Ровно 120 лет назад, 19 ноября 1903 года французский инженер Леон Левавассер запатентовал первый в мире двигатель внутреннего сгорания, специально предназначенный для летательных аппаратов - аэропланов и дирижаблей, а потому отличавшийся сочетанием легкости и мощности. Левавассер умел заглянуть в завтрашний день и понял, что в ближайшее время авиацию ждет бурное развитие, а потому его мотор будет широко востребован.
Изобретателю удалось заинтересовать своей идеей богатого промышленника Жюля Гастамбида, согласившегося стать спонсором проекта. Чтобы дополнительно польстить Гастамбиду, Левавассер назвал свой мотор "Антуанетт" в честь дочери предпринимателя. То же название впоследствии получила основанная Левавассером и Гастамбидом фирма по производству авиамоторов, которая в 1907 году начала постройку еще и аэропланов с этими движками.
"Антуанетт", успешно испытанный в том же 1903 году, имел много интересных особенностей. Это был первый в мире двухрядный V-образный многоцилиндровый мотор на восемь цилиндров, в котором каждый цилиндр снабжался отдельным карбюратором и воздухозаборником. Первый образец имел рабочий объем 3,2 литра, развивал мощность 24 лошадиные силы и при этом весил 36 кг, что, по тем временам, считалось хорошим показателем.
Вскоре появились новые модификации с увеличенным объемом цилиндров сперва до 7,3, а потом - до 13,8 литра. Соответственно, мощность повысилась до 50, затем - до 80 л.с., а масса - до 80 и 140 кг. Таким образом, сохранялось соотношение "полтора килограмма на лошадиную силу".
На основании восьмицилиндрового двигателя в 1906 году был спроектирован 16-цилиндровый, представлявший собой, как бы, два восьмицилиндровых, смонтированных на общем картере и общем коленвале. У этих моторов соотношение масса/мощность была еще более выгодной. 16-цилиндровый мотор объемом 6,4 л выдавал 50 л.с. и весил 65 кг. А 14,5-литровая силовая установка впервые достигла пропорции 100/100, то есть, 100 килограммов на 100 лошадиных сил.
В первом десятилетии ХХ века "Антуанетты" заслуженно считались лучшими в Европе авиационными моторами водяного охлаждения. Поэтому они получили широкое распространение среди пионеров авиации. Помимо аэропланов одноименной фирмы, они стояли на самолетах Альберто Сантос-Дюмона, Луи Блерио, братьев Вуазен, Анри Фармана, Леона Делагранжа, Сэмюэла Коди и многих других, а также - на вертолете
Поля Корню. На этих аппаратах было поставлено немало авиационных рекордов. Кроме того, "Антуанетты" выпускались в корабельном варианте для скоростных катеров.
"Антуанетт" стал первым в истории крупносерийным и коммерчески успешным авиационным мотором, но Леон Левавассье в 1909 году, после разработки неудачного 20-цилиндрового двигателя, который не удалось довести "до ума", почему-то прекратил работы в этом направлении. Возможно у него наступил творческий кризис. А в 1911 году фирма "Антуанетт" обанкротилась и прекратила свое существование.
На заставке - Леон Левавассье за кульманом, а справа - поперечный разрез его мотора.
Восьмицилиндровый "Антуанетт" в техническои музее Милана.
Самолет "Антуанетт" с одноименным мотором, оснащенным удлиненным носком картера и винтом с плоскими алюминиевыми лопастями в виде весел. Машина выставлена в Парижском авиамузее.
Исторический снимок самолета "Антуанетт-VII" с 16-цилиндровым мотором и профилированным деревянным винтом. На этой машине летчик Юбер Латам 7 января 1910 года установил мировой рекорд высоты полета, поднявшись на 1100 метров и впервые в истории преодолев километровый рубеж на летательном аппарате тяжелее воздуха.
В центере (на табуретке) - Луи Блерио возле каркаса одного из своих аэроплановв процессе сборки. Аэроплан оснащен 16-цилиндровым мотором "Антуанетт".
Забавный 20-цилиндровый "Антуанетт", не пошедший в серию и превращенный в подставку для стеклянного столика.