Народная книга о народной трагедии

Mar 06, 2014 17:27

  8 марта исполняется 70 лет со дня депортации балкарского народа. К этой дате в нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла книга «Балкария: депортация. Свидетельствуют очевидцы».
   Мария и Виктор Котляровы, авторы-составители издания, объездили многие балкарские селения, встречались с десятками людей, записали их воспоминания, выверили, подготовили к печати, проделав без преувеличения огромную исследовательскую, организационную и редакторскую работу. И получилась книга, не имеющая аналогов и по  содержанию, и по манере изложения: тексты, передающие разговорную речь, даны в том виде, как они были записаны, ведь именно поток сознания наиболее полно отвечает народной манере повествования.
   В шесть глав, названиями которых  стали стихотворные строчки  Кайсына Кулиева из его поэмы «Завещание», вошло более ста воспоминаний. Их дополняют два приложения - «Исполнение проводить на месте» и «Трагедия репрессированного интеллекта», рассказывающие о том, как происходило восстановление истины о событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году, и какой трагедией нереализованных творческих возможностей обернулась депортация для многих молодых людей из числа спецпереселенцев.



Нелишне будет напомнить, что книга была подготовлена к печати в рамках дилогии Марии и Виктора Котляровых  «Балкария: боль и гордость», первая часть которой, носившая  подзаголовок «Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве», вышла в 2003 году. Тогда же в основном была написана и вторая часть: «Свидетельства очевидцев депортаций». В силу разного рода причин, прежде всего материальных, книга так и не вышла и приходит к читателю спустя десятилетие, но в значительно сокращенном виде. В частности, опущен ряд разделов:  малоизвестных архивных материалов,  справочный, содержащий практически полную библиографию статей и книг по затрагиваемой  тематике за десятилетия. Не вошла в сборник и поэтическая антология депортации, как и фотографическая вкладка, визуально воссоздающая события 13 тяжких лет.
  Тем не менее, издание вызовет, без сомнения, повышенный интерес, ибо впервые удалось всесторонне, глубоко, убедительно показать унижение и трагедию маленького человека, попавшего в жернова сталинских репрессий и достойно  пережившего тяготы выселения, разлуки с родиной.

Предлагаем вашему вниманию предисловие к книге авторов-составителей.

