![](http://30-70.ru/sumerki_bogov_100.jpg)
Повесть в письмах
"Мужество жить"
читать, скачатьВ качестве рекламыКнига "Мужество жить" пишется мною в соавторстве с моими френдами по ЖЖ - с
irene-glotova, с
religioznik, с
denisdubrovskiy, с
xopollo_qiqi.
Послесловие к книге «Мужество жить»
Человек - существо общественное, социальное. А ещё - человек смертен. Человеку, следовательно, и сообществу, из гомо сапиенс состоящему, нужна по жизни какая-либо идея, нужна некая заданность, которая придавала бы смысл краткому приходу его в этот мир, всего-то на несколько десятков лет.
Успех принятия и живучести религий в том, в основном, и состоит, что они «решают» проблему смерти, проблему неизбежного и навсегда ухода в никуда. Они дают человеку надежду, дают ему этот заданный религиями «смысл». Он есть в пожизненном стремлении к Царствию небесному, к жизни вечной. «Бог есть боль страха смерти» - всего лишь в нескольких словах, но чётко и конкретно обозначил Достоевский краеугольный камень, на котором основаны и держатся религии.
Кому-то это по жизни помогает - на здоровье! Но каждый человек может и должен сам для себя определять смысл жизни - это его неотъемлемое право. Он может следовать каким-то общественным, социальным идеям и идеологиям, может любую религию для себя принимать. А может и не следовать и не принимать вообще ничего и никакую, этим не озабочиваться и об этом не думать - это его личное дело. И никто не в праве ни принуждать, ни требовать, ни навязывать ему никаких идеологий или религий. От человека требуется лишь не нарушать общепринятые моральные нормы, а также нормы, которые устанавливают принятые в обществе законы. И ни для кого не должно быть никакого дела, что ему в этом будет помогать - собственная ли совесть или вера в бога. Это его внутреннее содержание, это его духовный мир, и этот мир не может быть объектом какого-либо или чьего-либо в него вторжения.
Мы должны отказать любой религии и любой идеологии в праве объявлять какую-то собственную мораль моралью для всего общества, а также объявлять саму себя идеей-целью-смыслом для человеков и их сообществ. Надо всегда помнить о том, какими кровавыми способами и ради чего религия насаждалась в сознание людишек. Принятие сказок в качестве идеи для общества, персонажей этих сказок - в качестве объектов для почитания и поклонения вплоть до принятия смерти за веру в них и убийства «неверных» - это есть утверждение допустимости зомбирования людишек ради удобства управления ими. Появление и утверждение религий является тем существенным моментом, который утверждает в общественном сознании и в общественной философии допустимость в обществе такой вот подлой лжи. Здоровый, нормальный атеизм никакого запрета религии не требует. А требует лишь назвать её тем, чем она является и соответственно к ней следует и относиться. Она является искусственным превращением древнеиудейской мифологии в некую общественную идею, имеющую множество таких «побочных явлений», что её нельзя признавать в качестве полезной общественной идеи. Следовать ей могут только те, кто этого желает, и как говорится - только за свой счёт, по своей личной инициативе. Человек может самообманываться. Если в индивидуальном это плане, то каждый волен прожить свою жизнь так, как он на это способен. Но религия - это же не средство для индивидуального потребления, это не доза некоего вещества, которое заглотил или ввёл в себя - и предавайся своим иллюзиям. Ещё раз повторим: в индивидуальном порядке человек может жить любыми иллюзиями, пусть даже каждый - своими, или групповыми какими-то. Но общественная жизнь не должна строиться на основе этих иллюзий, разве что лишь каким-либо образом учитывать их наличие. Мы не против индивидуального принятия «опиума» религиозного, а против организованной и развитой наркоторговли. Религия - это мощнейшая социальная идея, и рассматривать её нужно именно как идею социальную, как идеологию. Ещё раз повторим: надо признать, что общество продолжает жить по морали, которая не отвергает ложь в межличностных и межобщественных отношениях, а наоборот - признаёт её допустимость и даже пользу. А с другой стороны: один из основных призывов и пожеланий в обществе - это призыв к справедливости. И почему-то никакого противоречия мы в этом не усматриваем.
Мы признаём, что на каких-то этапах развития человеческой цивилизации, те или иные идеи и идеологии были и могут быть более предпочтительны. Мы признаём, что человечество не могло, например, пройти мимо этапа, когда зарождались и утверждались религии, появление их было неизбежным, и, следовательно, в то время - необходимым. Точно так же человечество должно было пройти через первобытнообщинный строй, через рабовладельческий, феодальный, капиталистический - и это всё было неизбежно, и также выходит, что необходимо.
А что далее? Наверное, что капитализм - это не последняя общественно-экономическая формация. Какова следующая? А за ней какая? Мы не можем знать это с полной и абсолютной очевидностью. Можем лишь предполагать, что капитализм будет, видимо, эволюционировать во что-то вроде социализма. Как говорится, поживём - увидим. Но смена формаций должна происходить теперь только через эволюцию, никаких революций, экспроприаций, искусственных коллективизаций, и прочее.
Человеческая цивилизация находится сейчас на таком этапе своего развития, когда всё более определяющим становится осознание человеками какого-то единого, общего, как бы предначертанного для неё и для них смысла, а также ответственности за сохранение её, за то, чтобы не погибла, не угасла, не сгинула эта земная цивилизация, не исключено, что единственная во всей Вселенной. Для этого людьми должна быть выработана общечеловеческая идея. Кто-то может назвать её новой религией, но правильнее было бы - Новое духовное учение. Никаких в нём божеств, главный творец - это человек.
В качестве набросков основных принципов этого учения можно предложить следующее:
1. Главная задача человечества - нацеленность на сохранение, выживание земной цивилизации, на снижение и избежание, в конечном счете, всех угроз, способных привести к её гибели или угасанию.
2. При этом высшей ценностью объявляется человек, его жизнь, его свобода - духовная и физическая.
3. Высшая обязанность каждого человека - уважение прав других людей на их жизнь и свободу, отказ от каких-либо действий по нарушению этих прав. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
4. Люди равны в правах, но не равны в своих способностях. Следовательно, они не равны в своих возможностях по обеспечению желаемого для себя и членов своей семьи уровня жизни. Это неравенство является одной из основных причин в личностных и общественных напряжённостях и конфликтах. Предлагаемое обществу духовное учение не даёт для этой проблемы каких-либо заранее прописанных рецептов. Она должна решаться последовательно и с учётом того состояния, которое на данный момент обществом достигнуто. Видимо, неверным будет назначение скорейшего и кратчайшего направления к всеобщему равенству во всём. Такое равенство должно быть для общества в виде некой дальней перспективы, в виде цели, близкой к утопии, к которой можно приближаться, хотя и без гарантии её достижения в буквальном и полном виде. Попытки искусственного ускорения наступления всеобщего и полного равенства и «светлого будущего» не могут быть успешными, успех в конечном итоге может принести лишь последовательная эволюция общества.
5. В человеческой цивилизации нет избранных народов, не должно быть деления народов на лучшие и худшие. Никакой народ не должен претендовать на роль избранного, никакой народ не может объявляться плохим, неполноценным.
Вот что-то примерно так. Всё это можно уточнять и дорабатывать. При написании «принципов» этих и книги в целом никоим образом не ставилась задача, чтобы представить их чем-то «основополагающим». Это лишь размышления неравнодушных людей с приглашением присоединяться к этим нашим размышлениям.