Вторая часть небольшого доклада о А.В. Суворове посвящена его книге, знаменитой «Науке побеждать». (Первая, о его военных «чудесах»
тут)
Это не просто военно-теоретическая работа, а обобщение всего богатого опыта великого полководца. Все, что описано в этой книге - это и есть секрет побед Суворова. Нужно отметить, что у него уже были ранее подобные работы, например «Полковое учреждение», написанное в 1764-1765 годах, по горячим следам Семилетней войны - первой кампании Суворова. «Науку побеждать» же пишет уже 65 летний фельдмаршал, бравший Измаил и Прагу, прошедший огонь и воду яростных схваток и тягот воинского быта.
Как ни странно, это довольно малое по объему сочинение, являющееся по сути рекомендацией командному составу по тренировке и воспитанию солдат, а так же по вопросам боевой тактики и организации армейской жизни. Сегодня они могут показаться немного… простоватыми. Но учтите, что рекрутская армия была создана в России лишь при Петре 1, буквально за 30-40 лет до деятельности Суворова. То есть боевой опыт армии такого типа, опыт организации ее полевой жизни был тогда достаточно мал. Это сейчас армия - сложнейший упорядоченный организм - но тогда, в 18 веке он лишь зарождался.
Все рекомендации Суворова были достаточно новаторскими для его времени, и огромное значение имеет то, что они были не высосаны из пальца каким-то штабным теоретиком, а получены в опыте многолетних сражений.
Так в чем же особенность суворовской «Науки»? Если говорить кратко, то можно выделить 3 основных момента.
1. Основа войска - это солдат
Штурм Измаила
Принцип Суворова - особое внимание к тренировкам и здоровью, боевому духу и моральному состоянию воина. Солдаты тренировались практически все свободное от сражений время, и занятия были далеко незаурядными и максимально приближенными к условиям боя. Взятие Измаила, одна из величайших побед Суворова, была достигнута именно за счет его изобретательности в тренировке (штурмующие неделю оттачивали свои действия на созданных недалеко от крепости учебных укреплениях).
Отдельно стоит упомянуть боевой дух и моральный облик солдата. Острым словцом, шутками он всегда умел поддержать задор в бойцах. И, несмотря на остро атакующий и дерзкий стиль боя, Суворов не был жесток и очень жестко пресекал ростки насилия и мародерства в солдатской среде.
Этот легендарный «богатырь», упорный, подготовленный, думающий солдат и был основным секретом побед суворовских армий. Достигалось это превосходство в качестве за счет упора именно на обе составляющие: изнуряющие тренировки и поддержание высокого боевого духа.
«Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать от искусства, которое вырастает от испытаниев при внушениях и затверждениях каждому должности его».
2. Наступательная тактика.
Бой на Чертовом мосту. Швейцарский поход, 1799 г.
Основа боевого стиля Суворова - это активный маневр, атака и натиск. Возможно, вы видели в кино, как выглядели сражения в середине 18 века? Так как ружья заряжались долго, и заряжались с дула, то выглядело это следующим образом: две цепи противников выстраивались друг напротив друга на расстоянии выстрела и наносили друг по другу ружейные залпы. В некоторых европейских армиях вообще все подготовка свелась к уменьшению скорости заряжания ружья. Суворов, напротив, вернул казалось бы пережиток прошлого: рукопашный бой - но он оказался просто сверх эффективен. Все дело было в оружии: ружейном штыке, которым можно было наносить массу смертельных ударов в короткое время.
«Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля - дура, а штык - молодец».
«При всяком случае сражаться холодным ружьем. Действительный выстрел ружья от 60 до 80 шагов; ежели линия или часть ее в подвиге (т. е. в движении) на сей дистанции, то стрельба напрасна, а ударить быстро вперед штыками».
Суворов специально тренировал своих бойцов так, чтобы они не боялись идти навстречу ружейному огню. Пока противник делал залп и заряжался для следующего, русские солдаты бегом преодолевали расстояние прицельного огня (а это было где-то 60 шагов, то есть не так много), переходили в штыковую атаку и просто прорубали бреши в строю врага. Очень часто тот начинал сумбурное паническое отступление - и тогда в дело вступала кавалерия. Так было, например в сражении при Рымнике, в котором 25-ти тысячная русско-австрийская армия нанесла просто сокрушительное поражение 100 тысячному турецкому войску именно благодаря острой атакующей тактике.
