Итак, друзья мои, ваш покорный, пытаясь совладать с охватившим его после поездки в Москву вирусом, всё же берётся за перо. Как знать, возможно, к тому моменту, как это пост выйдет, такое вступление уже не будет актуальным. И всё же я оставлю именно его, потому что так могу пояснить причину недельного промедления с рассказом о визите в российскую столицу.
Как бы там ни было, время начинать повествование.
Сегодня я хочу поделиться с вами общими впечатлениями от Москвы. Они, конечно, совсем новыми не были, потому что как минимум насквозь я через неё ездил неоднократно, а изрядные начитанность и насмотренность о Москве в интернете не могли не оказывать на восприятие дополнительное влияние. Целый ряд людей из круга общения, живущих или регулярно бывающих в Москве, конечно, тоже создавали ощущение относительного знакомства с этим городом. И хотя я и правда знаю о Москве больше, чем об очень многих российских (и не только) городах, всегда следует помнить, что заочное или крайне касательное знакомство для системных выводов не подходит. Вот именно об это мы, в частности, сегодня и поговорим.
Будет сказано о целостных впечатлениях, о ряде наблюдений, о транспорте, конечно, коль уж я интересуюсь урбанистикой. Будут и странности, и приятности, и разного рода наблюдения.
Сегодняшний пост окажется больше текстовым и представляет собой этакие рассуждения на заданную тему. Планируемые два следующих уже окажутся более привычными для моего блога крупными фотопрогулками, где мы сперва погуляем по Замоскворечью, а потом посетим и самый центр Москвы.
Но это - в будущем. А пока - время общих впечатлений.
Начнём.
Не стану томить вас слишком долго, потому как вводная часть и так несколько разрослась. Именно о впечатлениях в целом и скажу с самого начала.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Пусть это, возможно, прозвучит несколько странно, но, скажем так, мне Москвы не хватило. Специально не хочу говорить, что я ожидал большего, потому что это не совсем так. Да и ведь, в общем, многое из того, что я ждал, я как раз и увидел в том самом формате, о котором и предполагал. Но почему же тогда ощущение оказалось каким-то… ну, не смазанным, но словно бы незаконченным? Временами очень хотелось задать вопрос: “А это точно все?” Казалось, что вот ты сейчас выйдешь на ещё больший простор, увидишь нечто ещё более захватывающее, что у тебя окончательно перекроет дыхание от восторга… а этого так и не случилось. Вообще нигде. Я очень во многих местах ощущал дежавю, причём в параллели вовсе не с Петербургом, а с другими древнерусскими городами (скажем, Новгородом и Псковом). Всякий раз казалось, что вот этот мост, эта набережная, эта улочка, даже Кремль - места, которые я как будто уже видел, пусть и чуть в иной форме. В этом смысле Москва показалась мне куда более типично российским городом, в отличие от Петербурга.
С восприятием того, что я раньше видел лишь в сети, тоже получилось своеобразно. Обычно для меня вот такое узнавание, когда я встретил лично то, что доселе знал лишь по интернету, бывает очень эмоциональным, но в случае с Москвой этого почему-то не произошло. Не могу объяснить, почему это так. Но почему-то это именно так.
Впрочем, единственный подобный момент всё же случился. Я оказался на Красной площади в удивительно подходящий момент, поскольку именно в ту самую секунду начали бить куранты на Спасской башне. Вот это живьём удивительное впечатление производит, прямо до мурашек! Сразу появилось ощущение Нового года :) Признаться, я думал, что так будет со всей поездкой, но увы.
Вполне возможно, что дело в моих завышенных ожиданиях, потому что уж очень активно многие искренние ценители Москвы её превозносят. Или же я просто перегорел, потому что столько лет туда собирался, что когда реально оказался там, то эмоций уже осталось немного. Во всяком случае хочу особо заметить, что никакого негатива я не ощутил, разумеется. Скорее тут речь о том, что не ощутил и восторга, на который немного рассчитывал.
***
Очевидно, что некоторые плюсы Москвы может ощутить на себе только её житель. И дело не только в социальной инфраструктуре, но и, скажем, в обилии благоустроенных парков на окраинах, в которые турист по очевидным причинам не заберётся. Потому об этом судить уж точно не мне.
А вот что не могу не выделить и я: да, чистят снег в Москве на порядки лучше, чем у нас. Увы, сугробы на улицах Петербурга уже который год застают нас врасплох, но в целом могу сказать, что никогда не видел вообще нигде, чтобы дворники прибегали с лопатами сразу же после выпадения лишь небольшого слоя снега. Это отрадно!
