Когда нефть стоила копейки

Jul 27, 2016 15:27



Дизельные электрогенераторы известны всем. Обычно они используются в качестве мобильных или аварийных источников энергии относительно небольшой мощности. Однако сложно себе представить, чтобы от дизель-генераторов постоянно работали крупные электрометаллургические комбинаты, расходующие электричество в колоссальных объемах. И тем не менее, такое бывало. На верхнем снимке - один из машинных залов дизельной электростанции, питавшией алюминиевый завод компании "Алкоа" в Техасе.

Этот гигантский энергокомплекс, построенный в 1954 году, включал в себя 242 стационарных дизель-генератора суммарной мощностью 475 тысяч лошадиных сил. В нем использовались промышленные дизели фирмы "Нордберг" из штата Висконсин. На этих шедевральных воплощениях дизельпанковых технологий стоит остановиться поподробнее. Они представляли собой звездообразные 12-цилиндровые двухтактные моторы водяного охлаждения, работавшие на соляре или мазуте и развивавшие мощность до 2100 л.с. при 400 оборотах в минуту. Рабочий объем цилиндра составлял 40 литров, а всего двигателя - 480, диаметр "звезды" - пять метров. Запуск осуществлялся сжатым воздухом.

Для алюминиевого комбината компании "Кайзер" в штате Луизиана также в середине 50-х была построена еще одна дизельная электростанция несколько меньших размеров - с 80 моторами "Нордберг" общей мощностью 150 тысяч л.с. Оба энергокомплекса успешно работали до нефтяного кризиса 1973 года, когда цена нефти на мировом рынке подскочила в четыре раза, с трех до 12 долларов за баррель. Это сразу сделало крупные дизельные электростанции убыточными. В следующем году обе они были закрыты, а оборудование отправлено на переплавку. Но на некоторых американских предприятиях "звезды Нордберга" стоят в законсервированном виде до сих пор. На всякий случай.



Промышленный дизель "Нордберг". Как правило, такие моторы применялись для привода электрогенераторов, но иногда их использовали в насосных установках.



Погрузка "Нордбергов" на баржу для отправки покупателям.



Музейный экземпляр двигателя.

США, техника, дизельпанк, История

Previous post Next post
Up