34 года назад, 6 июля 1982 года под Москвой произошел инцидент, показывающий, насколько тотальным и эффективным был контроль над информацией в Советском Союзе, даже в поздний, относительно либеральный период его существования.
В нескольких километрах от Зеленограда вскоре после взлета разбился магистральный авиалайнер Ил-62, совершавший международный рейс из Шереметьево в Дакар. Погибли все находившиеся на его борту - 80 пассажиров и 10 членов экипажа. Подробное описание причин и обстоятельств катастрофы можно прочесть
вот здесь, я же хочу сказать о другом. Чтобы "не нервировать" советских людей и не вызывать у них сомнений в исключительной надежности и безотказности советской авиатехники, происшествие было моментально засекречено. Никаких сообщений в СМИ о нем не появилось.
Более того, властям удалось даже пресечь распространение слухов. Такое получалось далеко не всегда, но в этот раз получилось. Во всяком случае, я впервые узнал об этой катастрофе только в постсоветские времена, хотя летом 1982-го жил в Москве, был уже вполне взрослым (недавно окончил школу) и активно интересовался всем, что так или иначе связано с авиацией.
У меня был достаточно широкий круг знакомств, в том числе среди "свободомыслящей" молодежи, регулярно слушавшей западные радиоголоса и делившейся услышанным. Но и они ничего не знали о трагедии, хотя, "Радио Свобода", "Голос Америки" и "БиБиСи" всегда извещали своих слушателей обо всех крупных ЧП, происходивших за "железным занавесом", о которых им становилось известно.
Все-таки, удивительно, насколько радикально изменилась информационная картина мира на территории бывшего СССР с тех, в общем-то, совсем недавних времен. Сейчас невозможно даже представить, чтобы кто-то попытался скрыть крупную авиакатастрофу в ближнем Подмосковье, а тем более - чтобы ему это удалось.
На заставке - самодельные памятные знаки, установленные родственниками погибших на месте крушения Ил-62. Официального мемориала там нет до сих пор. Внизу - примерное место катастрофы на "Гуглмэпс".