Знаете ли вы что-нибудь о карельской деревне Чёлмужи? До прошедшего лета я даже названия такого не слышала)
Мы заехали в Чёлмужи во время экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье», чтобы увидеть еще одну жемчужину северного деревянного зодчества. Деревянная церковь Петра и Павла или Богоявления Господня была построена в начале XVII века, и это одна из старейших церквей Заонежья, памятник архитектуры федерального значения.
Это обычная, на первый взгляд, деревушка связана прочными нитями с домом Романовых.
01.
В далекие времена здесь находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых - боярыня Ксения Ивановна, которую постригли в монахини под именем Марфа, по приказу Бориса Годунова. Ее детей, сына и дочь приютили родственники.
02.
В то время инокиня Марфа понимала, что уже не вернется в Москву и не увидит детей и мужа. Жители деревни как могли поддерживали опальную боярыню, а местный священник Ермолай Герасимов доставлял ей письма от мужа и детей. За это он получил щедрую благодарность от сына Марфы, молодого царя Михаил Федоровича. Он пожаловал священнику вотчину с крестьянами, освободил от господатей и повинностей и назначил боярский титул. Долгое время потомки Ермолая Герасимова носили этот титул и сама деревня называлась Боярщиной.
Годом постройки церкви можно считать 1577. А в 1605 году храм был реконструирован и обновлен на пожертвования Марфы. Она была помилована после смерти Бориса Годунова и так отблагодарила за свое спасение.
03.
Эта связь в царствующим домом Романовых помогла сохранить храм до наших дней.
04.
В 1913 году, когда отмечалось 300-летие дома Романовых, появился государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы обветшавшего к тому времени деревянного храма.
05.
Даже в первые годы советской власти, во время варварского уничтожения церквей, ни у кого не поднялась рука уничтожить исторический памятник. Правда, пропала древняя икона.
06.
В 1963 году, во время реставрации, иконостас был вывезен и сейчас старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Следующая реставрация прошла в 1988-1989 гг.
Храм был открыт и мы зашли внутрь.За несколько дней мы уже успели привыкнуть, что карельские храмы рады гостям.
07.
08.
Обычно, внутреннее убранство деревянных храмов довольно скромное, но в этом и есть и их особая прелесть...
09.
На колокольню мы тоже поднялись.
10.
Вид на залив.
11.
Сегодня храм очень красиво смотрится со стороны Онежского озера. Но воды Повелецкого залива для него очень опасны.
12.
Храм регулярно подтапливает, и однажды он может сползти в залив, если берег не укрепить.
13.
Могилы старого погоста уже приходится переносить повыше и подальше.
14.
Напротив посёлка, на юго-восточном побережье Заонежского залива Онежского озера, находится Чёлмужская коса - памятник природы и, как сказали местные, отличное место для отдыха.
15.
Мы не планировали ехать на косу, поэтому поверили на слово) Наш путь лежал в сторону Медвежьегорска и мы заглянули в несколько интересных мест. Не уходите далеко - скоро буду новые истории!
Мое знакомство с деревней Чёлмужи состоялось во время экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье».
Благодарю Пашу upsya за неожиданное, но очень приятное приглашение и всех участников за веселую компанию! Александр akozmin_7, Алла asio, Владимир , Олеся podmoskva, Александр zhzhitel, Дима dimanos, Юля - вы классные!
Организаторы и партнеры проекта "Открывая Серебряное Ожерелье":