Вокруг Барнса

Nov 29, 2015 00:06

Начало здесь:

Фонд Барнса или музей, о котором мало кто знает

Альберт Барнс и критики



История создания коллекции Альберта Барнса полна курьезов и легенд. Если первый его приезд в Париж остался практически незамеченным, то все последующие вызывали ажиотаж среди художников и арт-дилеров. Барнс "открывал" художников. Конечно, действовал он не в одиночку, в Париже Барнс знакомится с молодым и энергичным арт-дилером Полем Гийомом. Хотя Барнс покупал картины у многих дилеров, включая таких известных, как Амбруаз Воллар и Дюран Роэль, для них он был одним из клиентов, Гийом же отдавал Барнсу все свое время и энергию. Гийом рыскал по всему Парижу в поисках картин Пикассо, Ренуара, Матисса и Сезанна. Благодаря ему коллекция Барнса росла невиданными темпами.

Amedeo Modigliani, Paul Guillaume, 1916





Самую первую картину Пикассо, "Les Paysans", Барнс покупает еще до войны, в 1912 году. Барнс заплатил за картину 300 долларов.

Пикассо, Les Paysans, 1906



За "Les Paysans" последовали другие, всего в коллекции Барнса 44 работы работы Пикассо.

Пикассо, Дитя в кресле, 1901



Пикассо, Девушка с козой



Пикассо, Аскет, 1903



Пикассо, Молодая женщина с сигаретой



Пикассо, Стакан и пачка сигарет, 1911-1912



Внезапно поток покупок картин Пикассо иссякает, Барнс определенно теряет к нему интерес, в коллекции отсутствуют картины написанные художником после 1922 года. Исключение составляют "Секреты" 1934-го года, вышивка шерстью и шелком на хлопковом полотне, видимо купленная за оригинальность.

Пикассо, Секреты



Теперь на первый план выходит большая тройка, Ренуар, Матисс и Сезанн.

Сезанн, Мальчик в красной жилетке, 1889



Матисс, Одалиска,



Матисс, Игроки в домино, 1921



Матисс, Молодая женщина перед аквариумом, 1922



Сезанн, портрет мадам Сезанн, 1889



Сезанн, Натюрморт с черепом, 1895-1900



Ренуар вне конкуренции, этим художником Барнс был одержим всю свою жизнь. Собрание работ Ренуара в коллекции Барнса самое большое в мире, но не все равноценны по качеству. В собрании превальируют картины "красного" и "перламутрового" периода, половина собрания состоит из картин, созданных в последние 10 лет жизни художника. Барнс считал, что именно в последние годы Ренуар достиг высочайшего уровня мастерства во владении цветом, формой и светом. Более того, он писал, что искусство Ренуара наряду с Сезанном является главным источником из которого зародилась вся современная живопись. Многие критики были не согласны с Барнсом, но его это совершенно не волновало.

Иногда Барнс покупал и откровенно слабые, ученические работы Ренуара. Для Барнса было важным, чтобы в его коллекции были представлены все этапы творчества художника, "весь Ренуар".

Удивительно, но картины красного и перламутрового периода не довлеют над зрителем, в комбинации с картинами Сезанна и Матисса они создают цельный образ, в этом вся магия развешивания картин. Удивительный эффект, можно проходить через одни и те же комнаты музея много раз, и каждый раз новая картина Ренуара будет выходить на первый план, "период" становится второстепенным, ведь это Ренуар!

Ренуар, Женщина с веером



Ренуар, Перед купанием, 1875



Ренуар, Завтрак, 1875



Ренуар, Собиратели устриц, 1879



Ренуар, Девочка со скакалкой (Portrait of Delphine Legrand), 1986



Ренуар, Анемоны, любимые цветы художника, 1885



Те же Анемоны, но уже "красного периода" (Музей Помпиду), 1916



Ренуар, Портрет мальчика в матроске (Portrait of Robert Nunès), 1883



Ренуар, Купальщица со служанкой, 1901



Ренуар, Henriot Family, 1875



Информация об американце с чековой книжкой скупающем всего Ренуара быстро рапространилась по Парижу. В 1921 году Барнс узнал, что одна из последних картин Ренуара, "Большие купальщицы" выставлена на продажу. Барнс предложил наследникам Ренуара 800 тысяч франков, огромную сумму по тем временам, более того, он намекнул, что готов ее удвоить. Узнав, кто хочет купить картину, патриотически настроенные наследники ответили отказом и предложили картину в дар Лувру. Однако Лувр не спешил принять картину в дар. Бюрократические проволочки длились два года, в конце концов наследники сдались и согласились продать картину. На радостях Барнс открыто обьявил о покупке, новость попала в газеты и чиновники в Лувре зашевелились. Акт дарения был официально оформлен, картина перевезена в Лувр, а Барнс лишился столь желанного шедевра.

