Посмотрите на чернявое лицо этого советского офицера. Это человек, от воли которого в прямом смысле зависела судьба человечества. Он и его бойцы быть может в большей степени, чем кто-либо другой определяли куда качнуться весы, определяющие ход Второй Мировой войны. Они не разрабатывали стратегий, не планировали сложнейших операций, но находились в то время и в том месте, когда и где все решают твои мужество и воля. Все было просто: выстоять или погибнуть.
Это Василий Иванович Чуйков, командующий 62-ой армией, в течение пяти месяцев с сентября 1942-го по январь 1943-го воевавшей в Сталинграде. На долю солдат этой армии пришлись самые жестокое уличные схватки с 6-ой полевой армией Паулюса. После завершения Сталинградской эпопеи армию переименуют в 8-ую гвардейскую, она будет прошивать оборону немцев в Польше, в Пруссии, брать плацдармы на Днепре. Ведь закалялась она в самой жаркой печи Великой Отечественной.
Но тогда и там, в обожженных руинах сталинградских заводов, в оврагах и балках в сотнях метров от вод Волги, в обычных домах, превращенных в крепости, Чуйков и его бойцы вгрызались в горелую, вспаханную снарядами и соленую от крови землю, удерживая целый мир от опрокидывания в ад, выигрывая время для стратегов Ставки, собиравших со всех фронтов и округов резервы для решающего удара.
Были моменты, когда на пути к захвату переправы (а значит и города) немцами насмерть держались десятки солдат. Были моменты, когда переправу брали, но тут же отбивали, обрушиваясь на незакрепившихся фашистов прямо с воды. Были в истории противостояния дни, когда ни свои, ни враги, никто уже не верил, что защитники города устоят. Но они каким-то чудом держались, приводя противника в суеверный страх.
В 62-ую вливались жители города, рабочие заводов, постоянно прибывающие резервы с разных концов Союза. В знаменитом Доме Павлова среди "жильцов" были русские, украинцы, грузины, казахи, татары. Все они потом будут, как братья, и все будут делить свою жизнь на "до" и "после" осени 42-го...
Быть может, никогда еще не пролегала грань между погибелью и спасением так четко. Прямо по береговой линии, прямо через тех солдат и их командира. История вручила им в руки выбор, им, простым советским мужчинам и парням. Выбор судьбы своей Родины, судьбы всего Мира. Для многих он стоил жизни, и они отдали ее не колеблясь, думая лишь о том, как подороже продать ее врагу.
Скажите, разве не показывает участь этих людей с очевидностью, что история не течет параллельно тебе? Что ты не щепка в ее потоке, а и есть ее творец. Я думаю, те советские люди понимали, что стоит на кону, если не умом, то сердцем. И это вселило в них огромную силу. Ведь человек становиться творцом и своей судьбы и истории, только когда сам почувствует это. Пока в его голове и сердце убежденность обратного, у него нет другой участи, кроме как быть терзаемой "щепкой".
Посмотрите еще раз на это волевое лицо. Это не великий вождь и не политик. Не "серый кардинал" империи и не гениальный стратег. Это командир обескровленной армии, насчитывавшей в критические дни десятки тысяч человек. Но от него зависело все.
"Главная крепость нашего государства - человек. Убедительное свидетельство тому - стойкость и неистребимая вера наших воинов в победу даже тогда, когда, казалось, нечем было дышать и смерть преследовала на каждом шагу. Для гитлеровских стратегов истоки такого явления остались неразгаданными. Моральные силы, как и возможности ума человека, который осознает ответственность перед временем, перед своим народом, не знают измерений, они оцениваются свершениями."
Чуйков В. И. «От Сталинграда до Берлина»