Впрочем, конечно, кривить душой не стану: так было не везде. Вот, скажем, улица Большая Ордынка. Сами видите, как выглядели там в полдень парковочные места… Впрочем, тротуары были убраны, тут спасибо.
И вот эта противоречивость здорово мешала вау-эффекту, конечно. Скажем, знаменитая московская плитка хороша ну вот вообще далеко не везде. Я сделал лишь одно фото с её проблемным расположением, но на подобное даже в самом центре натыкался сплошь и рядом, честно говоря. Разумеется, при таковых ситуациях флёр и шарм города, который его жителями подчас позиционируется в числе самых лучших во всём мире, изрядно рассеивается. Словно в неплохом кино внезапно происходит жуткая нестыковка, которая выкидывает тебя из глубокого погружения в картину - вот так и тут. Да, по нашим меркам Москва многими вещами приятно впечатляет, и одну я уже назвал. Но всё же не стоит делать вид, что она абсолютно всем лучше абсолютно любого российского города - это точно не так.
Или, скажем, следующий снимок, сделанный у Большого Каменного моста, то есть прямо рядом с Кремлём. Казалось бы, на мост должен быть доступ непосредственно с набережной, не так ли? Обычно в таких местах установлена лестница или нечто в таком духе. Но в Москве это не так: для попадания на мост нужно дать изрядный крюк, потому что мост начинается ещё задолго до выхода на саму набережную, а лестницы с набережной на верхний уровень моста вообще нету. С расположенным далее Патриаршим мостом ситуация аналогичная. Ну вот как так, друзья мои?! Не только у нас, но и в Новгороде, Пскове, Твери и куче других городов я такого не встречал. Это же чудовищно неудобно!
Вместе с тем, на этом кадре есть и пример того, что вызвало белую зависть: потрясающая пешеходная навигация в Москве! Как же она меня выручала! И особенно помогает она в мороз, потому что не надо мучить руки телефоном. На каждой карте, которых реально ОЧЕНЬ много, нарисован круг с пешей доступностью тех или иных объектов за 5 минут, а за его пределами направлениями указано то, до чего идти 15 минут. Класс! Ну правда! Очень хотел бы аналогичную систему в Петербурге!
***
При этом Москва, конечно, во многих деталях позволяет почувствовать, что Петербург ближе к другим миллионникам, чем к ней. Я, конечно, о ценах. Так, общепит в Москве прямо существенно дороже нашего. Даже вполне себе столовые, пусть и симпатичные и с хорошим рейтингом, вытянут с вас за нормальный обед рублей 500 без проблем. Цены нынче выросли везде, но у нас, по моим ощущениям, обычно уходит всё же процентов на 20 меньше.
***
Дорогие москвичи, не сочтите, что я следующий пункт обобщаю и переношу на всех вас, отнюдь! Но была пара моментов, которые несколько удивили, и я не могу о них не сказать.
Я о странноватом поведении некоторых москвичей, назовём это так.
Скажем, женщина в ТЦ на Таганке, идя по широченному коридору, где ей очевидно никто не мешал, голосом управдомши из советского кино на весь зал крикнула нечто в духе “Так, расступаемся, я иду!” - вот что это был за перформанс? Обычно петербуржцев любят называть странными, но я такого даже у нас никогда не видел.
В метро, несмотря на отсутствие толп в выходной день, удивила агрессивность некоторых пассажиров. Окей, были те, кто стоял в вагонах с рюкзаками, что, конечно, неправильно, но нельзя нормально попросить человека его снять или просто пройти мимо (тем более, что рядом больше половины прохода были свободными)? Вместо этого человек демонстративно вытянул руку и сильно толкнул другого в рюкзак, развернув на месте. Ну вот и что это такое?! И нет, если что, это был не я, не надо думать, что именно поэтому меня это так возмутило. Я просто этого не понимаю. И, боюсь, в Петербурге за такое дали бы по морде. Даже и не уверен, что были бы неправы, честно говоря…
***
Бросилось в глаза, насколько повсеместно в Москве встречается синдром вахтёра. Право слово, такое количество кордонов, охранников и досмотров везде (от метро до торговых центров) я ещё нигде не видел. Редкие проверки в петербургском метро на этом фоне не идут ни в какое сравнение, потому что лично меня досматривали в метро ВСЯКИЙ РАЗ, когда я в него заходил. С одним небольшим рюкзаком. Что ж там творится в часы пик - неужто всех с ручной кладью досматривают?!..