Ренуар, Большие купальщицы (Нимфы), 1918-1919



Больше Барнс таких ошибок не делал. Следующая покупка, "Игроки" Сезанна, была сделана в обстановке полной секретности через подставное лицо. Барнс был не единственным американцем, приезжавшем в Париж за покупками. Один раз на пути в Европу на знаменитой "Нормандии" подобралась целая компания. За непринужденной беседой богатые коллекционеры делились своими планами, в то время как Барнс внимательно слушал. Тем же вечером неколько радиограмм были отправлены в Париж. Гийом времени не терял и по прибытии коллекционеров в Париж их ждал не один сюрприз.

Известен еще один уникальный эпизод, когда все деньги Барнса не могли ничего сделать. В двадцатых годах Барнс посетил студию Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Ларионов был тогда болен и молча наблюдал, как Барнс скурпулезно осматривал картины, делая пометки в блокноте. Барнсу понравилась расписанная Гончаровой ширма.



Наталья Гончарова, Автопортрет,



Когда Барнс спросил сколько она стоит, Гончарова ответила, что это подарок сделанный ею для мужа и она не может ее продать. В ответ Барнс предложил весьма внушительную сумму. Супружеская пара тогда отчаянно нуждалась в деньгах, но Гончарова опять ответила отказом. В лучших традициях (все продается и все покупается) Барнс удвоил сумму, Гончарова опять отказалось. Барнс продолжал удваивать сумму снова и снова, пока находящаяся на грани срыва Гончарова не указала ему на дверь.

Поль Гийом не ограничивался поисками Ренуара и Матисса, он аккуратно и не спеша подталкивал Барнса к современной живописи. Барнс сыграл решающую роль в судьбе Сутина, никому тогда не известного обитателя знаменитого Улья (La ruche). Существует несколько версий, по одной, Барнс увидел картину Сутина в маленьком кафе и тут же купил ее, по другой версии картину Сутина купил Гийом, и когда Барнс заинтересовался, привел его в галерею Зборовского. Как бы то ни было, все версии сходятся в одном, что этой картиной был знаменитый "Кондитер".




Барнс купил все картины, что были в Галерее, по 50 долларов. На следующий день о покупке уже знал весь Париж, Сутин стал знаменитым. Всего Барнс купил 52 картины, из которых 12 тут же уступил Гийому. Часть картин Барнс продал уже в Америке, оставив себе самые лучшие. "Кондитер" стал украшением коллекции, мимо него не проходит ни одна экскурсия.

Кроме Сутина Барнс проявил интерес к картинам Модильяни. К сожалению, Модильяни об этом уже узнать не мог.

Модильяни, Портрет Леопольда Зборовского, 1919



Модильяни, портрет Jeanne Hébuterne, 1919



Модильяни, Молодая женщина в голубом, 1919



Модильяни, Симпатичная хозяйка (La Jolie ménagère)



Модильяни, Мальчик в матроске, 1917



В 1934-ом году произошло, а точнее не произошло, весьма примечательное событие. Советское правительство решило продать национализированную коллекцию Сергея Щукина.

Сергей Иванович Щукин, Портрет работы Дмитрия Мельникова, 1915



Знаменитая коллекция могла стать для Барнса призом всей жизни. Начались длительные переговоры через посредников, которые длились неколько месяцев. Советское правительство готово было продать, а Барнс готов был купить, договорились и о сумме. К сожалению (для Барнса, но не для России), было одно неустранимое препятствие, был еще жив проживающий во Франции законный владелец коллекции!

В конце 20-ых годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и Щукин будет по суду требовать свою коллекцию. По свидетельству П.А.Бурышкина, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: "…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там". Продажа коллекции в Америку могла все это изменить. Посоветовашись с адвокатами, Барнс отказался от сделки. История не терпит сослагательного наклонения, но вполне возможно, что за коллекцией Щукина последовала бы коллекция Морозова, не было бы Государственного музея нового западного искусства и его собрание не делили бы между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Ну и в заключение, Ирина Антонова (дай Бог ей здоровья) оставалась бы директором своего музея.

"Танец" остался в России



Барнсу очень хотелось иметь это панно в своей коллекции, купить коллекцию Щукина не получилось, но Барнс был не из тех людей, кто сдается, ведь мэтр еще жив и вполне работоспособен, почему бы не заказать что-то подобное.

Дело за малым, пригласить мастера в гости и все обговорить в спокойной обстановке.



Вуаля!



Фонд Барнса знаменит не только своими шедеврами, но и шумной историей, связанной с судьбой коллекции. Но об этом в следующей части.

Фонд Барнса - судьба коллекции

Альберт Барнс

Previous post Next post
Up