Продолжение. Начало в предыдущих постах:
Прибытие в Беларусь. 24 января 2022 года Запад Бреста и окрестности крепости. 25 января 2022 года Парк имени 1 Мая в Бресте. 25 января 2022 года От парка мы уже довольно быстро дошли до музея «Спасённые художественные ценности» (улица Ленина, 39). Музей расположен в одном из многочисленных польских домов в межвоенном «закопанском» стиле. Такие дома строили в Бресте-над-Бугом в 1920-е годы для польских чиновников и офицеров.
Вход в музей обошёлся каждому из нас в 5 Бр, право фотографирования - ещё в 1,5 Бр (правда, тут я уже заплатил только за себя, и никто не задавал вопросов).
Музей был основан в 1989 году. Видимо, на Брестской таможне к тому времени скопилось уже столько конфискованного добра, что было решено сделать из этого что-то полезное для народа. И сделали! Все экспонаты музея - это произведения искусства, которые были перехвачены на таможне. Действительно, таких музеев на всём белом свете немного найдётся.
В музее есть фотографии трудовых будней таможни, различные приборы для досмотра и контрабандистские штучки. Например, в жёлтой банке из-под какао пытались вывезти иконы:
Собственно, иконы и составляют основную часть фондов музея. Именно их чаще всего пытались вывозить через Брест советские (и не только) контрабандисты. Теперь значительная часть этих икон украшает залы музея.
Среди икон - много старообрядческих:
Разумеется, в музей время от времени поступают новые ценности, изъятые брестскими таможенниками. Вот, например, часть из них. Выставлены впервые:
В музее представлены в основном русские иконы XIX века, но есть и вот такая белорусская икона из нынешнего Малоритского района, написанная в 1791 году, то есть ещё при Речи Посполитой. Здесь изображено явление святителя Николая римскому императору Константину во сне.
Есть в музее не только иконы, но и китайские вазы с веерами…
И блюда - российские (фарфоровое слева и фаянсовое справа) вверху и британские (фарфор из Сток-он-Трента) внизу.
И полотна Айвазовского…
И врубелевский эскиз к «Демону поверженному»:
Эскиз к мозаике «Большой праздник» - одной из последних работ известного французского художника Фернана Леже (1881 - 1955).
Это была незаурядная личность. С молодости он примыкал к импрессионистам, затем - к кубистам. Служил в армии сапёром. К 1910-м годам стал довольно известным художником, начал даже читать лекции для молодых коллег. В 1914 году Леже был мобилизован в армию. Сражался в «Верденской мясорубке», эвакуировал раненых, получил отравление газами. В 1917 году был комиссован, вернулся к рисованию. Женился. И дальше, и дальше… С 1940 по 1945 годы Фернан Леже жил в эмиграции в Америке. В 1945 году он вернулся домой и стал членом французской компартии. Очевидно, с этим как-то и связано попадание эскиза к его мозаике на брестскую таможню.
А, возможно, здесь сыграло роль, что, овдовев, Фернан Леже в 1952 году женился на своей давней знакомой - художнице Наде Ходасевич (1904 - 1982), которая родилась в Витебской губернии, а в 1920-е годы эмигрировала сначала в Польшу, а потом во Францию. После смерти художника его вдова начала работу по обустройству музея Леже, а также популяризовала его наследие в СССР, часто приезжая на родину и привозя картины мужа. Есть в России и работы самой Нади. В 1972 году она была награждена орденом Трудового Красного знамени.
Вот так выглядит второй этаж музея:
На самом деле музей весьма небольшой, вам с лихвой хватит часа, чтобы просто обойти его и всё посмотреть. Возможно, есть смысл заказать экскурсию, тогда наверняка будет интереснее.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!