Nikon F - первая из шести камер F серии, она же - самая крепкая и живучая среди всех.
Уничтожить её крайне сложно, нужно было очень постараться.
Настоящей проверкой на прочность для этой камеры стала война во Вьетнаме. Она же сделала её настоящей легендой.
Бывали случаи, когда при взрыве неподалеку камера улетала в одну сторону, задняя крышка - в другую, после чего ее собирали обратно, засвеченную пленку выкидывали, и камера продолжала работать.
Болота, грязь и глина, удары по корпусу - всё это камера переносила совершенно нормально.
Из воспоминаний ветеранов:
"В патрулях мы часто переходили вброд реки и ручьи. Конечно, я старался держать все свои камеры над головой, но часто уходил под воду вместе со всем снаряжением. Я пытался высушить аппаратуру любыми доступными в поле способами. Иногда это мне удавалось, иногда не очень. Наши камеры конечно со временем отказывали, их добивала влажность и нам приодилось их заменять."
"Вот чего F не мог остановить - так это пулю. Это вам не дроп-тест на бетонный пол. Камера была на мне в тот момент, и я ничего не заметил, только когда после перестрелки я собрался что-то сфотографировать, и оп-па - ничего не работает ! Мы все были на адреналине, "туман войны" не позволил мне и парням вокруг заметить, что именно произошло.
Я не был ранен, вокруг меня от осколков пули тоже никто не пострадал, только рулон пленки в камере был уничтожен...
…Пуля попала в камеру сбоку, стекла объектива раскололись от удара. Многим парням у нас пули попадали в различные "вещи". Рюкзаки, фляжки, каблуки ботинок, брюки, каски… Попадания в каски конечно были самыми пугающими. Не всем из нас так везло, немногие сумели вернуться домой без шрамов на память."
На фотографиях еще один знаменитый Nikon F, остановивший собой пулю. Он принадлежит Дону МакКаллину(Don McCullin), и дествительно спас своему владельцу жизнь. Этот случай произошел в Камбодже в 1970м году. Пуля была выпущена из АК-47.
Камера выставлена сейчас в музее.
"У меня отказала пара камер за все время войны во Вьетнаме, но это не удивительно, так как обращались с ними очень грубо и после такого сдалась бы любая техника. Один F бросили со всего маху на пол Хьюи, когда нас экстренно вытаскивали из под обстрела. От удара разбился 135мм объектив, который стоял на камере, пентапризма не выдержала и тоже дала трещину.
Многие наши камеры добивала влажность или грязь с глиной, во время муссонных дождей ничто не могло оставаться сухим."
"Я провел почти четыре года во Вьетнаме как штатный фотограф Телеграфного агентства с двумя Никон Ф, и объективами 35/2, 50/2, и 105 (всех по паре). Я и по сей день пользуюсь этими объективами и камерами. Объективы за это время несколько раз чистили и смазывали(52 доллара по нынешним деньгам), а также я делал CLA камерам. Сегодня я использую все эти объективы с о своими цифровыми камерами D3s и D200. Старые линзы сделаны более качественно, но у них хуже просветление. На самом деле на моих объективах просветленного покрытия уже почти не осталось, что делает их даже лучше для съемки на ч/б. У меня есть эмоциональная привязанность к этой технике, поэтому вам стоит предвзято относиться к моим словам...
Я как правило не выкладываю свои фотографии боевых действий, по причине того, что работал я по контракту, согласно которому большинство фото по прежнему принадлежат агенству. Часть была просто утеряна. Даже если они были бы сейчас у меня, я не хочу этого делать. Война по-настоящему жестока, и я провел пару лет на диване у психолога, чтобы полностью выправить голову после всего этого. Сейчас я не возвращаюсь к этим кадрам нигде, кроме своих снов.
Любой, кто будет напевать вам про героизм работы военным фотографом нагло лжет, или никогда не пробовал этого. Несмотря на это, в свои 22 года мне нравилась моя работа.
Есть горстка людей, которые прошли через это, и им приходилось отмывать кровь других со своих камер, а также они могли сменить на бегу под обстрелом рулон tri-x в своей камере. Помните, что задних крышек на петлях тогда еще не было.
Возвращаясь в снаряжению - Лейка М и Никон Ф, иногда немного Пентаксов - всё, что мне доводилось встречать на этой войне. Всегда использовались обычные беззамерные призмы, никакой автоматики. Пленка - только Tri-X. Некоторые военные фотографы снимали парады и другие массовые мероприятия на свои громоздкие старые Графлексы.
Камеры Лейка М были для меня тогда слишком дороги, конечно если были бы деньги, я снимал бы только ими(сейчас так и делаю).
У пентаксов в то время замер работал только с предварительным закрытием диафрагмы.
Мои первые две жены давно покинули меня, а вот оба моих Никон Ф по сей день со мной."