Николай Андреевич Маркевич (1804 - 1860) - выдающийся историк Малороссии. Предки его выехали в Малороссию из Сербии через Польшу. Отец будущего историка был сенатором Российской империи. Высшее образование Маркевич получил в пансионе при педагогическом университете в Петербурге. В 1820 г. поступил на военную службу, в 1824 г. вышел в отставку.Труды и деятельность Н.А. Маркевича были высоко ценимы Т.Г. Шевченко, посвятившем ему стихотворное обращение «Бандуристе, Орле Сизий (Маркевичу)»:
«Бандуристе, орле сизий!
Добре тобі, брате:
Маєш крила, маєш силу,
Є коли літати…».
Особое место в творчестве Маркевича занимает "История Малороссии", вышедшая в печати в 1842 - 1843 годах, в которой дана крайне резкая критика Мазепы.
…Малороссияне его не любили; было за что ненавидеть. Не говоря о губительстве его над лучшими из Украинцев, он ставил народ против народа. Вот отрывок из его письма к Головкину: «прошу Вашу милость, как любезного моего приятеля, донести Государю, по любви ко мне, чтоб мне не впасть в страшный гнев Монарший. Указ Его Величества о устройстве Компании из городового товарищества не может быть исполнен, за смятением непостоянного здешнего народа, который никогда в глупом своем разуме не утвердится и не разсудит, какой конец будет его злым начинаниям и мятежам; он думает о том только, как бы сделать по-своему. Я даже полагаю, что некоторым Полковникам весьма неприятен».
Тайными сношениями раздувал мятеж и уверял Петра, что народ взволнован подсылками от Шведов и Поляков. Не исполняя Царских указов, чтоб раздражить Государя, жаловался на невозможность их исполнять с тою точностию, с какою ему бы хотелось для пользы Государевой; жаловался на бунты; описывал с подробностию непослушание, ропот, драки, грабительства, убийства./…/ Окруженный многими преданными людьми, но не любимый войском и посполитством, он хотел привлечь к себе Запорожцев. Эти ограбили греческих купцов, Порта требовала удовлетворения: ей было выдано из казны сто тысяч ефимков. Мазепа умолял Государя истребить Запорожье, притон бунта, гнездо смятений. Петр ограничился выговором, Мазепа стал уверять Запорожцев, что спасеньем обязаны ему, что он был их предстателем, что он за них ходатайствовал, наконец, что Государь хочет после войны с Шведами их истребить.
Приверженцы его распространяли слух, что приедут Воеводы для уничтожения статей Переяславских Хмельницкого, для отнятия от Малороссиян преимуществ, для обращения козаков в войско регулярное и для отдачи Украйны Польше. Умы волновались. Царь знал об их волнении; но не знал причины, и полагал, что присутствие Мазепы в Украйне необходимо; что ему невозможно отдалятся от Батурина, где уже собрана артиллерия, запасы хлебные и вооружение. Трудно было Гетману скрыть печаль при известии, что Булавин убит. Ныне нет никакого в том сомнения, что Мазепа его поддерживал. Булавину помогали Запорожцы под Азовом; он был однажды на Запорожьи и тогда, по первому требованию Мазепы, Кость Гордеенко выдал бы его; но его выпустили. Переписка Булавина с Гордеенком и донесение Сотника Гадячского Гетману из Запорожья ясно доказывают, что Гордеенко держал сторону Булавина; а между тем этот Гордеенко во всем слепо угождал и повиновался Гетману. И в тоже время Государь наградил Мазепу за участие в усмирении бунта Булавинского. Действительно козаки участвовали в походе против бунтовщика; их водили на Дон Полковники: Полтавский - Левенец и Компанейский - Кожуховский. Но Мазепа не был причастен к этому усмирению.
