НЕСТОРЫ КАБАРДИНСКОЙ ИСТОРИИ ч.2

Jun 14, 2014 17:40

   Это и малоизвестное сочинение князя Александра (имя, полученное при крещении) Мисостова « История несчастных черкесов» , датированное 1841 годом, а опубликованное отдельной книгой лишь в 2004 году, опять же в нашем издательстве. Данное недооцененное исследователями сочинение рассказывает об исходе предков адыгов из Египта и Сирии и концептуально отличается от ногмовской трактовки.
Это и популярный труд Владимира Кудашева « Исторические сведения о кабардинском народе» , считающийся первой обобща­ющей работой по истории Кабарды в дореволюционной историографии Кавказа. Кудашевское исследование вышло в Киеве в 1913 году тысячным тиражом, а в наше время - в 1990 году - было переиздано репринтным способом, что весьма негативно отразилось на его восприятии читательской публикой (15-тысячный тираж, пожелтев от времени и складских условий, реализуется и сегодня).

О личности Владимира Николаевича (Эльбуздуко Канаметовича) Кудашева, жизнь которого отделена от нас какими-то десятилетиями, известно далеко не все. Ученый Туган Кумыков приводит такие сведения из его биографии: родился в 1863 году в селении Докшоково (ныне Старый Черек). В 1880 году окончил Нальчикскую горскую школу, специальностью решил избрать фармацевтику, для чего сдал экзамены во Владикавказскую классическую гимназию, что позволило ему приступить к аптекарской практике.
Звания аптекарского помощника был удостоен в Харькове, потом служил в одной из петербургских аптек, посещал лекции в качестве вольнослушателя медицинского факультета Московского университета, в стенах которого успешно в 1890 году сдал экзамены на степень провизора, получив высшее образование. Дальнейшие сведения о судьбе Владимира Николаевича достаточно противоречивы, и тот же Туган Кумыков их не приводит. 
Значительно дополнили биографию кабардинского летописца неизвестные факты, недавно обнаруженные в украинских архивах Анатолием Дзагаловым. Их первопубликатор человек для  нашего творческого коллектива далеко не чужой.



…В 2001 году в издательстве появился скромный улыбчивый парень. Оказалось, что он трудится… зубным техником, а в свободное от работы время пишет книгу по истории его родного селения Верхний Курп (Исламово). В поисках малейших упоминаний о судьбах своих односельчан еженедельно в течение трех лет работал в архивах. В результате напряженного поиска из-под руки человека, далекого от истории и тем более литературы, но искренне и глубоко любящего свою малую родину, вышла рукопись, каждая строка которой проникнута болью и печалью. Ведь малокабардинское селение вошло в историю республики не только активным участием его выходцев в Русско-японской и Первой мировой войнах в составе Кабардинского конного полка Кавказской туземной дивизии, но и небезызвестным Верхнекурпским восстанием 1929 года, и последовавшими за ним жесточайшими репрессиями. Анатолий, получив с разрешения родственников доступ в закрытые ранее архивы, собрал уникальные материалы, позволившие восстановить имена и судьбы десятков его односельчан.

Подготовленная им рукопись книги « Исламово: забытые предки»  нуждалась в серьезной редакторской доработке, на оплату которой у автора не было средств - их хватило только на бумагу. Но в издательстве посчитали делом чести довести рукопись до нужной кондиции, разделяя искреннее желание автора сделать своим землякам бесценный подарок - книгу об их дедах и прадедах, книгу, восстанавливающую родовую память.

И для самого Анатолия работа эта не прошла бесследно, он решил посвятить себя научной деятельности. Личная судьба сложилась так, что он переехал в Украину, устроился аспирантом в Институт истории, получил возможность работать в архивах, где и нашел неизвестные материалы о В. Кудашеве. Среди них заявления и обращения Владимира Николаевича в Киевское кредитное общество, а самое главное - воспоминания приват-доцента Н. П. Василенко, того самого, которому Кудашев, как он сам утверждает в предисловии, « всецело обязан возможностью появления в свет издаваемой мною книги « Исторические сведения о кабардинском народе» .
Из воспоминаний явствует, что в 1894 году первый кабардинский провизор сочетался церковным браком с дочерью полковника русской армии Елисея Коченовского - Анной. А так как христианская церковь допускала браки только между единоверцами, Кудашев принял православие, сменив кабардинское имя Эльбуздуко на церковно-славянское Владимир, а отчество Канаметович - на Николаевич.

Анна была весьма обеспеченной невестой, а после смерти брата стала к тому же владелицей роскошного особняка в центре Киева. В дом этот, достраивая его, и сам Кудашев вложил немалые средства, чтобы перед Первой мировой войной (то есть в 1914 году) продать его за миллион рублей и поселиться вместе с супругой в Кабарде, дабы « заняться общественной работой среди родного народа» .

«Чтобы подготовить основу для этой работы, - пишет Н. П. Василенко, - Кудашев решил издать историю кабардинского народа. Это дело он поручил офицеру В. Р. Апухтину. В. Апухтин начал собирать материалы, однако не сумел их обработать. Кто-то посоветовал Кудашеву обратиться ко мне. Это было в 1911 году» .
Отсюда становится ясным, как рождалась первая обобщающая книга по истории Кабарды - общими трудами Владимира Николаевича Кудашева, Всеволода Ростиславовича Апухтина и Николая Прокофьевича Василенко.


Н. П. Василенко
Книга, приуроченная к дню празднования 300-летия дома Романовых и даже преподнесенная самому  императору, была доставлена Кудашевым в Кабарду, но оказалась невостребованной, пролежала до войны « под сукном» , а в годы революции, судя по всему, большая часть ее тиража была уничтожена.
О послереволюционной судьбе ее главного автора нам известно немногое: в возрасте 56 лет в 1919 году он вступает в ряды Добровольческой белой армии, после ее поражения покидает родину; новая власть в 1922 году упоминает его в списке своих главных врагов, находящихся в эмиграции.
И это о человеке, который « горел каким-то неосознанным кабардинским патриотизмом» , « желал быть полезным своему народу и его культурному развитию» , который « с одной стороны… любил Кабарду, кабардинский язык, быт» , « с другой стороны… так сжился с Россией и россиянами, так ценил российские знаки отличия, что хотел приобщить кабардинцев к их культуре».

Книга, которая вобрала в себя труды Александра Мисостова, Шоры Ногмы и Владимира Кудашева, называется, на наш взгляд, весьма симптоматично - « Страна Кабарда» . Та самая страна, которой кабардинские летописцы посвятили свою жизнь…
Previous post Next post
Up