Война без особых причин

Jul 13, 2020 23:58



Ровно 150 лет назад, 13 июля 1870 года произошло событие, которое спровоцировало Франко-прусскую войну - последнюю крупную межгосударственную войну XIX века в Западной Европе. В результате этой войны Германия, как известно, стала империей, а Франция - республикой. Но началось всё не в Германии и не во Франции, а в Испании, чей трон оказался вакантным после свержения распутной королевы Изабеллы Второй по прозвищу "набожная шлюха".

Испанские аристократы, решив, что народец еще не созрел для республиканской формы правления, предложили корону одному из бесхозных германских принцев швабской династии - Леопольду фон Гогенцоллерну-Зигмаринену, который с радостью согласился. Его кандидатуру одобрил прусский король Вильгельм, но категорически отверг французский император Наполеон Третий, заявивший, что он не потерпит немца на испанском престоле, очевидно, планируя посадить там своего кандидата.

Не желая ссориться с Францией, Вильгельм, который никаких видов на Испанию не имел, посоветовал Леопольду не раздражать Наполеона и отказаться от заманчивого предложения, предупредив, что в противном случае экспрессивный французский монарх может начать войну. И Леопольду пришлось, кусая локти, подчиниться. Соответствующее письмо он отправил в Мадрид.

Казалось бы, инцидент исчерпан, но Наполеону этого было мало. Он направил к Вильгельму своего личного посланника - графа Винсента Бенедетти с ультимативным требованием дать письменное обещание, что Пруссия не никогда поддержит претензий никого из многочисленных германских принцев на испанский престол.

Бенедетти перехватил Вильгельма прямо на вокзале, когда тот собирался сесть на поезд, чтобы вернуться в Берлин с курорта в Бад-Эмсе, где пожилой король лечил свои старческие болячки. Такая настойчивость, граничащая с наглостью, удивила Вильгельма. Выслушав Бендетти, он не дал своего согласия, предложив возобновить переговоры в Берлине.

Телеграфная депеша об этом разговоре моментально ушла в столицу Пруссии и легла на стол канцлеру Бисмарку. А Бисмарк прекрасно знал, что Наполеон являлся ярым противником усиления Пруссии и объединения мелких германских княжеств под эгидой прусской монархии. Также он понимал, что без войны с Францией этот вопрос разрешить не удастся. А Пруссия, по его мнению, которое вскоре блестяще подтвердилось, была к войне вполне готова.

Поэтому канцлер решил войну спровоцировать. Он слегка подправил телеграмму, убрав из нее упоминание о предложении Вильгельма продолжить диалог в Берлине. В результате получилось, что король просто выгнал Бенедетти, отказавлись с ним говорить. В таком виде "эмскую депешу" на следующий день опубликовали все ведущие газеты Германии.

Расчет Бисмарка полностью оправдался. Истеричный и вспыльчивый Наполеон, уже давно и плотно сидевший на наркотиках, воспринял бисмарковский текст как смертельное оскорбление. В тот же день во Франции по его приказу началась всеобщая мобилизация. В ответ 16 июля мобилизацию начала Пруссия, а 19 июля Бонапарт официально объявил Пруссии войну. Разумеется, он не догадывался, что тем самым он подписал смертный приговор 140 тысячам французов, а заодно и собственному режиму. Но это уже другая история.

Вверху: король Вильгельм и граф Бенедетти на платформе вокзала в Бад-Эмсе.



Принц Леопольд Гогенцоллерн-Зигмаринен и английская карикатура на его попытку занять испанский трон. Справа внизу, как несложно догадаться, Наполеон Третий.

Германия, Франция, История, франко-прусская война, политика

Previous post Next post
Up