Антипаук

Feb 07, 2025 13:38



Наверняка все знают, что во второй половине XIX века среди более-менее состоятельных любителей спорта в Европе и Северной Америке пользовались большой популярностью велосипеды типа "паук" (он же "пенни-фартинг") с огромным передним колесом и крошечным задним.

Благодаря размерам ведущего колеса такие велосипеды развивали приличную скорость, однако у них был серьезный недостаток, делавший эти спортивные снаряды весьма опасными. При попадании переднего колеса в выбоину, наезде на препятствие или просто при резком торможении заднее колесо подбрасывало вверх, а велосипедист по инерции летел вперед и вниз, лицом в землю, нередко получая серьезные травмы. Особенно опасным было торможение на спуске, в этом случае кульбит через руль становился почти неизбежным.



Однако 145 лет назад, В 1880 году, американцу Джорджу Пресси (все-таки, до чего же изобратательный народ) пришла в голову очевидная мысль избавить спортсменов от этой угрозы, просто-напросто поменяв местами переднее и заднее колеса велосипеда. В том же году он запатентовал свое изобретение, представлявшее собой "паука", как бы, повернутого задом наперед.



Впрочем, в велосипеде Пресси было и еще одно новшество - оригинальный рычажный передаточный механизм, связывающий педали с осью ведущего колеса. Как видно на патентных чертежах, ездок на этом велосипеде должен был не крутить педали, а "переминаться с ноги на ногу", что позволяло более эффективно использовать его мускульную силу и массу тела.



Передаточный механизм велосипеда Пресси крупным планом. Шатуны передают усилие на ведущие барабаны с помощью фрикционных кожаных ремней.



Слева - велосипедист на улучшенном байке Пресси с треугольной рамой, который продавался под претенциозной торговой маркой "Американская звезда" по цене от 75 до 120 долларов.
Справа - патент другого американского изобретаталя У.С. Келли, который в 1885 году усовершенствовал веломашину Пресси.



Слева - рекламная листовка велосипеда Пресси-Келли, оснащенного фонарем.
Справа - велогонщик Уилл Робертсон, опять же, в рекламных целях съезжает на этом велосипеде по ступеням лестницы Конгресса в Вашингтоне. На обычном "пауке" подобный трюк был в принципе невозможен.



Еще два рекламных объявления о различных модификациях "Американской звезды". На левом рисунке показано, что велосипед уже имел резиновые шины, правда, не надувные, а сплошные.





Пара образцов велосипедов Пресси-Келли, неплохо сохранившихся до наших дней.



Американцы не были бы американцами, если бы никто из них не догадался оснастить велосипед Пресси-Келли паровым двигателем, тем самым превратив его в мопед. Однако уже в 1884 году Люциус Коупленд из штата Аризона построил на базе стандартной "Американской звезды" вот такое средство передвижения с паровой машиной собственной конструкции, работавшей на спирту. Пароцикл Коупленда развивал скорость 24 км/ч, на разведение паров уходило всего пять минут, а запасов воды и топлива хватало примерно на час езды.

К сожалению, Коупленду не удалось заинтересовать своим экипажем американских промышленников, а собственных средств на организацию серийного производства у него не было. Поэтому его пароцикл остался в единственном экземпляре. Оригинал машины не сохранился, а на снимках представлена реплика, которая экспонируется в мотоциклетном музее города Мемфис.

А сами ведлсипеды Пресси-Келли быстро вышли из употребления в 1890-е годы, после появления велосипеда классической схемы с цепным приводом на заднее колесо. Но это уже другая история.

США, транспорт, техника, История, экзотика, стимпанк

Previous post Next post
Up