НАЦИСТЫ ПРОТИВ АРКТИЧЕСКИХ БУФЕТЧИЦ

Sep 01, 2017 20:07





(спойлер: нацисты их убивали - не специально, конечно, а подбивая суда, где они работали. Хотя одну они убили специально)

Она сошла с ума

В книге В.С. Корякина Война в Арктике: 1941-1945 несколько раз упоминаются буфетчицы, и всякий раз судьба их ужасна. Вот пример. При торпедировании гидрографического судна «Норд» в августе 1944 большинство моряков погибли в первые минуты (немецкая подлодка всплыла и расстреливала палубу тонущего судна из пулемёта). Удалось спустить шлюпку с кормы дымящегося «Норда», и шесть человек смогли туда спуститься. Подлодка подошла к шлюпке, и немцы взяли людей на борт, в плен, - но не всех, только здоровых! В шлюпке остались раненый матрос Пётр Пономарёв и - «сошедшая с ума», как написано в нескольких источниках, буфетчица Валентина Поль. Шлюпку расстреляли из орудия и пустили ко дну.

В шлюпке 6 человек: 5 мужиков и буфетчица

Четверо здоровых перелезают в субмарину - в плен, а раненого и несчастную буфетчицу немцы расстреливают в шлюпке и топят. Нормально? И почему выжившие хором называли буфетчицу сошедшей с ума?

Сойдёшь тут с ума: бабах! - пламя, смерть, крики, судно тонет, шлюпки разбиты, вдоль палубы свистят пули - прыгать в холодное море? Но это единственный пример упомянутого сумасшествия женщины в момент катастрофы за всю войну в Заполярье.

Буфетчицы умирали с достоинством



Представьте себе, что даже если вы выживете при взрыве на судне бомбы или торпеды, вы попадёте либо в холодную арктическую воду, либо, если повезёт, на плот, в шлюпку, вельбот или кунгас, если они при спуске не разобьются о борт, не перевернутся, не будут расстреляны противником. Борьба за живучесть судна? Да, но редко. Обычно судно довольно быстро уходит под воду. Что дальше? Холод (даже арктическим летом) плюс отсутствие пищи и пресной воды. Покрытые ледяной коркой, раненые, обожжённые люди набиваются в шлюпку, которую полярные ветры гоняют по волнам. Сразу начинаются смерти от переохлаждения, и живые сидят среди мёртвых.

Возможно, их подберёт другое судно, но случалось, что это судно тоже подбивали, и только что спасшиеся люди снова тонут. В военно-арктической истории есть случай, когда выжившие успели «потонуть» поочерёдно с двумя подбитыми пароходами (об этом ниже).

Возможно, они доберутся до льда или берега. Там - арктическая пустыня. Люди мрут один за другим, хотя и предпринимают неимоверные усилия, чтобы выжить. Так произошло после торпедирования гидрографического бота «Академик Шокальский» 27 июля 1943 года: на ледяной кромке берега выживших продолжали расстреливать немцы из субмарины (и даже, гады, подплыли на своей шлюпке к берегу и, не поймав разбежавшихся людей в плен, утащили их шлюпку и утопили её!). Буфетчица с «Академика» Екатерина Бибикова вместе со всеми пошла вдоль берега к спасению, но умерла от истощения. Надо было пройти более 100 км.

А теперь представьте - и это будет максимум вашего воображения - что все эти страдания терпят не военные, не моряки и не мужики, а гражданские буфетчицы.

Буфеты на кораблях?

Откуда на кораблях вообще взялись буфетчицы? Да всегда были! Уставные должности буфетчика судового (стюарда) и дневального подразумевают обязанности сервировать стол, собрать и помыть посуду, убрать каюты и жилые помещения. Буфетчик - для капитана и офицеров, дневальный - для экипажа судна. На эти должности стали брать женщин.



Буфетчик судовой Марианна. Кадр из фильма "Полосатый рейс"

Самая известная буфетчица - вымышленная Марианна с судна в кинофильме «Полосатый рейс» (кстати, персонаж Е. Леонова - Шулейкин - был настоящий буфетчик из буфета, "работник пищеблока"). Женщины ходили на судах также в качестве поваров, пекарей, камбузниц, уборщиц, врачей, радисток, моряков, рыболовов и даже офицеров. Во время войны прославились капитан Анна Щетинина и штурман Валентина Орликова, на теплоходе «Двина» три раза побывавшая в США. Орликова выступала по американскому радио и снималась в документальной хронике.

image Click to view



Буфетчицы участвовали в военных действиях наравне со всеми. Таисия Кожина умела заряжать пулемёты «Эрликон». Транспорт «Революционер», на котором она ходила буфетчицей, в одном из полярных переходов подвергся 48 налётам люфтваффе. Отбился, повезло - не утонул.





