Эволюция самолетных двигателей

Jun 29, 2012 13:57


Человека всегда тянуло в небо. В сказках и мифах всех народов Земли возможность летать была присуща богам и высшим существам. И как же быстро мы привыкли к воплощённому чуду! К тому, что всего за каких-нибудь 10-12 часов можно очутиться в другом полушарии, к тому, что самолеты сделали нашу планету маленькой и практически любую точку мира - легко достижимой. Удивительно, но с момента первого взлета 17 декабря 1903 года смешного самолетика с деревянными винтами - изобретения братьев Райт - прошло всего сто с небольшим лет, лишь мгновение с точки зрения истории.

Сегодня без самолетов наша жизнь невозможна. А главная их часть, «сердце» летательных аппаратов, приравнявших людей к богам, - это двигатель. Давайте взглянем, с чего все начиналось и к чему теперь пришло самолето- и двигателестроение.





Слева: четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, разработанный братьями Райт. Образец 1910 года. Работавший с ними конструктор Чарли Тэйлор, первый авиамеханик в мире, не создавал чертежей, предпочитая работать по наброскам на клочке бумаги. В итоге точных оригинальных чертежей первого двигателя Райт не существует в принципе.
Справа: рожденный ползать летать не может, а вот рожденный плавать - вполне может взмыть в небо. Дело в том, что первый в мире самолет изобрел русский моряк - Александр Можайский. По данным разных источников, дебютный полет состоялся не то в 1883, не то в 1885 году.




Если во время Первой мировой войны авиация была архаичной и в основном представлена дирижаблями, примитивными самолётами и воздушными шарами, то к началу Второй мировой самолетостроение совершило гигантский рывок.

Слева: поршневой двигатель М-17 использовался не только на модификациях бомбардировщика ТБ-3, но и на танках, в том числе легендарном Т-34.
Справа: советский бомбардировщик ТБ-3. Всего построено 819 экземпляров. Самолет обладал редкой живучестью: 20 марта 1943 года ТБ-3, пойманный прожекторами над вражеской территорией, был обстрелян крупнокалиберными снарядами, перенес попадание в крыло и потерял мотор, но через полтора часа вернулся на аэродром.




Слева: во второй половине 50-х поршневые двигатели сменились газотурбинными. Сначала они появились в судостроении, затем - в авиации. Турбореактивный АЛ-21Ф был создан после изучения двигателя General Electric J79, доставленного в качестве трофея из Вьетнама.
Справа: в 1975 году поднялись в небо самолеты Су-22М4 и Су-24, разработанные в стенах ОКБ «Сухого». При проектировании в основу Су-24 легли технические решения, позаимствованные у американского истребителя-бомбардировщика F111.




Слева: в начале 60-х годов началось производство турбовентиляторных двигателей, одним из которых стал российский РД-33. Разработка считается одним из лучших образцов мирового двигателестроения. Позволяет совершать взлет на одном двигателе и с полной боевой нагрузкой.
Справа: одноместный реактивный истребитель МиГ-29 стал одним из лучших в четвертом поколении истребителей. Первые работы по проекту начались еще в конце 1960-х, а серийное производство было развернуто только в 1982 году. Всего выпущено 1600 самолетов, которые используются в 25 странах мира.



Слева: турбореактивный двигатель АИ-25, разработанный в 1966 году и выпускающийся серийно с 1967 года.Справа: пассажирский реактивный лайнер Як-40, cтавший первым самолетом производства СССР, который получил сертификат летной годности в странах Западной Европы. Создан в середине 60-х годов и должен был заменить старые поршневые самолеты. В 1968-81 гг. выпущено 1180 Як-40, из которых почти триста еще летают в авиакомпаниях 18 стран мира.



Слева: НК-8-2 стоял на самолетах Ту-154 и представлял собой двухконтурный, двухкаскадный, газотурбинный двигатель со смешением потоков воздуха и газа. 
Справа:  Ту-154 - самый массовый реактивный пассажирский самолёт в СССР. Темпы выпуска достигали 5 машин в месяц, а всего с 1968 по 1998 годы было выпущено 932 самолета. До конца первого десятилетия XXI века являлся чуть ли не основным самолетом на маршрутах средней дальности в России.



Сегодняшние двигатели становятся всё более мощными и  надежными.

Слева: турбореактивный двухконтурный двигатель Ал-41Ф1 разработан НПО «Сатурн». В 2006 году предприятие понесло убытки в размере 183 млн рублей, которые к 2010 году увеличились до 1,5 млрд. Однако благодаря своевременному вмешательству «Ростехнологий», «Сатурн» собрал двигатель, с помощью которого взлетает самый современный российский истребитель Т-50.
Справа: Т-50, который должен поступить в распоряжение ВВС России уже в 2013 году .



Слева: двигатель SaM146 является авиационным двигателем новейшего, пятого поколения. Производится компанией PowerJet, созданной совместными усилиями НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Справа: надежда отечественного авиапрома, ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet-100. Разрабатывается конструкторским бюро «Сухой». Сегодня иностранные заказчики уже заключили контракты на поставку 170 самолетов.



Слева: отечественный двигатель ПД-14 примечателен тем, что создается практически всеми авиадвигателестроителями нашей страны. Детали и узлы опытного образца создавали семь предприятий, входящих в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», а общий объем инвестиций в разработку и производство составил 70 млрд рублей.
Справа: еще одна надежда российского авиапрома, магистральный самолет МС-21. Двигатель и машина были представлены широкой аудитории на форуме «Технологии в машиностроении-2012». Кстати, там же «Ростехнологии» и ОАК подписали контракт о сотрудничестве в области разработки и продвижения МС-21 на внутреннем и внешнем рынках. Отметим, что МС-21 должен вытеснить с рынка устаревшие Ту-154 и Ту-204, а также составить конкуренцию самому Boeing 737. Ввод первых самолетов в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Previous post Next post
Up