришли следователи и представители трибунала. Им вторят и материалы московской комиссии Главного штаба ВМФ СССР.

...В тот день к выгрузке мин было привлечено немало случайных людей - матросов и старшин других боевых частей корабля, которые были не знакомы с правилами обращения с минами и к тому же не прошли необходимый инструктаж об особой осторожности обращения с новым типом - «АМД-1000». В то же время многие специалисты-минеры в этот ответственный момент были задействованы ...дневальными по кубрику, рассыльными, вахтенными у трапа, дежурными по камбузу и т.п. При этом ни командир «Ворошиловска», ни его помощник, ни командир минно-боевой части корабля не осуществляли должного контроля за выгрузкой, как это было положено в таких случаях, пустив после обеда разгрузку боезапаса на самотек. Без злого умысла, конечно.

Понадеялись, что моряки справятся сами, как не раз это бывало. Работа подходила к концу, когда в нарушение правил и инструкций, запрещающих класть мины «АМД-1000» на палубу и перекатывать их без специальных тележек, при выгрузке из второго погреба «Ворошиловска» матросы стали складывать мины на металлическую площадку палубы. Без тележек. Уложив таким образом три мины, они стали пристраивать между ними четвертую, которая коснулась своей головной частью двух лежавших своих сестриц и, раздвигая их силой своей тяжести, ударилась хвостовой частью о палубу. Этот удар послужил причиной воспламенения одной из мин, которое сопровождалось небольшим взрывом и разбрасыванием по сторонам взрывчатой смеси и ее воспламенением, в результате чего загорелись палуба, надстройка корабля и пирс, что привело к воспламенению других мин. Матросы, оставшись без офицеров, растерялись, не зная, что же делать в данной ситуации в первую очередь. Выскочивший из своей каюты командир минзага капитан 3-го ранга Корженков, где он отдыхал после обеда, приказал срочно тушить огонь. Однако попытки локализации очага пожара на борту «Ворошиловска», увы, не увенчались успехом.


Тем временем замполит корабля капитан 3-го ранга Дерипаско, который с матросами на берегу принимал с корабля мины, приказал подчиненным разрывать цепь, т.е. раскатывать в сторону друг от друга мины, чтобы они не сдетонировали, а вместе с ними и весь арсенал, а сам кинулся на горящий корабль - у него в каюте остался партбилет. Он уже взбежал на палубу. И тут грянул еще один, но уже мощный взрыв - одновременно взорвались несколько мин и кормовой артпогреб «Ворошиловска» с боезапасом. Горящий корабль, окутанный дымом, с сильным креном на правый борт быстро затонул.

Трагедия оборвала жизнь 20 человек, еще 35 получили ранения разной степени тяжести и увечья. Однако ее последствия могли быть еще ужаснее: по мнению ряда специалистов, если бы сдетонировали и рванули минные склады - не только Русскому острову, но и Владивостоку мало бы не показалось...

В то же время есть версия причин случившегося еще одной комиссии, состоявшей из представителей 5-го флота (в те годы ТОФ состоял из двух частей: 5-й и 7-й флот. - Прим. авт.). Признавая, что личный состав минзага нарушил правила выгрузки боезапаса, вместе с тем она отмечала и техническую несовершенность минно-подъемных средств и самих мин типа «АМД-1000», принятых на вооружение без отработки их для корабельных условий...

А потом был закрытый суд военного трибунала. «Без участия сторон обвинения и защиты» - как значится в документах. Командиру «Ворошиловска» капитану 3-го ранга Корженкову и командиру минно-боевой части корабля лейтенанту Кононцу первоначально дали по восемь лет лагерей каждому. И три года флагманскому минеру капитану 3-го ранга Кутепову. В итоге же Корженков и Кутепов были осуждены условно и «без поражения в правах». И лишь командир БЧ-3 минзага лейтенант Кононец попал в лагерь.

Из воспоминаний вдовы зам. командира «Ворошиловска» по политчасти Николая Дерипаско Лидии: «... Уже назавтра после гибели «Ворошиловска» по городу поползли самые невероятные слухи, вплоть до того, что американцы на Русский бомбу сбросили. Но потом все больше шли разговоры о вредительстве, диверсии... Кстати, тогда и моего Николая была попытка очернить... И целый год мне вообще не выплачивали пенсии, а на руках двое ребят, сама сильно болела, не работала. Трудное было время, но, спасибо, люди добрые помогли».

На траурном митинге на похоронах командующий ТОФ Кузнецов говорил, что память о погибших моряках и офицерах с минзага будет достойно увековечена. Но вскоре его назначили военно-морским министром (в 50-е гг. так называлась должность Главкома ВМФ СССР. - Прим. авт.), он уехал, и все затихло. Более того, через некоторое время снесли и тот скромный памятник, что был, а холм братской могилы срыли, разровняв землю, будто там ничего и не было. Говорили, что этот вандализм случился по указанию московской комиссии, что разбиралась в причинах ЧП и заявившей якобы, что погибшие были разгильдяи и недостойны памяти... Вот тогда я со своими сынишками Олегом и Игорем соорудила как могла на месте братской могилы пирамидку со звездочкой...».

В 1994 г. автор этих строк поднял вопрос об увековечивании памяти ворошиловцев перед 1-м заместителем Главкома ВМФ России адмиралом Игорем Касатоновым во время его пребывания во Владивостоке. Игорь Владимирович пообещал. И в ноябре 1994 г. на кладбище Подножья была торжественно открыта памятная стелла воинам минного заградителя «Ворошиловск». Так спустя 44 года была восстановлена память о преданной забвению трагедии и увековечена память ее жертв.
http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=4445






Минный заградитель «Ворошиловск»
Пароход грузо-пассажирский
Год постройки: 1907 г.
Место постройки: Германия
Грузовместимость GT (gross tonnage): 1210
В Доброфлоте: 1912-1922 гг.

Одно из судов, перешедших из Доброфлота в ДВМП.
Работало на Северных направлениях, участник Колымских рейсов.
В 1932 году судно было передано Военному Ведомству.
Как минный заградитель Ворошиловск погиб от взрыва в 1951 году.

Технические характеристики:
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 1210
Длина (в метрах): 60,34
Ширина (в метрах): 10,03
Осадка (в метрах): 4,57
Мощность машины (в лошадиных силах): 750
Скорость (в узлах): 10
UPD. Памятник погибшим на кладбище острова Русский


















in memoriam, Владивосток, Приморье, о. Русский, ВМФ, как это было

Previous post Next post
Up