Шведы приблизились и нашим границам, и под Головчиным разбили Шереметева; Карл пошел к Могилеву; несколько времени оставался в бездействии; поджидал Левенгаупта, который вел к нему шестнадцать тысяч войска и, не дождавшись, в Августе, оставил Днепр за собою. Русские отдвинулись к Мстиславлю; над Черной Напой, у местечка Доброго, Голицын разбил правый фланг Шведов и отступил. Король, казалось, шел к Смоленску; но быстро поворотя к Украйне, переправился за Сож; Шереметев погнался за ним; Государь пошел навстречу Левенгаупту. Под Лесным произошла битва, в которой восемь тысяч Шведов легло на месте, тысяча взято было в плен, и которую Петр назвал матерыо битвы Полтавской. Либекер хотел овладеть Петербургом, Апраксин его прогнал.
А между тем Мазепа заключил уже с Карлом договор.
Он обещал впустить Короля в полк Стародубский и сдать ему все тамошние крепости. Король обязался в них зимовать, чтобы козакам Белгородским и Донским, недовольным Россиею, дать время сблизиться с Малороссийскими. Когда они сойдутся, Мазепа присоединит к своим войскам Орду Хана Калмыцкого Аюки; Карл пойдет в Москву; Украйна станет продовольствовать Шведов.
Тоже было сказано в договоре с Лещинским, которому обещал Гетман возвратить Смоленск и всю Малороссию; а Короли должны были сделать его владетельным Князем Полоцким и Витебским, на правах Герцога Курляндского. /…/ И тоже время Гетман писал к Царю: «я получил от Графа Головкина радостное известие, что сильный и крепкий в бранях Господь, в Тройце славимый, благословляя непобедимое Ваше оружие, благословил оное тройственною победою. Возрадовался сердцем и душею и, во знамение той радости, благоприветствую Вашему Величеству, желая верноподданным сердцем, дабы тот же Господь сил, везде сый и вся исполняяй, не токмо тречисленными сими победами, но и на море, и на суше, и на всяком месте, про всякого врага, а наиболее против Шведа, оружие Ваше укреплял, благословляя благословлял, желания Ваши исполнял и до конца всю силу разрушил и сокрушил. При лицеземном поклонении Высокодержавную Вашу десницу лобцзаю»./…/
Уже Шведы были близ границ полка Стародубского; Государь Мазепе велел поспешать; Мазепа шел медленно, оправдывался малочисленностью войска, обращал внимание на небывалые мятежи Украинские. «Со всем тем,- писал к Государю,- я переправлюсь за Десну и буду поспешать сколько есть сил, чтоб с главным Вашим войском соединиться; если впрочем в этом походе душа моя не разлучится с телом от тяжкой болезни моей подагрической и хирагрической». /…/
… Кто дал право Мазепе, не спрося воли войска и народа, привести полки под пули Шведские и здесь, ввиду штыков, объявят, что он отлагается от России?
Горсть храбрых козаков не могла вступить в борьбу с многочисленными врагами; поставленная под огонь, она, волею, неволею, должна была согласиться с Гетманом; в противном случае ему не трудно было употребить меры насильственные.
Мы уже не говорим о том, что он и на Гетманство вступил не по народному призванию, а по интригам Софии и Голицына, с помощию неблагодарности, козней, клеветы. Тварь Голицына, подкупитель Шафирова и Головкина, лицемер перед Петром, ханжа перед Богом, развратитель невинности, завистник Палия, губитель Самуйловича, убийца Искры и Кочубея, ныне он стал предателем Украйны и лжецом пред отчизною./…/
…Разсмотрим его речь. Он говорит о победоносности Карла тогда, когда Лифляндия уже завоевана Петром, когда битвы при Напе и у Лесной ужо увенчали победами Русских. Грозит, что Карл, победив Петра, отдаст Полякам Украйну, а сам же им отдаст ее за удельное Княжество Полоцкое и Витебское. Жалуется, что Петр карает народ по произволению, когда никто из Малороссиян не был казнен иначе, как по воле Гетманской и по клеветам его. Говорит, что Петр не подтвердил прав народных, когда он без его просьбы давно уже их подтвердил. Уверяет, что скрыли под завесою непроницаемою свои намерения, тогда, когда Кочубей и Искра были судимы за донос когда вся Малороссия