Члены экипажа судна "Революционер". Крайняя справа - буфетчица Т.С. Кожина. 1944 год

Три раза тонула

На пароходе «Родина» буфетчицей работала Екатерина Сергеевна Бушуева, 1918 г.р. Сначала «Родина» подорвалась на мине 5 июля 1942. Выжившие с парохода «Родина» возвращались в СССР на пароходе «Сталинград» в составе конвоя PQ-18. «Сталинград» был торпедирован 13 сентября 1942. Если Екатерина Бушуева вновь спаслась, то буфетчица самого «Сталинграда» Корнеева Елизавета Никитична утонула.

Одни выжившие со «Сталинграда» были подняты на борт английских сторожевиков, в том числе и Екатерина, а другие - на борт парохода «Сухона». И тут в эту «Сухону» тоже бьёт торпеда. Поразительно, но несколько моряков, тонувших на «Родине» и «Сталинграде», снова умудрились выжить. По ссылке крайне увлекательная и подробная история этих моряков. Смерть не заметила их, но почему-то поставила свою метку на несчастной буфетчице «Родины» Екатерине Бушуевой. Её третья катастрофа стала для неё фатальной. В сентябре 1943 транспорт «Тбилиси» подорвался на мине в устье Енисея. Груз и экипаж с этого судна был спасён, единственной жертвой оказалась … буфетчица Екатерина Сергеевна Бушуева.

Весь экипаж погиб (или Сведений о выживших нет)

Вместе со своими экипажами погибли у острова Медвежий, ставшего общей могилой для десятков судов, буфетчицы 21-летняя Людмила Владимировна Артамонова на теплоходе «Кузнец Лесов» в декабре 1942 и Валентина Петровна Рязанова, 29 лет, на пароходе «Красный партизан» 26 января 1943.

У Диксона 24 августа 1942 вместе со всем экипажем погибла Екатерина Николаевна Сивкова на «В. Куйбышеве».





Члены экипажа судна "Революционер". Крайняя справа в верхнем ряду - буфетчица Т.С. Кожина.1944 год. Эти не погибли.

Смертельно скучное перечисление

13 апреля 1942 в Баренцевом море, на подходе к острову Медвежьему, торпедирован пароход «Киев». Погибло всего пять человек, остальных, как и буфетчицу Е.М. Глотову, спас британский корвет «Блэк Флай». Но там буфетчица умерла от ран и переохлаждения. Британские моряки выстроились на её похоронах в почётный караул.

Наталья Ринкис и Валентина Черноус, буфетчицы знаменитого ледокола «Александр Сибиряков», малыша, 25 августа 1942 вставшего на пути огромного крейсера «Адмирал Шеер» на востоке Карского моря, погибли при обстреле ледокола орудиями главного калибра либо уже в шлюпке, подбитой немцами.

17-летняя ленинградка Генриетта Николаевна Иванова работала буфетчицей на транспорте «Марина Раскова». Косноязычный официоз:

«По какой причине, где и когда выбыла - погибла при гибели судна в Карском море 12.08.1944 г.; семейное положение - девица; родственники (ФИО, адрес) - мать, Иванова Валентина Васильевна, г. Архангельск, Петроградск., д. 172, флигель 1, кв. 4; дополнительная информация - уведомление о гибели отправлено родственникам 07.09.1944».

Причём не ясно, как она погибла: сразу или позже, уже перебравшись с «Марины Расковой» на один из сопровождающих тральщиков, которые вскоре тоже были подбиты.

Погибли буфетчицы Анна Николаевна Авдеева, 1891 г.р., на лесовозе «Ижора» 7 марта 1942, 36-летняя Валентина Никитична Моисеева на теплоходе «Циолковский» 1 мая 1942, Евдокия Михайловна Соколова, 24-х лет, на «Революции» 3 декабря 1944.

