Первая в истории выставка под названием «Дегенеративное искусство»(нем. Entartete Kunst) открылась 19 июля 1937 в Германии.
На ней было представлено около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии.
Выставка была знаковым явлением и своего рода символом нетерпимости, с которым человечество вступило в 20-ый век.
За день до открытия выставки с речью выступил фюрер:
"Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому, что
все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым
Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана…"
Своё отношение к авангардному искусству Гитлер выразил еще в своей книге «Mein Kampf», теперь же,
когда нацисты утвердились во власти, настало время решительных действий. Ведомство доктора Геббельса
поработало на славу, выставка пользовалась огромной пропулярностью, она объехала 13 городов,
её посетили 3 миллиона зрителей (такой рекорд был побит лишь в 2000-х годах).
Очереди были, как на выставку в Манеже (об этом впрочем попозже).
Помимо собственно живописцев, в дегенеративные художники записали композиторов, таких Арнольд Шёнберг, Пауль
Хиндемит, Бела Барток, а про джаз и говорить нечего, "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Фатерланд продашь".
Выставку вместе с нацистскими бонзами посетил Геббельс, герр Доктор явно доволен.
Наконец, в торжественной обстановке, выставку посещает и сам фюрер немецкого народа.
Не знаю как фюреру, а мне картина на заднем плане явно понравилась.
Кто же попал под раздачу? Вот только неполный список:
" Эрнст Барлах, Макс Бекман, Ханс Беллмер, Рудольф Беллинг, Жорж Грос, Отто Дикс, Иоханнес Иттен, Генрих Кампендонк, Василий Кандинский,
Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Ловис Коринт, Вильгельм Лембрук, Эль Лисицкий, Франц Марк, Герхард Маркс,
Паула Модерзон-Беккер, Оскар Молл, Пит Мондриан, Ласло Мохой-Надь, Эмиль Нольде, Отто Панкок, Макс Пехштейн, Ханс Рихтер, Кристиан Рольфс,
Рауль Хаусманн, Карл Хофер, Бернгард Хётгер, Марк Шагал, Эдвин Шарф, Курт Швиттерс, Оскар Шлеммер, Карл Шмидт-Ротлуф, Курт Штёрмер,
Отто Фрейндлих, Генрих Эмзен, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский."
Сейчас иметь в своей коллекции картины этих художников является мечтой любого музея, но это сейчас...
А ведь всего за 20 лет до выставки отношение к художникам было совсем другое. Во время Первой мировой войны Франц Марк,
как и его собрат по профессии Август Маке были призваны в действующую армию.
Картины Франца Марка стали классикой немецкого экспрессионизма.
У
marinagra есть прекрасный пост о художнике:
ХУДОЖНИК ФРАНЦ МАРК: НА СИНЕМ КОНЕ В 1914 году в бою погибает Август Маке, гибнут многие другие представители германской интеллектуальной элиты,
и правительство кайзеровской Германии решает отозвать тех кто еще уцелел с фронта. В список попадает и Франц
Марк, но поздно, приказ об отзыве не успевает дойти до его части и Франц Марк погибает в верденской мясорубке.
Проходит всего двадцать лет, в изменившейся Германии Франц Марк уже не гордость немецкого исусства,
его картины изымаются из музеев, публикации и альбомы убирают из библиотек, он уже не нужен
новой Германии, Бог проявил милосердие не дав ему дожить до этого позорного дня, 19 июля 1937-го года.
Выставки "Дегенеративного Искусства", Прошлое и Настоящее - Часть 2