Фрагмент из эссе
"Краткое религиоведение от атеиста. Лекция 1".
О конфликтах, противоречиях и самоорганизации. Социологи и психологи, исследуя принципы существования и развития человеческих сообществ, говорят о «функционально-позитивном» значении конфликтов, что «без конфликта может быть только натуральная жизнь (жизнь в природе), поэтому культура, жизнь и конфликт - это нераздельные понятия».
Самоорганизация общества благодаря наличию в нём конфликтов, противоречий - это нормально, естественно. Да, это нормально и естественно, если эти конфликты и элементы напряжённости исходят из природы человека, сложной и противоречивой, в которой есть стремление к познанию, к успеху, к самореализации, а также есть зависть, тщеславие, стремление к минимизации своих усилий для достижения чего-либо, с переложением этих усилий на соплеменников и т.д. Эти свойства, во всём их разнообразии, в немалой степени являются стимулами, катализаторами жизненных процессов как для индивидуумов, так и для их сообществ.
Но есть и другое. Напряжённость может создаваться искусственно, с помощью создания и утверждения неких идей, тогда эти наши свойства помогают одним членам общества подчинять себе других. Религия с установлением всевозможных нелепых запретов, позволяющих вводить человека в ощущение собственной ущербности - это способ управления человеками, склонными к верованиям и к религиозности, довольно-таки простой и легкодоступный способ.
Есть и другие идеи, помогающие людям подчинять себе друг друга. Например, национал-социалистическая. Или та же коммунистическая. Вообще-то, идея «светлого будущего» - отличная идея. Но как это обычно бывает в процессе «реализации» какой-либо идеи, коммунистическая идея используется её апологетами для подчинения и эксплуатации масс, извращается до полной своей противоположности.
Так же, например, и с некоторыми неплохими постулатами Иисуса. При формировании его учения в статус религии, эти постулаты и притчи, хотя в ней и оставлены, но реально в обществе опять работает только то, что помогает подчинять людям друг друга.
Все идеи в процессе их практической реализации сводятся, в конечном счёте, к этой их функции - подчинять и управлять. Это надо трезво осознавать, чтобы можно было разумно, но твёрдо противодействовать искажению и извращению какой-либо идеи, которая, возможно, является наиболее верной на данном этапе развития общества и объективно является для него на данный момент полезной. Тогда мошенникам и подлецам, берущим на себя функцию проводников этих идей, будет сложнее задействовать потенциально имеющуюся в них функцию подчинения адептов себе в своих личных целях и для процветания создаваемых ими институтов.