Ровно 85 лет назад, 19 июня 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип английского дальнего бомбардировщика Виккерс "Уэллсли", спроектированный главным конструктором авиационного отдела концерна "Виккерс" Барнесом Уоллесом. Машина имела металлический каркас и полотняную обшивку, причем конструкция каркаса была очень оригинльна. Она представляла собой "плетенку" из диагонально скрещенных тонких металлических полос, а в фюзеляже эти полосы были закручены спиралью. Такая схема силового набора получила название "геодезической".
По этой же схеме Уоллес впоследствии спроектировал еще несколько самолетов, в том числе активно прменявшийся во Второй мировой войне бомбардировщик "Веллингтон", который выпускался восемь лет и был растиражирован в количестве более 11 тысяч экземпляров. "Уэллсли" сделали гораздо меньше, всего 177 штук, а производство длилось чуть больше года, поскольку еще до начала войны самолет морально устарел.
Его максимальная бомбовая нагрузка - 910 кг - и защитное вооружение - один пулемет винтовочного калибра - к концу 1930-х годов считались уже явно недостаточными. А максимальная скорость в 360 км/ч не оставляла шансов уйти от современных истребителей противника. К тому же, самолет не мог носить бомбы крупного калибра.
По этим причинам "Уэллсли" применялись только до конца 1941 года и только на второстепенном восточноафриканском ТВД, поддерживая действия британских войск в Сомали, Эфиопии и Эритрее. Но даже там они несли серьезные потери от истребителей. Когда итальянская армия в Эфиопии капитулировала, "Уэллсли" еще некоторое время использовались для патрулирования над Индийским океаном и Красным морем, а в сентябре 1942-го их списали окончательно.
"Плетеный" бомбардировщик не стяжал боевой славы, зато прославился в другом: 7 ноября 1938 года два самолета этого типа установили абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой - 11518 километров, перелетев из Египта в Австралию. Тем самым был побит предыдущий мировой рекорд Михаила Громова, установленный при перелете через Северный полюс из СССР в США и составлявший 10148 км. Советское достижение продержалось 15 месяцев.
Разумеется, для рекордного перелета самолеты специально подготовили, сняв вооружение и установив дополнительные топливные баки, благодаря чему стандартная дальность полета увеличилась более чем вдвое. "Уэллсли" оставался чемпионом дальности почти восемь лет, поскольку вскоре началась Вторая мировая война и всем стало не до рекордов.
Каркас "Уэллсли" без обшивки в сборочном цехе. Хорошо видна его "геодезическая" сетчатая структура.
Один из первых серийных экземпляров.
"Уэллсли" в полете. Еще одной оригинальной особенностью машины было отсутствие бомбового отсека. Вся боевая нагрузка размещалась в съемных подкрыльевых контейнерах, вмещавших по 1000 фунтов (454 кг) бомб.
"Уэллсли" без контейнеров. В такой конфигурации он использовался как дальний разведчик.
Камуфляжная окраска "Уэллсли" с увеличенной площадью остекления и дополнительным пулеметом в боковом окне фюзеляжа.