Маневры на поле боя. Суворов указывает, в каких ситуациях предпочтительно какое построение войск, и какой маневр. Солдаты могли выстраиваться фронтом, как правило, трехшеренговым (это часто применялось против европейских войск), могли колоннами, это построение замечательно своей пробивной силой (так штурмовали крепостные стены, или атаковали большие массы противника). Еще одно построение - «каре», то есть прямоугольник, внутри которого Суворов располагал артиллерию.
«Баталия в поле: линиею против регулярных; кареями против басурманов. Колонн нет. А может случиться и против турков, что пятисотному карею надлежать будет прорвать пяти и семитысячную толпу с помощью фланговых кареев. На тот случай бросится он в колонну. Но в том до сего нужды не бывало. Есть безбожные, ветренные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами же».
Тактика Суворова часто (но не всегда) заключалась в ударе и мощном натиске на слабое место строя, как правило, это фланг.
«В баталии полевой три атаки: в крыло, которое слабее. Атака в середину невыгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело»
3. Третья составляющая Суворовской науки - скорость.
Битва при Нови, Итальянская кампания Суворова
Речь о скорости не только в бою, но и на марше. Суворовские войска двигались просто с невероятной для того времени быстротой. Во многих битвах он сваливался врагу, как снег на голову, и тут же с марша бросался в яростную атаку. Очень часто это кончалось паническим бегством неприятеля.
«Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!»
В «Науке побеждать» подробно описывается, за счет чего достигалась такая скорость. Секрет прост: физическая подготовка к высокому темпу и грамотная организация привалов и передышек, - даром не терялась ни одна минута. Например, при приближении привала, кухня пускалась вперед войска, и встречала солдатские колонны уже в полной готовности.
Эти три главных элемента: подготовка, натиск, скорость, - и составляют суворовскую «Науку побеждать». Конкретные ее меры конечно принадлежат своему времени, но вот сами принципы: забота о личном составе, маневренность и инициатива, скорость - они и до сих пор являются основами военных доктрин многих армий.
Отец солдатам
Отдельно еще бы хотелось сказать о Суворове и его отношениях с солдатами. Я уже упомянул о том, что он никогда себя с ними не разделял, а стойко переносил все тяготы армейской походной жизни, и даже предпочитал их комфорту. Известно письмо его ротного командира отцу Суворова, еще во время службы того с Семеновском полку:
«… сын ваш не только не хочет отличаться от простых солдат, но напрашивается на самые трудные обязанности службы. Большую часть времени проводит он с солдатами в казармах, и для того только имеет он свою вольную квартиру, чтоб свободно и беспрепятственно заниматься в ней науками… Никогда, подобно другим дворянам, не нанимал он за себя других солдат или унтер-офицеров на службу, а, напротив, ходил в караул за других. Для него забава стоять на часах в ненастье и в жестокую стужу. Простую солдатскую пищу предпочитает он всем лакомствам. Никогда не позволяет он солдатам, которые преданы ему душою, чистить свое ружье и амуницию, называя ружье своею женою.»
Обратите внимание, что это 18 век! Суворов - дворянин, а солдаты, как правило, - рекруты из крестьян, в мирной жизни их разделяла бы непреодолимая преграда. Но на войне все по-другому. Замечательная суворовская традиция, продолжившая жить и после него - это воинское братство командиров и солдат. Знаменитая фраза «слуга царю, отец солдатам» - это как раз про это. Высокая боеспособность русских подразделений всегда обеспечивалась, в том числе и тем, что командир - это не назначенный управленец, а это лидер, вожак. Можно проследить, что как только этот принцип начинал нарушаться: а это происходило, например, в последние годы Российской империи - единство, а, следовательно, и боеспособность армии резко снижалась. Это стало одной из причин поражений и в Русско-японскую и в Первую Мировую войну.
А когда этот принцип, напротив, был поставлен во главу угла: то есть в советское время, провозгласившее социальное равенство людей, наша армия достигла небывалых побед, самой великой из которых конечно является Победа 1945 года.
PS. Удивительно и общее впечатление от прочтения «Науки побеждать». Эта книга не просто повествует об организации тренировок, маневрах на поле битвы, и правилах воинского быта, - в ней содержится сам дух суворовских побед, неукротимого энергичная целеустремленность.