знала его мысли, когда они только доверчивости и благородству Петр обязан был в том, что его не подозревали в посягательстве на жизнь Царскую, и когда от улики его избавили рабы, изменившие Петру, Судьи подкупленные: Шафиров и Головкин. Он говорит о неутралитете, а неутралитет не существовал: Украйна должна была по условиям с Карлом продовольствовать Шведов. Он говорит о поручительстве Франции и Германии, с которыми не видим мы, чтоб он был в сношениях. Короче, вся эта речь, лишенная силы и краткости, есть сбор коварства и лжи. И потому-то она не подействовала на войско. «По выслушании оной,- говорит летопись, - иные заключили яко ко благу есть? Другие яко ко вреду.... А чтобы отстать от Царя и царства Христианского.... о том и слышать не хотели. /…/
Мазепа привел Карлу от четырех до пяти тысяч козаков,- только полторы тысячи с ним согласились [остаться]. /…/ Гетман принес туда бунчук, показал его Королю, положил к его ногам…/…/
Ноября шестого прибыл в Глухов Черниговский Архиепископ Максимович и привел к присяге Полковников, Старшин и козаков. Одиннадцатого приехали туда же Епископ Переяславльский Захарий Корнилович и Киевский Митрополит Иосафат Кроковский. На другой день Государь со свитою был у обедни, в соборе Троицком. И в тот же день в Москве, в Успенском соборе и во всей России загремела над старым Гетманом анафема./…/
Герб Маркевичей
Взглянем теперь на родство и молодость, на богатство, нрав и наружность этого человека, подвиги которого на поприще политическом мы только что видели. Будем следить его в жизни домашней; из села Мазепинец, от колыбели, проведем его в Бендеры, до могилы. И тогда нам только останется сказать, как тихо и мирно Гетманщина отдала булаву в руки, привыкшие к скипетру; как она с Царством составила Империю.
Мазепа родился в селе Мазепинцах, округа Белоцерковского. Вольтер, Леклерк, Голиков, Лесюр и Симоновский считают его Поляком, родом из Литвы; Феофан Прокопович и Гордон - Малороссиянином. Мы признаем предков его Малороссиянами, его-Поляком. Фамилия - издревле Малороссийская, в том нет никакого сомнения; Полковый Судья Федор Мазепа, может быть предок его, был сподвижником Наливайка, мучеником за Православие, сожженным в медном быке. А он мог отложиться от веры отцов, как не многие тогдашние наши соотечественники в Украйне западной. Воспитанник Иезуитов, слуга Яна Казимира, Польский шляхтич, трудно поверить, чтоб он не принял папизма. Если его мать Мария была игуменьей Греко-российского монастыря, то это еще не доказывает, чтоб он не был единоверец; родная сестра его носила им Янели; такого имени у Русских нет; она жила в Польше; он вызвал ее и выдал за Мировича.
Мазепа родился в 1644 году. Ян Казимир принял его в пажи; ребенок успевал в науках, языках, танцованьи, фехтованьи, верховой езде. Иезуиты довершили начатое. Король и магнаты приметили в молодом человеке глубокие сведения в языке Латинском, увлекательный дар слова и необыкновенное искусство владеть пером.
Время детства едва миновалось-и он влюбился в жену или дочь какого-то магната. Большинство голосов говорит, что в дочь. Он вкрался в милость отца, увез девицу, был пойман и брошен погреб. Старик придумал казнь: обольстителя раздели донага, высекли, облили дегтем, обсыпали пухом, привязали на спину дикому коню и пустили в степь; это, вероятно, было над Днепром, или недалеко. Украинский конь принес его на восточный берег, упал и издох.
Козаки нашли Мазепу полумертвого, избитого, окровавленного; отвязали от коня, привели в чувство и вылечили. «Он столь искусно притворился исповедующим веру их, то есть православную Греко-восточную, что почтен ими за ревностного последователя и защитника оныя, а сие приобрело ему дружбу козаков». Это было в шестьдесят девятом или в семидесятом году. Мазепе было около двадцати пяти лет.
Тогда он начал службу в Малороссии, женился, имел детей, вскоре лишился их и жен, и после семьдесят четвертого года уже нигде о них не упоминается.
