Они жили в грязи бирмингэмских улиц, в посткоитальных судорогах Первой Мировой войны, в преддверии пролетарской революции. Они вдыхали выхлопы сталелитейных заводов, опасливо оглядывались через плечо и просчитывали на тридцать ходов вперёд. Они смотрели исподлобья, пряча в козырьках своих кепок острые бритвы. Каждое утро они начинали с семейного собрания и заканчивали подсчётом прибыли, полученной на скачках. Каждый день они ставили интересы семьи превыше собственных, заключая браки по расчёту, вступая в сделки с полицией и пытаясь урвать у жизни кусок покрупнее. Что сейчас могло бы называться «авторитетом на районе», тогда гарантировало определённую безопасность и благополучие. И не наживы ради, не из тщеславия, но клан Шелби шёл по головам и зарабатывал себе самую что ни на есть криминальную репутацию.
Начинается сериал со своеобразной рокировки внутри семьи: Томми, второй по старшинству по мужской линии, занимает негласное место короля, провернув нехитрую махинацию на скачках. Томми - первый, кого увидит зритель, и единственный, кого оператор не выпустит из фокуса на протяжении всех шести эпизодов. Стержень повествования, истинный глава семьи, Томми излучает властность и силу, способные одновременно защитить или убить. С первых же кадров Киллиан Мёрфи заявляет о себе, создавая образ не мужчины, а льва, уверенно прочёсывающего владения и оказывающего честь своей улыбкой, рукопожатием, приветствием. Камера берёт его издалека, часто со спины, рисуя пока что не человека, а хозяина положения. Кепка наглухо закрывает его глаза, скрывая любое проявление эмоций.
Лишь позднее, когда старший брат Артур окончательно уступит свои права, мы увидим настоящее лицо Томми. Исключительная проницательность, прозорливый ум, способный просчитывать успехи и поражения, упрямство быка и - как это ни странно - сломленный войной дух. Благородство, самоотверженность, честность - с одной стороны; неприступность, безжалостность, склонность к насилию - с другой. Мёрфи удалось сыграть опасного преступника, который вызывает уважение и трепет, чья личность по-настоящему многогранна и заслуживает многосерийного подхода.
История, рассказанная в первом сезоне, развивается сразу из нескольких конфликтов, которые в конечном итоге завязываются в змеиный клубок противоречий. Из Лондона прибывает инспектор Кэмпбелл, эдакий Жавер, борец с преступностью и взяточничеством в любом проявлении. Ему поручено покончить с группировкой Шелби, и именно его пламенная речь в первой серии запускает маятник сомнений в зрителе - кому же отдать свои симпатии. Вместе с Кэмпбеллом размеренный быт ирландской семьи нарушает Грейс, новая барменша, пытающаяся втереться в довериеТомми и докладывающая о каждом его шаге полиции. Презирать её за двуличность или влюбиться вместе с ней в Томми - ещё одна дилемма, разрешимая только выстрелом в упор. На втором плане разместились по-своему харизматичные персонажи, усложняющие и без того нелёгкую жизнь криминального главаря. Сестра Ада влюбилась в заклятого врага и принесла ребёнка в подоле. Отец, давно оставивший семью, возвращается, чтобы украсть все заработанные средства. Тётя Полли вечно лезет не в свои дела и учит делам сердечным. Как назло, на голову свалились украденные пулемёты, которые все хотят заполучить. И при таком-то раскладе приходится думать, как обойти криминальный авторитет Билли Кимбера!
Приятно, что все персонажи получились объёмными, что ни разу не приходится констатировать фальшь или натянутость. Актёры отдались своим ролям до последней морщинки, с гордостью натягивая на брови кепки с острыми козырьками и прощупывая за пазухой заряженный кольт. Уровень постановки вообще поражает. Для телевизионного сериала настолько детально воссозданная действительность, настолько реалистичные костюмы и декорации, настолько «вылизанная» картинка - большая редкость. Единственное, что выбивается из общего ряда, это саундтрек, но и здесь выбор режиссёра не подкачал. Кажется, что общего у White Stripes и ирландской мафии? Но Томас Шелби, идущий по улице под ‘I Think I Smell a Rat’, как нельзя ближе подбирается к зрительскому сознанию, напрочь опрокидывая понятие стилевого диссонанса.
Peaky Blinders - без преувеличений лучший сериал 2013-го года, почти дотянувший до драматического совершенства. Визуальная отточенность, сценарная безупречность и блистательные актёрские работы слажено атакуют любую предвзятость со стороны смотрящего, вызывая под финальные титры самые искренние аплодисменты.