Транспорт «Пролетарий» торпедирован 5 декабря 1944 и затонул за 3,5 минуты. Погибла вся женская часть экипажа: повар А.Г. Арсетская, буфетчица О.Я. Ваганова, дневальная Е.И. Казанская, камбузница Г.Н. Большакова. 21 человек спаслись.

Смерть плывёт за буфетчицами на шлюпке

Пароход «Павлин Виноградов» 22 апреля 1944 взорвался южнее Аляски по невыясненной причине, буфетчица Наталья Сергеевна Тетерина спаслась в шлюпке (куда собрали всех выживших - 29 человек). Шлюпку две недели мотало 6-8 балльным штормом под почти постоянным дождём со снегом, моряки не успевали вычерпывать воду. В течение нескольких последующих суток ранения и ожоги, голод, холод и жажда привели к потере 20-и человек. Буфетчица умерла от ожогов на 4-е сутки.

Пароход «Кола» был по ошибке торпедирован американской подводной лодкой SS-276 Sawfish 16 февраля 1943 года. Правда, это уже не полярные широты, а Тихий океан южнее Японский островов. Буфетчица Любовь Яковлевна Полевая, 1917 г.р., умерла в ходе двухнедельного плавания в шлюпке (при взрыве выжил 31 человек, но через 2 недели в живых осталось лишь четверо).

Но есть несколько историй с хорошим концом

Там же, южнее Японских островов, в декабре 1941 японские самолёты разбомбили пароход «Перекоп». 8 членов экипажа были убиты. Спаслись 32 человека. Буфетчице Анне Николаевне Рахмановой (1904 г.р.) перебило ногу. Оставшиеся в живых на шлюпках добрались до острова Натуна (Бунгуран), населенного малайцами и охраняемого небольшим голландским гарнизоном. Буфетчицу и ещё четверых раненых смогли вывезти на самолёте голландцы. Правда, потом этих раненых перехватили те же японцы, и они промаялись в полуплену-полу-непонятно в чём до 1943 года, когда встретились с другими моряками «Перекопа», которые прожили на диком острове больше года и в конце концов были интернированы японцами. Все вместе они смогли вернуться на родину.

Танкер «Донбасс» 7 ноября 1942 был подбит немецким эсминцем, буфетчица Мария Кузьминична Макиенко спаслась на шлюпке и взята в плен. Пленных доставили в концлагерь в Норвегии, потом переправили в Гданьск. Какова дальнейшая судьба Марии Кузьминичны?

Пароход «Щорс», на котором работала буфетчицей беременная Людмила Николаевна Клейн, в мае 1942 года в конвое PQ-16 мужественно сражался с авиацией и подлодками противника и сохранил экипаж и груз невредимыми.

Людмила оставила небольшие воспоминания:

«Первые четыре дня в конвое были спокойными, но вот на траверзе Нордкапа, далеко-далеко, показался самолёт. Близко не подлетал, но часа через три началось… Массовый налёт. Стрельба из пушек и пулемётов, рёв торпедоносцев и бомбардировщиков, вой бомб, взрывы! Все на боевых постах. Одна волна самолётов отбомбит - улетает, уже показалась другая. И не до обедов было. Повар готовит, а никто не идёт. Я на палубу - кричат: «Куда тебя несёт!» А мне тоже охота помочь. То снаряды подношу, то ещё где помогаю. Ругаются: «Иди отсюда с животом-то, рожать тебе надо, а не воевать!». А небо всё черно от дыма горящих судов. Страшная картина. Но страха я не чувствовала.

Часть судов ушла в Мурманск, а мы отправились в Архангельск. Подошли 1 июня к горлу Белого моря, а там ещё лёд. Встали у кромки. Тишина, покой. Я отдыхаю на палубе, греюсь на солнышке. Откуда ни возьмись, самолёт немецкий, и пикирует прямо на нас. Я вдруг заплакала и взмолилась горячо: «Господи! Помоги, я ведь с ребёночком. И почти дошли мы до дома. И ведь столько мы уже испытали - спаси, Господи, наш пароход!». Плачу и молюсь. И вижу, открылось нижнее окно кабины самолёта, и немец-пилот смотрит прямо на меня, в упор. И четыре бомбы… Сбросил он их перед самым носом судна и со страшным рёвом вышел из пике. С тех пор я богу доверяюсь полностью»



остров Медвежий, гидрография, Арктика, война, Адмирал Шокальский, Буфетчица, Карское море, Александр Сибиряков, торпедирование

Previous post Next post
Up