Сперва он был при Дорошенке. Чигиринский Гетман его полюбил, давал важные поручения. Мы видели его в Переяславле, Послом к Самуйловичу и к Ромодановскому. Потом он был отправлен в Крым и в Константинополь, и вел в подарок Хану от Дорошенка десять Татар и пятнадцать козаков Самуйловича.
Он вез тогда несколько важных бумаг; одну к Хану Селим-Гирею, с жалобой на двух Крымских Султанов, которые, во время приближения к Жаботину козацко-Русских войск, отступили от Дорошенка; и с просьбой о присылке десятитысячного отряда вспомогательного. Вторая бумага к Визирю Турецкому содержала ту же жалобу ложное известие о разбитии четырнадцати Полковников Самуйловичевых и двух тысяч Москалей и просьбу о вспомогательном Турецком войске, «без которого не только десять, но и двадцать тысяч Татар ничего доброго не могут сделать». В третьей бумаге, адресованной к Дорошенкову при Султане Резиденту, Гавриле Лисовскому, было повеление ходатайствовать о скорейшем от Порты пособии. Мазепа был уполномочен словесно переговорить о всех делах с Ханом, Визирем и Резидентом.
Но эта поездка была неудачна; ею кончилась служба Мазепы при Дорошенке. Его схватил с бумагами Кошевой Сирко и представил к Самуйловичу; а Самуйлович отослал в Москву. «И самого посланца Дорошенкова,- писал Гетман,- «к Вашему Царскому Пресветлому Величеству посылаю, дабы он, как прежде бывший надежный его человек, донес, каким образом Король Польский, вместе с Султаном Турецким и Крымским Ханом, хотят возстать против Вашего Царского Пресветлого Величества, которому посланцу изволь во всем дать веру, не полагаясь совершенно на приятство Ляцкое».
Здесь Мазепа мог бы погибнуть, но убедительная просьба Самуйловича - не ссылать его ни в какую ссылку и отпустить в Украйну, избавила его от Сибири, а может быть от пытки и смерти. Ему позволено было жить по левой стороне Днепра с женою и детьми.
Кроме Латинского и Малоросеийского языков Мазепа знал Польский и Немецкий и швецкий. Это был редкий в то время человек: даром слова, заманчивостью обращения, искусством понравиться и втереться в доверенность, всеми Иезуитскими добродетелями он очаровал Самуйловича и стал учителем его детей.
Он лучший был писец своего времени; ему поручал Гетман переписывать важнейшие бумаги. Самуйлович был набожен, Мазепа был ревностный исполнитель обрядов закона Греко-российского. Неутомимость в исполнении возлагаемых на него должностей, старательность, вежливость, уклончивость приобрели ему всеобщее уважение; сперва стал он Гетманским писарем; потом Сотником; в 1681 году был уже знатным Войсковым товарищем. Тогда Гетман послал его в Москву с представлениями о Бахчисарайском мире; на другой год он ездил поздравлять Государя с бракосочетанием. Тут говорил о мире с Турками; все его представления были уважены; и он приобрел не милость, а приязнь сильнейшего тогдашнего вельможи - Василья Васильевича Голицына. Возвратясь из Москвы, он получил чин Генерального Асаула.
В 1686 году опять он ездил в Москву, с сыном Гетмана, Григорием, для представлений о том, чего не должно уступать Полякам из Малороссии; в следующем году лично явился туда же, с донесением, что Киевская Епархия приписана к Патриаршеству Московскому и что универсалы о том разосланы по всей Малороссии. Тут толковал он с Царями и Боярами о соединении Московских войск с козацкими, в наступающем походе Крымском; о нападении на Турецкие Приднепровские города; о высылке Польского вспомогательного войска; о вспоможении христианам Греческого закона, находящимся в Польше и в Литве; о запрещении вывоза хлеба в Крым; о выдаче особенного знамени Гетману.
Как не познакомиться было ему со всеми Боярами в столь частых с ними свиданиях? И он начал тогда же замышлять о Гетманстве; во вторую поездку, его испугала возможность Самуйловича сблизиться узами родства с Голицыным: Гетман чуть было не выдал дочери за сына Боярского; и это бы сбылось, если б не Мазепа был послан в Москву. Но сватовство помешало б ему свергнуть Самуйловича, и оно разстроилось.
