Странное дело. Мы хотели построить что-то, что будет летать. Для этого мы усердно изучали аэродинамику, термодинамику, сопромат и урматфиз - и построили. И оно, действительно, летает. Только это ковер-самолет, и летает он не за счет наших знаний аэродинамики, а за счет магии.
(
никого не заставлял )
Comments 16
Reply
Никак не могу взять в толк, что за "натуродецея"?))) Очень конечно интересная замена "рациональное объяснение" -> "нравственное оправдание". Но едва ли это применимо к науке, на мой взгляд.
Упрощение - да, придумывание мира, эквивалентного данному, но лучше поддающегося контролю - да. Но что за "нравственное" объяснение?
> первооткрыватели ... не ищут "нравственного" объяснения, они хотят увидеть мир таким, какой он есть
Я бы сказал, что любой ученый хочет именно этого (ну или думает что хочет).
> первооткрыватели, в любой области, и должны действовать иррационально, ведь они подвергают сомнению старые теории
Замечу лишь, что начав свое программное произведение с сомнения, Декарт вообще говоря заложил основы западного рационализма (ну, такова оффициальная версия))).
Reply
О той ситуации, когда некая мифическая "научная картина мира" становится для обывателя каменной стеной, за которой cosy and wet, своего рода очередным опиумом для народа. В таком смысле это действительно оправдание.
Но это свойство не является сущностным свойством науки, не заложено в ней изначально, как ее неотъемлемый атрибут. И более того не является ее монополией. Просто она это может (а точнее смогла): может (на равне с другими) стать идеологией, каменной стеной, картиной мира и т.п. Это скорее социологический вопрос, чем вопрос философии науки.
Да и ведь очевидно, что с функцией натуродецеи (да, будем теперь повсюду употреблять это отличное словцо)) тысячелетиями прекрасно справлялись религия и мифология. А это уже не рацио.
И кстати, если это так понимать, то за рамки выйти нельзя. И ничего никогда не рушится. Научная картина мира оказалась очень живучей. Как впрочем и религиозная. У них всегда есть на все свой ответ. Хотя бы гипотетический.
Reply
Reply
"Она решает в точности те вопросы, которые мы хотели, чтобы она решала, и дает результаты в точности в том виде, в каком мы изначально хотели их получать." - по моему опыту (какой есть) я сталкиваюсь с тем что она решает не те вопросы которые я хочу, а выводит куда-то все время в сторону.
Reply
С иррациональностью возникновения еще можно примириться, но иррациональность функционирования, иррациональность понимания, непредсказуемость и неконтролируемость интерпретации...это капец.
Выходит, что не только чтобы создать надо быть гением, но и чтобы понять одного усердия не достаточно.
Я имел в виду в более глобальном смысле "вопросы которые мы хотим". Мы хотим летать - наука построит самолет. Хотим знать почему небо синее - наука скажет "релеевское рассеяние".
Reply
Reply
По-моему, вы всё-таки слишком драматизируете. Искать где-то "чистый" рационализм или "чистый" иррационализма - это излишний идеализм. Если наука и не является "высшим проявлением человеческой рациональности", то уж в ней рациональности больше, чем где-либо ещё. Бесмысленно искать рациональную базу любой деятельности, на последнее "почему" всё равно не будет ответа. Так что же теперь делать?
И от постмодернизма мы, к сожалению, уже никуда не денемся (по крайней мере пока). Я тоже сначала был весьма разочарован тем, что постмодерн сейчас правит бал, я полагал, что это какой-то откат назад, регресс, но теперь мне всё больше кажется, что постмодернизм - это естественный ход вещей. А потому бессмысленно противиться ему, как бессмысленно противиться естественным процессам.
Reply
Может и драматизирую, а может и нет. Взывая к вере мы спрашиваем "ты в это веришь?", взывая к чувствам "ты это чувствуешь?", к морали "как ты мог так постипить?", а взывая к разуму мы спрашиваем "ты это понимаешь?". И либо в понимании нет ничего иррационального, либо я вообще не понимаю, что такое рацио.
Размышляя над этим в течение последних лет, я прихожу к выводу, что логос вообще фикция, от начала и до конца. Равно как и такие вещи, как истина, объективность и прочие. Точнее не то что бы фикция, но не то, за что себя выдавали; требуют кардинального пересмотра.
И в этом смысле я с Вами полностью согласен на счет постмодерна. Он мало того что естественнен, он имхо шаг вперед, а не назад. По крайней мере в том смысле в каком я его понимаю (а я на самом деле мало чего понимаю).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment