Искусство - это служение

May 14, 2015 12:51



Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Те, кто читают этот журнал, наверное, заметили, что в нем часто появляются, иногда с комментариями, иногда без, картины русских художников. Более внимательные читатели, может быть, пошли дальше и поняли, что это не просто художники. Основное число их принадлежит к так называемым «передвижникам» - тем, кто входил в "Товарищество передвижных художественных выставок", существовавшее с 1870 по 1923 года.

Почему именно они? Вышло это довольно спонтанно. Я начал интересоваться русской живописью - меня особенно восхитили пейзажи - и открыл для себя новый удивительный мир. Исследуя этот мир, я переходил от одного творца к другому, словно путешествуя по «островам» архипелага живописи, открывая различные сюжеты, стили, идеи. И заметил, что часто встречаю такие «острова», внешне довольно различные, но удивительно сходные по духу. Было и в сказочных полотнах Васнецова, и в исторических работах Сурикова, и в пейзажах Левитана что-то неуловимо общее.

Не поняв толком, что же это за «общее», я невольно заинтересовался уже самими этими художниками. Оказалось (для меня это было открытием), что все они в жизни были объединены не просто сообществом художников Российской империи, а гораздо более плотным коллективом - Товариществом передвижных художественных выставок.

Это была группа молодых русских художников, охваченных общими идеями и взглядами на искусство и творчество.
Во многом они объединились в протесте против тогда уже зализанной и выхолощенной имперской академической живописи. Но об истории этого образования, сыгравшего колоссальную роль в развитии русской живописи, а значит культуры в целом (а значит и всей страны)  я расскажу более подробно позже. Сейчас я хотел бы вернуться к тому с чего начал.

Что привело меня к «передвижникам»? Нечто общее, увиденное мной в их, очень разных по жанру, картинах. Так вот это общее - взгляд. Одним и теми же глазами они смотрели на русскую природу, на русскую историю, на русский эпос. Этот взгляд - взгляд служителя Родине. Все они одинаково воспринимали и самих себя, и свое творчество как служение народу и стране. В этом видели смысл своей жизни и творчества.

Согласитесь, как это не похоже на некоторых сегодняшних «креативных» художников, исповедующих диаметрально противоположное: свободу самовыражения и полную независимость от долга и нравственности. Есть только ты, и твой «внутренний мир».

Между тем обычная жизненная практика (и логика!) подсказывает, что развиваться человек (и, наверное, человечество?) может, только устремившись вовне себя, то есть на служение какой-либо цели. Поэтому замкнутое на себе самом искусство вряд ли может быть гениальным в принципе. Гении всегда подчиняют себя и свою жизнь служению цели. И потому оставляют такой глубокий след в истории и человеческой культуре.

Наглядным примером, раз мы говорим о живописи, может послужить творчество тех же самых «передвижников», знакомое многим по школе. И комментарии к ним наверное излишни.



«Витязь на распутье». Виктор Васнецов



"Крестный ход в Курской губернии". Илья Репин



"Утро стрелецкой казни". Василий Суриков



"Притихло". Николай Дубовской



"Неизвестная" Иван Крамской

Комментарии, как я уже писал, излишни.
В будущем я продолжу знакомиться (и, может, кого-то знакомить) с творчеством этого удивительного коллектива

Культура, Русские художники, Живопись

Previous post Next post
Up