Крымский поход мог потрясть могущество Голицына. София поддержала любимца своего: «Самуйлович лишен Гетманства за проектом Мазепиным» - говорит летопись. Тогда деньги, занятые у Бурковского, проложили ему путь к булаве.
Напрасно некоторые Историки отвергают, что Голицын был подкуплен Мазепою; они же сомневаются и в том, что Голицын взял, во втором походе Крымском, от Селима бурдюг с фальшивыми червонцами. Они говорят: «Мог ли гордый Голицын продать за деньги свою честь? Любимец правительницы, располагавший по своему произволению казною Царскою, прельстился ли бы червонцами Ханскими? » Но вопросы-не опровержения.
Вот роспись вещам, полученным от Мазепы Голицыным, кроме суммы занятой у Бурковского: червонцами и ефимками одиннадцать тысяч рублей; серебряной посуды три пуда, двенадцать фунтов; серьги алмазные в тысячу двести рублей; зарукаве алмазное в тысячу четыреста рублей; другое зарукавье в четыреста; алмазный перстень в двести; яхонтовый в пятьдесят; ковш золотой, весом во сто червонцев; золотая ложка и пара ножей, с яхонтами, во сто двадцать рублей; три Турецкие сабли, из коих две с изумрудами, а одна с яхонтами, в девятьсот рублей; два занавеса к постели в четыреста рублей; шатер Турецкий в триста; три Турецкие лошади, с збруею, в тысячу. «То все дано», писал к Петру Мазепа, «более неволею, нежели волею, с подучения и безпрестанных угроз Леонтия Неплюева; а выше упомянутые вещи иные из пожитков бывшего Гетмана, другие из моего именьишка, которое, по милости Божией и Монаршеской, нажил на Гетманском уряде». Кто все это принял, тот примет и бурдюг с червонцами.
Мазепа получил Гетманский сан, будучи сорока трех лет. Теперь сочтем его злые дела, сочтем и добрые; пусть потомство их сличит и свесит. За избавление от Сибири, за милости, благодеяния и доверенность, он заплатил клеветою и кознями Самуйловичу; преследовал его семейство; уговорил бояр, чтоб пытали его воспитанника, мужественного, любимого в войске, Григория; заставил палача отрубить ему голову, для большего мучения, несколькими ударами топора; не переставал гнать старого Гетмана и в Сибири, и там разлучил его с сыном. Отец знаменитого Полуботка, Сулима, племянник Гетмана Михайло Самуйлович, Дмитрашко-Райче, Апостол, Гамалея были разжалованы и сосланы. Козаки взбунтовались; он привел на родину Великороссийское войско. Ропот утих.
В Москве случился переворот. Благодетель Мазепы, хотя благодетель за деньги, Голицын пал; едва узнал об его ссылке, вступил в донос, подал прошение, чтоб ему возвратили подарки, которые Голицын взял с него насилием за Гетманство. По мере того как богател, алчность к деньгам стала в нем усиливаться; недовольный тем, что без всякого права взял, или, чтоб искреннее выразиться, украл из войскового скарба деньги и отдал их Бурковскому, за взятые взаймы, на подкуп Голицына,- этим недовольный, начал отнимать у Запорожцев доходы Переволочанского перевоза, удерживать их жалованье, делиться с ними насильственно их запасами хлебными.
Явились пасквили; подозревая каждого, без всяких доказательств, отправил он чернеца Соломона в Москву на пытку и в Батурин на жестокую казнь. Потом отнял все имущество у Полуботков, развез их по темницам, и Михайла Самуйловича сослал в Сибирь.
Учреждая откупы, денежные сборы с шинков и винокурень, уничтожая этим коренные народные права, клеветал на Украинских помещиков, описывал их жестокими, - когда его дело было их укрощать, если действительно они были, а не доводить о том до сведения Москвы.
Был у нас знаменитый воин, прямодушный, любимец народа, сильный в Украйне человек; с завистью глядел Мазепа на его славу, власть и богатство. То был Хвастовский Полковник Семен Палий; Гетман призвал его к себе в гости, напоил пьяным, заковал в кандалы, истомил голодом и жаждою и сослал в Сибирь. Все богатства его себе заграбил.
