Брест, музей спасённых ценностей. 25 января 2022 года

Mar 04, 2022 15:32

Продолжение. Начало в предыдущих постах:

Прибытие в Беларусь. 24 января 2022 года
Запад Бреста и окрестности крепости. 25 января 2022 года
Парк имени 1 Мая в Бресте. 25 января 2022 года

От парка мы уже довольно быстро дошли до музея «Спасённые художественные ценности» (улица Ленина, 39). Музей расположен в одном из многочисленных польских домов в межвоенном «закопанском» стиле. Такие дома строили в Бресте-над-Бугом в 1920-е годы для польских чиновников и офицеров.


Вход в музей обошёлся каждому из нас в 5 Бр, право фотографирования - ещё в 1,5 Бр (правда, тут я уже заплатил только за себя, и никто не задавал вопросов).
Музей был основан в 1989 году. Видимо, на Брестской таможне к тому времени скопилось уже столько конфискованного добра, что было решено сделать из этого что-то полезное для народа. И сделали! Все экспонаты музея - это произведения искусства, которые были перехвачены на таможне. Действительно, таких музеев на всём белом свете немного найдётся.

В музее есть фотографии трудовых будней таможни, различные приборы для досмотра и контрабандистские штучки. Например, в жёлтой банке из-под какао пытались вывезти иконы:


Собственно, иконы и составляют основную часть фондов музея. Именно их чаще всего пытались вывозить через Брест советские (и не только) контрабандисты. Теперь значительная часть этих икон украшает залы музея.

Среди икон - много старообрядческих:


Разумеется, в музей время от времени поступают новые ценности, изъятые брестскими таможенниками. Вот, например, часть из них. Выставлены впервые:


В музее представлены в основном русские иконы XIX века, но есть и вот такая белорусская икона из нынешнего Малоритского района, написанная в 1791 году, то есть ещё при Речи Посполитой. Здесь изображено явление святителя Николая римскому императору Константину во сне.


Есть в музее не только иконы, но и китайские вазы с веерами…


И блюда - российские (фарфоровое слева и фаянсовое справа) вверху и британские (фарфор из Сток-он-Трента) внизу.


И полотна Айвазовского…


И врубелевский эскиз к «Демону поверженному»:


Эскиз к мозаике «Большой праздник» - одной из последних работ известного французского художника Фернана Леже (1881 - 1955).


Это была незаурядная личность. С молодости он примыкал к импрессионистам, затем - к кубистам. Служил в армии сапёром. К 1910-м годам стал довольно известным художником, начал даже читать лекции для молодых коллег. В 1914 году Леже был мобилизован в армию. Сражался в «Верденской мясорубке», эвакуировал раненых, получил отравление газами. В 1917 году был комиссован, вернулся к рисованию. Женился. И дальше, и дальше… С 1940 по 1945 годы Фернан Леже жил в эмиграции в Америке. В 1945 году он вернулся домой и стал членом французской компартии. Очевидно, с этим как-то и связано попадание эскиза к его мозаике на брестскую таможню.
А, возможно, здесь сыграло роль, что, овдовев, Фернан Леже в 1952 году женился на своей давней знакомой - художнице Наде Ходасевич (1904 - 1982), которая родилась в Витебской губернии, а в 1920-е годы эмигрировала сначала в Польшу, а потом во Францию. После смерти художника его вдова начала работу по обустройству музея Леже, а также популяризовала его наследие в СССР, часто приезжая на родину и привозя картины мужа. Есть в России и работы самой Нади. В 1972 году она была награждена орденом Трудового Красного знамени.

Вот так выглядит второй этаж музея:


На самом деле музей весьма небольшой, вам с лихвой хватит часа, чтобы просто обойти его и всё посмотреть. Возможно, есть смысл заказать экскурсию, тогда наверняка будет интереснее.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Айвазовский, преступность, полиция, Польша, контрабанда, граница, музеи, Беларусь, таможня, туризм, Брест, искусство, архитектура

Previous post Next post
Up