Накануне вечером послушал Александра Проханова на «Эхе». Главный редактор газеты «Завтра» произнес одну мысль, которая меня зацепила. Ведущая спросила Проханова о его отношении к многочисленным акциям протеста в Москве: сидении на Чистых прудах и проч., и проч. А Александр Андреевич, как я понял из передачи, только недавно побывал на Урале, где посетил несколько заводов. И вот что он ответил. Процитирую.
«Я не хочу говорить о людях, которые хотят собраться на лужайках, чтобы нести тривиальные вещи. Я хочу говорить о великих сегодняшних <...> Потому что на фоне создания новых великих машин, аппаратов, умных, великих и прекрасных это все кажется чепухой, иногда мерзостью. Потому что все новостные программы - я не говорю только об «Эхо» - все новостные программы говорят об этих клинических людях. И ни слова они не говорят о настоящих великих открывателях и творцах». Ну и далее по тексту.
Я так понял, что господин Проханов увидел на уральских заводах нечто, что его поразило и заставило вспомнить великие стройки 30-х годов и послевоенное восстановление страны. И если после Великой Отечественной войны промышленность, как и все остальное, оживляли в основном за счет ГУЛАГа и пленных, то социалистические стройки первых пятилеток ударными темпами за одно десятилетие превратили лапотную Россию в молодое индустриализованное государство. Очевидного не признать нельзя - промышленность СССР была, пожалуй, мощнейшей на всей планете, и то, насколько угробили эту махину за каких-то 15 лет, ей Богу - грустно до невозможности. И тут появляется Проханов со своим восторгом. «Великие машины» он увидел, как строятся…
Загадкой осталось, о чем именно говорил Александр Андреевич, но задуматься заставил. Вот недавно где-то наткнулся на интересный для меня факт. «Вертолеты России» занимают третье место в мире по объемам производства, а 49% наших вертолетов идет на экспорт. Быть может, я из бронепоезда, но для меня это оказалось новостью. Стал копаться и обнаружил интересные вещи. Оказывается, Россия кормит Запад (имеются в виду и Европа, и Штаты) не только вертолетами.
Например, мало кто знает (уж среди моих знакомых, так точно никто, как выяснилось), что на титановую продукцию российского холдинга «ВСМПО-Ависма», входящего в «Ростехнологии», завязана деятельность одного из крупнейших в мире производителей авиационной, космической и военной техники - американского Boeing. Он
обеспечивается российским титаном на 40%! А Европейский аэрокосмический и оборонный концерн, тот самый, который EADS, и вовсе зависит от
титана «ВСМПО-Ависма» на 60%.
Но и это еще не все! Бразильская авиастроительная компания Embraer, один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных
самолётов на все 100% зависит от контрактов с российской корпорацией. Помимо EADS квартирует в Европе и Airbus, акционером которого EADS и является. Так вот, чтобы дополнить картину по титану: Airbus в апреле этого года заключил контракт с «Ростехнологиями» на сумму в 4 миллиарда долларов, по которому будет поставлять европейцам самый прочный из чистых металлов вплоть до 2020 года. Таким образом «ВСМПО-Ависма» продолжает обеспечивать титаном более 50 % производственных потребностей Airbus, который к тому же и алюминий у нас закупает. И возьми мы и отключи иностранные корпорации от титана, мировую авиапромышленность ждет коллапс лет года на 3, пока они не найдут и не наладят замещающие наш титан поставки.
При этом, помимо непосредственно сырья, западные компании не чураются и отечественной готовой продукции. Тот же Boeing, например, покупает у России готовые шасси и другие произведенные у нас составные элементы и детали.
Дальше - больше. Не только западные самолеты невозможны уже без российского металла. Пример - Rolls-Royce, которому Россия поставляет и будет как минимум до 2015 года поставлять
всяческие полуфабрикаты, штамповки для дисков и колец и прочая и прочая. Еще примеры? Пожалуйста! Известен ли вам такой бренд как General Electric? Ну, наверняка приходилось слышать. Так вот, крупнейшая в мире нефинансовая Трансконтинентальная корпорация давно активничает в России России же на пользу. Между GE и «ростехнологиями» уже заключен ряд соглашений о сотрудничестве в сфере производства медицинской техники и энергооборудования. В сфере энергетики GE заключила соглашение с ГК «Ростехнологии» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о производстве, продаже и обслуживании высокоэффективных индустриальных газовых установок 6FA. Производство будет организовано в окрестностях Рыбинска, Ярославская обл. Планируемые объемы производства помогут обеспечить растущий спрос российских теплоэлектростанций на высокопроизводительные силовые блоки средней мощности когенерационного цикла. Так что, как видим, сотрудничество выходит еще и взаимовыгодным.
И заметьте, я обратил внимание только на самые известные бренды, которые мне попались на глаза, других клиентов у наших предприятий предостаточно.
Конечно, работы после 15-летней разрухи в стране хватит еще не на одно поколение. Мы действительно отброшены на несколько десятилетий назад. Но все же закрадывается коварное подозрение, что промышленность наша коряво, но все-таки выходит из пике. Лишь бы наши государственные умы не повторяли ошибок прошлого.