За Случью раззорял владельцев; отягощал города данью тяжкою; и, не в скарб войсковый, не в казну Царскую вносил добычу кровавую, а набивал ею свои сундуки.
Злобясь на Царя за бездействие в войне со Шведами, в своем против него безсилии, посылал на верную смерть преданных отчизне Украинцев. Так погибли Полковники Миклашевский и свойственник его же самого Мирович, в Несвиже и в Ляховичах.
В шестьдесят два года влюбился, в насмешку над своими собственными сединами, в Польку Дульскую; и за несообразный с здравым разсудком брак готов был продать Полякам Украйну.
Развращая жену Искры, будучи крестным отцом Кочубеевой, имея родного племянника женатым на сестре этой Кочубеевой, обольстил, на зло чести и вере Христианской, свою свойственницу и крестницу; этого мало: ставил дочь против родителей, безчестя и понося их в ядовитых письмах к ней; научал идти в монастырь и потом изменить обету пред Богом.
Казня Искру и Кочубея, жалуясь, что их мало истязали друзья и кревреты его, Шафиров и Головкин, ограбил их домы, отнял свободу у их семейств и пытал их перед казнию, допытываясь Диканьского золота.
Умолял Царя раззорить Сечь Запорожскую; упрашивал его обратить регистровых козаков в полки строевые; клеветал ему на всех Украинцев, ложно донося, что они готовы от него отложиться.
За удельное и несбыточное Княжество, не спросясь воли народной, продал Украйну Полякам и Униатам. Изменнически поставил козаков под огонь Шведских батарей; несогласных передаться Шведам и Лещинскому, Полковника Носа и Зертиса, приковал к пушкам на валах Батуринских.
Наконец, в довершение всего, неистово употребил всуе таинство христианское - Елеосвящение.
Так попирал он родство, веру, права народные, человечество!- Чем же он выкупил все эти злодеяния?
Сибилев произнес, пьяный, в Глуховской Ратуше, неосторожные слова насчет его; был взят, скован, отправлен в Севск и приговорен к смертной казни. Забела подал на него донос, был пытан, взят на встряску, и тоже приговорен к смерти. Мазепа их простил; но лишил именья и свободы. И пусть потомство переверит мои слова. Во всех летописях оно не найдет третьего поступка, столь милосердного.
Таков был тот, кому хотелось стать властелином независимым; кто хотел, чтоб ему вверила судьбу свою Украйна !
Разсмотрим теперь благодеяния, излитые на него Петром; сочтем часть богатств его, полученных из рук народа и Петра, а большею частью добытых неправдою.
Его доходы были: с индуктного сбора пятьдесят тысяч злотых; с арендного, который бы должен поступать в казну, но который брал он себе, - сто тысяч злотых; с порукавичного, установленного им за не отдачу аренд на перекуп, от полков восточной Украйны - шесть тысяч триста червонных и шесть сот ефимков; от западных - двадцать тысяч злотых; с Гадячского полка -пятнадцать тысяч злотых. Для него собирали со всех полков: разный скот, мясо, муку, крупу, пшено, овес; все это называлось - сбор статейный. Жалованье его состояло из тысячи червонных. Ему принадлежали волости: Шептаковская, Почеткая, Самбурская, Ропская и Быковская; в одной последней ныне считается за десять тысяч душ. Сверх того у него были вотчины и в Великой России.
Кроме загородных дворцов, каковы были под Бахмачем и в других местах, он имел в Батурине прекрасный дворец, по Польскому обычаю украшенный, и тридцать мельниц. - Все это было разорено до основания Князем Меньшиковым.
Наличность у него была неоцененная. В одной Белой Церкви было до двух миллионов рублей; вероятно, в Киево-Печерской Лавре и того более.
Не говоря о добытом со стороны, о вещах, которые отобрал он назад от Голицына, и которых было на восьмнадцать тысяч рублей; не говоря о подарках от Короля Польского и Ханов Крымских; не упоминая о богатствах Палия, Самуйловичей и других опальных Старших, которых он ограбил,- одни Царские подарки составляют значительное состояние.