Aug 31, 2012 10:00
॥श्रीः॥
Двойной подход к истолкованию ща̄стра, основанный на выявлении второстепенного и главного значения слов и фраз (второстепенное значение относится к обычным предметам, подвластным нашему восприятию и опыту, а главное значение относится ко Всевышнему Брахману), является основным инструментом техники саманвайа. Эта техника и была применена Мадхвой в объяснении первого адхйāйа Сӯтр. К этому он приходит благодаря знаменитому речению Мун̣д̣ака-Упанишады о двух видьях, с которыми должен быть знаком каждый. Легитимность и верность техники двойного подхода к объяснению ща̄стр Мадхва подтверждает и другими цитатами. Например,
यो देवानां नामधा एक एव (Рьг-Веда, 10.82.3)
एकं सत् विप्रा बहुधा ददन्ति (Рьг-Веда, 1.164.45)
वचसां वाच्यमुत्तमम् (Праврьтта Самхитā)
По той же схеме, в ходе всего Саманвайāдхйāйа, приводятся в гармонию высказывания щāстр, связанные с адхидаива, адхйāтма, адхибхӯта и другими гранями реальности. То, что Брахман это источник бытия, устанавливается путем собрания наибольшего количества полных и самых главных значений речений и описаний о Нем. Эти речения относятся к Брахману, так как Он пронизывает собой все категории ограниченных реальностей, такие как адхидаива, адхибхӯта и т.д., и указывают на полную зависимость всего сущего от Брахмана, в любом из Его качеств, достоинств и действий. Как говорит Мадхва, Ведавйāса предлагает особый метод истолкования сад-āгам о Брахмане, а именно - не привязываясь к общепринятым значениям слов, фраз и описаний, выражающих мирские категории, богов, материальные принципы, ритуалы, церемонии и дисциплины (см. БСБ Мадхвы на 1.4.10-11; 16-17).
Слова Мадхвы о величии Брахмана, как о наивысшем промысле (махāтāтпарйа) щрутиев и других ведних āгамов, созвучно с утверждением Рāмāнуџи в его «Щрӣ-бхāшйе», что слова, описывающие тело, могут обозначать и обладателя этого тела. Так как Брахман это антарйāми (изнутренне-определяющая сила) и материи, и душ, согласно Упанишадам и философии Мадхвы, то учитывая факт антарйāмитвы Брахмана, не составляет труда проследить, как описания в щрути различных адхидаива, адхибхӯта и других принципов обладают способностью выражать и их брахмокорененность в самом что ни на есть подлинном и глубоком смысле.
продолжение следует
сутра,
брахман,
таттвавада,
брахма-сутры,
мадхвачарйа,
веданта-сутра,
бадарайана,
веданта,
веда,
мадхвачарья,
мадхва,
саманвайа,
таттва,
брахма-сутра