О Можайском снова вспомнили в конце 1940-х годов в разгар кампании по борьбе с "безродным космополитизмом" и "низкопоклонством перед западом". Одним из проявлений этой кампании было доходящее до абсурда стремление заявить о российском приоритете едва ли не во всех областях науки и техники. Разумеется, Александр Федорович с его "воздухоплавательным снарядом" оказался как нельзя кстати. Он тут же стал одними из символов русского превосходства наряду с "изобретателями паровоза" Черепановыми, "изобретателем паровой машины" Ползуновым и "изобретателем велосипеда" Артамоновым.
Пропагандистов не смущало отсутствие архивной информации, ведь ее легко можно придумать. Все равно, архивы надежно закрыты и никто ничего проверять не будет. Так была выдумана дата летных испытаний самолета Можайского - 20 июля 1882 года и "механик Иван Голубев", якобы проводивший эти испытания.
Однако в апреле 1883 года, то есть почти через год после "испытаний", комиссия Русского технического общества по ознакомлению с проектом Можайского писала в своем отчете, что его летательный аппарат еще не готов. В этом отчете есть еще один крайне любопытный момент: описание самолета дано со слов самого Можайского, поскольку он отказался пустить комиссию на огороженное высоким забором место постройки "воздухоплавательного снаряда" в Красном селе и продемонстрировать результаты работ. Таким образом, самолета комиссия не видела, однако Можайский, ничтоже сумняшеся, попросил у нее денег на завершение строительства. Невольно возникает вопрос: "а был ли мальчик?"
Но у авторов роскошного фолианта
"Рассказы о русском первенстве", изданного в 1950 году, такого вопроса, разумеется, не возникло. Без тени сомнения они писали: "После разбега со специального наклонного помоста, облегчившего отрыв машины от земли, самолет поднялся в воздух и перелетел через поле. Управляемый рукой человека аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателями, совершил первый в мире полет". В том же году на экраны вышел
художественный фильм "Жуковский", в котором самолет Можайского успешно летал на глазах у многочисленных зрителей и самого изобретателя.
Сильно заретушированный кадр из фильма "Жуковский" с самолетом Можайского на испытаниях и его создателем в исполнении актера Боголюбова.
Испытания самолета Можайского стали одним из распространенных сюжетов советской историко-патриотической живописи.
Между тем, на рубеже 1970-80 годов, в преддверии столетнего юбилея самолета Можайского учеными ЦАГИ были проведены исследования его летных данных, исходя из имевшихся сведений об аэродинамической схеме, массогабаритных характеристиках и энерговооруженности "воздухоплавательного снаряда". Результат получился обескураживающим: самолет Можайского в принципе летать не мог. Чтобы аэроплан оторвался от земли его паровые машины должны были развивать мощность вдвое больше той, которую они фактически выдавали согласно описаниям.
На этом вопрос о "полете" можно считать закрытым, однако остаются еще два: проводились ли испытания и был ли самолет реально достроен? Ответ на них дает отчет комиссии под председательством лейтенанта М.М. Борескова, которая осмотрела самолет Можайского 11 июля 1890 года, вскоре после смерти его создателя, и задокументировала результаты осмотра.
Согласно отчету, самолет представлял собой деревянную лодку с крыльями без двигателей и винтов (далее - цитата).
"К бортам лодки прикреплены неподвижно две четырехугольные деревянные рамы, которые предполагается обтянуть шелковой тканью (крылья). В кормовой части должен находиться руль с двойным движением вверх, вниз и в стороны. В носовой части и с боков предполагаются три винта для перемещения аппарата вперед по горизонтальному направлению, винты приводятся в действие 3-мя паровыми машинами (в большинстве описаний указано, что на самолете Можайского стояли две паровые машины, прим. В.К.).
Аппарат установлен на 4-х стойках с колесиками. Крылья и руль прикреплены к корпусу, но не обшиты материей, которой имеется в сложенном виде около 3400 квадратных футов. Кроме того имеются различные мелкие принадлежности, как-то блоки, приводные ремни, передаточные колеса и т.д".
Таким образом, из описания ясно, что даже к моменту смерти конструктора аппарат был далек от завершения.