Такая книга, конечно, должна была бы выйти гораздо раньше. И не одна, чтобы каждый, кто пережил депортацию, мог рассказать о происшедшем с ним лично и с его народом. Пепел марта 1944 года всегда будет стучать в сердце балкарцев, сколько бы воды не унесла река Времени; эту печаль возможно понять любому, кто даст себе труд прочесть бесхитростные автобиографические по сути воспоминания людей, прошедших испытание выселения и жизни на чужбине.
  Есть боль, печаль - нет ненависти. И это - из главных уроков балкарской трагедии, высвечивающих подлинное величие народной души. Множеством бытовых подробностей создается цельное по восприятию полотно существования людей в обстоятельствах, навязанных политиками. Самое страшное здесь - даже не бесчисленные смерти людей от голода, резкой смены климата и отчаяния, обусловленного непредсказуемостью, неизвестностью даже самого близкого будущего, оторванностью от родного дома и привычного национального уклада жизни.
  Самое страшное - нести крест унижения того, чего ты не делал, в чем был неповинен, о чем не помышлял. Ярлык изменника, предателя, врага позволял любому желающему поизмываться над спецпереселенцами. Пирамида обид могла бы раздавить своей тяжестью даже самые чистые и наивные сердца, если бы не чувства благодарности к местному населению, которое достаточно быстро разобралось в характере тех, кого к ним прислали.
  Сочувствие - мощный, психологический фактор. От него, сочувствия, совсем близко находится эмоциональное сопереживание чужой боли, желание эту боль смягчить, если нет возможности устранить ее причины.
  Из такого сопереживания жертвам нацизма в Европе выросли не только антифашистская литература, но и правовая база и общественное сознание европейцев, не допускающих возможности легального существования античеловеческих идей.
Постановление ЦК КПСС о восстановлении национальной автономии балкарского народа вышло в 1956 году. А писать о депортации стало позволено с 1989 года. Местная пресса поэтому не богата на публикации воспоминаний конкретных людей с их изломанными судьбами. Больше все-таки материалов, где делаются попытки изучения и осмысления тяжких тринадцати лет изгнания, достижений восстановительного периода. Конечно, это очень важно для общенационального сознания. Но пока жив хотя бы один участник этой трагедии, его голос должен быть нами услышан, чтобы ушла боль и осталась лишь печаль, смягчаемая чувством, что мы, люди самых разных национальностей, эту печаль его понимаем.
В этом - смысл книги. В этом - суть солидарности человечества и залог гуманизации общества.
  Всякий подвиг тяжел для души. Выживший в местах депортации балкарский народ уже одним этим совершил подвиг. А его душа неизбывно скорбит о тысячах и тысячах погибших соплеменников. Погибших от холода, дистрофии, тоски по родным местам.
Оказывается, спецпереселенцам полагалось вспомоществование в виде зерна, скота, теплых вещей и т. п. Вместо этого в большинстве своем людей выбрасывали в чистом поле, где промерзшая земля служила им и кровом, и домом. Как пригодились бы этим несча­стным людям те десятки  килограммов груза, полагавшиеся каждой семье по условиям выселения в виде продуктов питания, одежды, домашнего инвентаря.
Но кому позволили их взять?.. И что стало с теми, кто присвоил питание и другую помощь, выделяемую обездоленным кавказцам?
  Много подобных вопросов возникнет у каждого, взявшего в руки настоящий сборник воспоминаний. И кровь застынет в жилах, и гнев опалит сердце, и родится надежда, что никогда больше в нашей истории не случится ничего подобного.
И ужас вновь открывшегося знания высветит наше извечное равнодушие к судьбам иных народов, иных племен, легковесно-снисходительное отношение к тому, что было в прошлом.
  Говорят о колесе судьбы, колесе истории, вращение которого приводит к повторяемости, цикличности происходящего.
Почему-то чаще повторяется плохое, и лабиринт зла как бы не имеет выхода. Нам кажется, что выход есть, он в том, чтобы чаще, больше и по-разному говорить о геноциде. Чтобы люди, как это произошло в Европе с идеей фашизма, со всей очевидностью отвергли возможность не только навешивания ярлыков на народы, но и сам допуск предположения, что «ни за что» не наказывают. Нужны книги, фильмы, своего рода энциклопедия выселения. Нужно дать слово каждому, кто хочет выговориться, кто хочет быть услышанным, кто несет в душе тяже­лый груз депортации. Молох истории должен быть остановлен.
  Событие, о котором вспоминают участвующие в книге люди, осталось в прошлом, став фактом истории. Но сталинская депортация из того ряда фактов, которые невозможно понять, постичь, хотя имеются достаточно пространные объяснения.
  Привычная  память о марте 1944 года пронизана ужасом и болью, страхом и ожиданием смерти, даже если носитель этой памяти родился сравнительно недавно,- таков глубинный закон человеческой психики. Заставить себя забыть происшедшее невозможно, но преобразовать энергию привычной памяти в силу суждения стоит, потому что тогда включается основная сила человека, его источник истины и морали.
Размышление ныне живущего охватывает и прошлое и будущее. Безнравственность жестокости, проявленной властями при решении судеб малочисленных народов, поражает. Как поражает и стойкость людей, названных спецпереселенцами, не допустивших перемен в подходе к истинной ценности жизни, верящих, что изменится их положение и они смогут вернуться домой.
  Несмотря на огромные людские потери, балкарский народ сумел воссоздать себя и обогатить национальную культуру. Это тоже подвиг. И это есть сама жизнь, утверждающая то, что должно быть.
Дух созидания, оплодотворенный привычной памятью и подвигом, двинет вперед новые шеренги поколений. Они должны быть более свободными, более самодостаточными, вобравшими в себя нереализованные возможности и таланты погибших и выживших. Только такой ответ достоин истории, самого народа

ссылки                                                   http://kabardino-balkaria.kavkaz-uzel.ru/articles/239081/
                                                                  http://www.gumilev-center.ru/v-kbr-vyshla-kniga-vospominanijj-balkarcev-o-deportacii/
http://kbr.rusplt.ru/index/v-kbr-vyishla-kniga-o-deportatsii-balkarskogo-naroda-102922.html

депортация

Previous post Next post
Up