Гуру Нанак был хинду

Dec 03, 2011 12:57



Свободный пересказ эссе доктора К. Эльста «Guru Nanak was a Hindu».




Гуру Нанак (1469-1539) изображается в наши дни на календарях, постерах, открытках и т.д., неизменно одетым в пагари (тюрбан). Его последователи - сикхи, тоже носят пагари. Однако, такой внешний вид - лишь недавно введенные условности в обществе сикхов, которые не были известны во времена самого Нанака и в последующие столетия, вплоть до наших дней. Как можно заметить в традиционной живописи сикхские духовные лидеры никогда не носили тюрбаны, этот обычай, как следует из самого учения сикхов, был учрежден десятым и последним лидером - Говинд Сингхом в 1699 г.

Все лидеры сикхов изображаются в традиционной живописи обычно одетыми в топи (типичный для хинду головной убор) и патку (кушак). Так, что же не так в сикхском королевстве?

К. С. Арйан (1919 - 2002) - художник высокого творческого полёта, беженец из западного Пенджаба, основал музей племенного и народного творчества в г. Гургаон, существующий по сей день. Арйан собрал и сохранил множество старых полотен, скульптур и другие объекты искусства и ремесел. В 1970 г. художник предоставил манускрипт с изображениями для публикации в сборнике посвященном традиционной пенджабской живописи 1841-1941 гг., в университете города Патиала. Книга была напечатана и опубликована в 1975 г. с комментариями, искажающими смысл изначальной публикации и идеи книги.

Администрация университета с самого начала возражала против публикации одной работы и пригрозила прекращением финансирования всего проекта, если картина будет включена в сборник. Обсуждаемое полотно выполнено художником Пахари в середине XIX столетия, чье имя, как часто, в народном творчестве бывает, остается неизвестным, показывает Нанака одетым в топи и молящимся господу Вишну.

Администрация патиальского университета решила подойти к вопросу с позиций сикхских сепаратистов-радикалов, которые считают, что сикхизм ничего не имеет общего с индуизмом, а духовные лидеры сикхов выше любых брахманическо-ведийских богов. Место своего главного поклонения сикхи не называют своим исконным именем - хари-мандиром (храмом Вишну), скрывая его под вывеской золотой храм или того пуще, называя могольским термином дарбар сахиб. По той же причине в 1922 г. из тогдашнего храма Вишну они вынесли вишну-мурти, которому в этом храме поклонялись с тех пор, как Арйан Дев его установил в 1604 году.

С недавних пор сикхи объявляют себя отдельной религией, основанной на отрицании своего прошлого и по этой причине постоянно подвергают цензуре нежелательные для них исторические факты, даты, изменяют имена, названия, фабрикуют летописи, избавляются от мурти, подавляют любые публикации и народное творчество в живописи, касающиеся этой темы. Однако факт остается фактом - корни сикхизма ведийские, поклонение Вишну, согласно вайшнавскому культу и шастрам.

К. С. Арйан пожертвовал картину в 1982 г. музею г. Шимла. Там произведение скорее находится на сохранении, нежели в качестве выставочного экспоната, если его вообще не потеряли или нелегально не продали какому-нибудь бабу, равнодушному к искусству и наследию прошлого. Возможно его уничтожили фанатики организации «Кхалистани», как доказательство неоспоримого факта, что гуру Нанак был до мозга костей хинду.

сикхи, гуру нанак, ведийский, индуизм

Next post
Up