Взлетает красная ракета...

May 14, 2024 22:43



Ровно 80 лет назад, 14 мая 1944 года состоялся первый в истории боевой вылет реактивного, точнее, ракетного самолета. Один их опытных экземпляров немецкого скоростного истребителя-перехватчика Мессершмитт Ме-163 "Комета" с жидкостным ракетным двигателем "Вальтер HWK", окрашенный в ярко-красный цвет, стартовал под управлением майора Вольфганга Шпаате, чтобы атаковать пару американских истребителей "Тандерболт", появившихся в небе над испытательным полигоном Люфтваффе Бад-Цвишенген.

Однако вылет закончился безрезультатно, так как во время набора высоты у Шпаате неожиданно заглох двигатель. Американцы могли запросто сбить его ставшую беспомощной машину, но почему-то не сделали этого. То ли они приняли летящий почти вертикально вверх красный бесхвостый истребитель за зенитную ракету, то ли просто не заметили. Через некоторое время майору удалось вновь запустить "движок", но "тандерболты" уже ушли.

Столь же безрезультатно завершились следующие перехваты, состоявшиеся 20 и 31 мая. А первого реального результата добились уже серийные ракетные "Мессершмитты", сведенные в авиачасть "Ягдгруппа-400" (JG 400). Произошло это 16 августа, когда пять боеготовых "Комет" стартовали на перехват огромной армады из 1096 американских тяжелых бомбардировщиков В-17 "Летающая крепость" и В-24 "Либерейтор", шедших над Центральной Германией под охраной истребителей "Мустанг". Лейтенанту Руллу удалось сбить В-17, но вскоре у него закончилось горючее и его расстреляли "Мустанги". Еще одну "Комету" сбил во время атаки стрелок американского бомбардировщика.

Таким образом, счет был 2:1 в пользу американцев, если не учитывать, что потеря четырехмоторного стратегического бомбардировщика с экипажем из 10 человек - куда серьезнее потери двух дешевых одноместных перехватчиков. 24 августа, в следующем бою против 1300 американских истребителей и бомбардировщиков, шестерка "Комет" сбила уже три "Крепости", две из которых - на счету фельдфебеля Зигфрида Шуберта. Цена за это - один Ме-163, сбитый хвостовым стрелком В-17.

В конце августа американцы разбомбили завод, производивший ракетное топливо для "Комет" (ядреная смесь метанола и гидрата гидразина), из-за чего активность ракетных перехватчиков надолго упала. В сентябре и октябре Ме-163 всего несколько раз взлетали на перехват бомбардировщиков, но все эти вылеты были безуспешными. 2 ноября - очередной безрезультатный перехват, в ходе которого пилоты "ракет" никого не сбили, но потеряли три машины, а двое из них - погибли.

Всего до конца войны "Кометы", согласно заявкам немецких летчиков, сбили 16 тяжелых бомбардировщиков, однако, союзники подтверждают только девять побед (восемь В-17 и английский "Ланкастер"). Собственные боевые потери - 14 машин, шесть из которых сбито истребителями, а остальные - стрелками бомбардировщиков. Но еще, как минимум, 17 самолетов разбилось в авариях и катастрофах (данные только по JG 400 и только до конца января 1945 года).

А общий итог производства "Комет" за примерно год их серийного выпуска составлял 350 (по другим данным - 370) штук. Но значительная часть этих самолетов ни разу не поднималась в воздух из-за острого дефицита топлива и нехватки подготовленных летных кадров. Таким образом "коэффициент полезного действия" первого и единственного в мире серийного ракетного перехватчика оказался крайне низким. Впрочем, вина за это лежит не столько на самой машине, сколько на обстоятельствах, не зависевших от ее разработчиков и производителей.

На заставке - красный истребитель Вольфганга Шпаате над строем бомбардировщиков В-17.



Опытный истребитель Шпаате с бортовым кодом PK-QL и два серийных Ме-163 в разных вариантах камуфляжа.



Ме-163 выходит из атаки на "Крепость".



Трофейный Ме-163 в американском авиамузее. На переднем плане силовая установка истребителя с ракетным двигателем "Вальтер HWK" и турбонасосным агрегатом подачи топлива и окислителя. Кстати, такая же установка долго хранилась в качестве учебного пособия на кафедре двигателестроения МАИ. Но в середине 1990-х из-за "утраты актуальности" ее списали и сдали в металлолом. Доцент кафедры Владимир Котельников пытался выкупить и тем самым спасти от уничтожения уникальный памятник истории техники, однако, ему не позволили.



Схема двигательной установки ракетного перехватчика. Слева - направо: бак с окислителем (концентрированная перекись водорода), топливный бак (метанол + гидразингидрат), турбонасос, двигатель с охлаждающей рубашкой, в которой циркулировало топливо.



Несмотря на короткое время полета Ме-163 (продолжительность работы ракетного мотора, ограниченная запасом топлива и окислителя, составляла всего 7,5 минут), его кабина была неплохо оснащена приборным оборудованием. Перед лобовым бронестеклом виден коллиматорный прицел.



Трофейный Ме-163, захваченный англичанами, которые нарисовали на нем свои опознавательные знаки и желтую букву P в круге, означавшую машину, проходящую испытания.



Американцы на своем трофее даже не стали закрашивать фашистские эмблемы, а просто нанесли на хвост буквенно-цифровой код, начинающийся с букв FE, означающих Foreign Equipment - "иностранное оборудование".



Захваченный американцами японский аналог Ме-163 - Мицубиси J8M "Суйсуй", построенный по немецким чертежам, доставленным в Японию подводной лодкой. Видно, что на машине нет вооружения и крыльчатки электрогенератора. Японцы не успели развернуть серийное производство ракетных перехватчиков. К концу войны были построены всего четыре опытных экземпляра, которые проходили испытания.



Трофейный экземпляр, доставшийся Советскому Союзу. У нас его облетывал знаменитый летчик-испытатель Марк Галлай.

Германия, ВВС, авиация, История, экзотика, Вторая мировая

Previous post Next post
Up