Волгоградская "подземка"

Jul 31, 2016 12:59



Станции волгоградского "Метротрама"

Во время учебы в университете, я больше года проработал в волгоградской «подземке». Для тех, кто не знает (а я таких немало встречал), Волгоград - это переименованный Сталинград, а наша «подземка» - это не метро, а линия скоростного трамвая, 5 станций которого расположены под землей. Станции красивые, и, в общем-то, вполне напоминают метрополитен, только помещены совсем неглубоко, немногим ниже, чем обычный подземный переход. Вообще, это очень оригинальный инженерный проект, и я о нем расскажу подробнее отдельно. Сейчас упомяну только, что изначально протянули подземную ветку только через Центральный район, в планах было продлить ее далее на юг города, но, попавшее на Перестройку строительство, замерло. Несмотря на это в 2011 открылись три новые станции второй очереди метротрама. И насколько я знаю, ведутся работы еще над третьей.

Впрочем, я отвлекся. Конец пятого и весь шестой курс я работал станционным рабочим на одной из первых станций «Метротрама» - «площадь Ленина». Работа балы ночная, несложная, но и не доходная. В общем, шли на нее одни студенты, да и само начальство предпочитало нас. Работали одни парни, все свои, «студаки» - как вы понимаете, было нескучно. Воспоминаний осталось на сборник рассказов.



Функции станционного рабочего были незамысловаты. Мы находились в подчинении диспетчера станции, убирались, выполняли простейшую работу, не требующую специальных навыков: «подай - принеси». По совместительству помогали дежурному наряду полиции: осматривали территорию, выступали для них понятыми и прочее.

Главным и самым сложным, конечно, была уборка. В 23:30, щелкая резиновыми сапогами и гремя жестяными ведрами, мы выходили из своей каморки, провожали последних пассажиров, закрывали станцию и начинали. Заливали водой подземный переход, верхнюю площадку (там, где расположены кассы), гранитную платформу. Потом здоровенными «резинками» - широкими швабрами, с приделанной гибкой резиновой полосой, - сгоняли воду в канализацию. Летом хватало и одного раза, в остальное же время, когда люди наносили с улицы мокрой грязи и песка - мыли по два, а то и по три раза. Протирали стеклянные двери-турникеты, всевозможные перила и парапеты. Часа через два, когда станция блестела влажным чистым гранитом и мрамором, мы сдавали работу диспетчеру и валились спать.

Спали в небольшой комнате, судя по расположенным в ней приборным щитам, когда-то бывшей узлом электрической системы станции. Потом здоровенные приборные ящики заменили компактными аналогами, и помещение стало лишним. Теперь в нем стояли наши раскладушки. Дежурный (бригада состояла из трех человек, один был дежурным) дрых до 5 утра, потом вставал, открывал станцию, подметал ночной мусор в переходе и на прилегающей территории (сигареты, банки, бутылки, … спящие «тусовщики» и бомжи), вытирал на станции невысохшую с ночи воду. Остальные поднимались в 7, присоединялись к утреннему «марафету». Дежурство заканчивалось в 8. Потом кто-то шел домой и досыпал, а кто-то - на пары, и спал на них.

Вот так примерно мы и работали. Летом была сплошная «лафа». Тепло, грязи мало, убирались быстро. В остальное время - учись, читай, смотри фильмы, спи на здоровье. Да и на занятия с утра не нужно. Лишь перед праздниками начальство устраивало ПХД, как в армии. Тут уже водичкой не отделывались - заливали все мыльным раствором, драили щетками, смывали, стирали - и почти не спали. Но это было редко.

А вот зимой… Зимой начиналась настоящая работа. Как только пришел на смену (в 8 вечера) - дуй на улицу чисть снег, долби лед на прилегающей территории. Перерыв на горячий чай - и снова на мороз. Потом закрытие станции и уборка: раза три сгоняли воду, пока не смывали весь песок. Станция холодная, вода ледяная - жуть! Утром никаких «поспать до 7» - все вставали в 5 и продолжали уборку территории. А потом, измочаленные, слегка только освежившиеся душем, шли на пары. Повезет, если первой будет лекция: сядешь где-нибудь подальше, за спиной рослого одногрупника и провалишься в крепкий, но тревожный сон.

Помимо самой работы запомнились мне с того времени интересные люди и ситуации. До сих пор вспоминаю, до чего фактурные встречались личности: диспетчера, полицейские, коллеги-станционщики. И смешно было, и интересно, и жутковато порой. Впрочем, о какой-нибудь истории напишу в следующий раз.

Свое, О себе

Previous post Next post
Up