Одновременно с этим сложилось впечатление, что в городе меньше полиции. Или она лучше прячется, хе-хе :) В Петербурге и на улицах, и на транспорте, ну и в целом полицейских и росгвардейцев визуально существенно больше, а тут даже на Красной площади, как мне показалось, их совсем немного по привычным нам меркам.
НУ И О ТРАНСПОРТЕ
Решил вынести эту тему в отдельный пункт. И потому, что транспортом как таковым интересуюсь, и потому, что собрал удивительно немало впечатлений и размышлений на эту тему. По порядку поделюсь ими с вами.
Своеобразный Восточный терминал
В нынешнюю поездку открыл для себя то, что именуется в Москве новым вокзалом. Хотя на английском языке в метро на указателях написано “Vostochnyi Railway Terminal”, и лично мне это определение куда ближе, потому что назвать Восточный именно вокзалом можно лишь с очень большой натяжкой.
Судите сами. На Восточном - 2 платформы и 3 пути для пассажирских поездов. И, собственно, всё на этом. Считать ли таковой терминал прямо вокзалом в пафосном смысле этого слова - не уверен. Потому я его именую Восточным терминалом, уж не обессудьте.
Разумеется, главное, что раздражает в поездках на/через Восточный - время в пути. Разве это нормально, что из Петербурга в Москву нужно ехать 10 часов?! Всё из-за смены направления движения в Лихоборах, где поезд без дела стоит больше сорока минут! Боюсь представить, как душно в вагонах становится летом при выключенном кондиционере в такие моменты…
На платформах очень тесно. Лестницы и эскалаторы подходят прямо к поездам, из-за чего местами на платформах остались свободными считанные метры пространства.
Да и выглядит всё это вот так. Как вам, похоже на вокзал? :)
На фото выше - почти всё, что представляет собой Восточный терминал, и показано. Для попадания в метро или на МЦК нужно подняться по лестнице или на лифтах, а потом, вы угадали, пройти бесконечные кордоны, создающие огромные тесные очереди. Досмотров на выходе в город даже при переходе в метро в Петербурге в помине нет. А тут - увы.
На следующем фото как раз видно метро “Черкизовская”, а за ним - стадион “Локомотива”. Он пока единственный, который я видел в Москве, кстати:
Сомнения в полезности МЦК
До поездки я был уверен, что МЦК - очень классная штука, разгружающая метро. Но сейчас я в этом сильно засомневался. Те маршруты, которые в моей поездке совпадали с трассой кольца, мне всегда было быстрее и по факту удобнее преодолеть на метро, даже если была нужна лишняя пересадка, чем сотни метров тащиться по улице для пересадки с метро на МЦК, да ещё и с учётом десятиминутного ожидания на кольце прибытия “Ласточки”. Добавьте сюда тяжёлые сумки, чтобы окончательно убрать желание знакомиться с МЦК. Потому даже удивило обилие пассажиров на МЦК субботним утром, что удалось увидеть во время прибытия на Восточный терминал из окна поезда. Лично у меня как у перспективного пассажира МЦК вызывала бы реальный интерес, наверное, только в том случае, если бы мне было надо попасть в окрестности непересадочных станций кольца, где рядом нет метро, но не более того. В остальных случаях, повторюсь, обилие линий подземки, включая историческую Кольцевую и новую Большую кольцевую, оставляет изрядные сомнения в такой уж полезности МЦК на практике.
***
Классные диаметры!
А вот МЦД очень мне нравится! И подвижным составом на многих диаметрах, и каким-никаким обновлением станций, и интервалами движения, и 12-ю вагонами поездов. Эх, нам бы подобное развитие электричек! Вот тут прямо могу только позавидовать. Да ещё и система оплаты единая, плюс бесплатные пересадки, вообще класс!
***
Метро - как много в этом слове…
Московский метрополитен стал для меня 5-м. И так случилось, что только в России я теперь ездил на метро в двух разных городах, потому что все прочие системы расположены в других странах, уж так у меня это получилось. Помимо родного Петербурга, где я был на всех станциях метро, я также знаком с метрополитенами Киева, Минска и Стамбула. А теперь вот и Москвы тоже.
За день удалось проехаться по Сокольнической, Калужско-Рижской, Калининской и Таганско-Краснопресненской линиям. А вот на Кольцевую, что интересно, так и не понадобилось, даже удивительно.
И благодаря обилию посещённых линий оценил разные поезда московского метро. Номерные от наших ничем не отличаются, а вот “Ока” оказалась интересной. Поезда “Москва” со сквозным проходом оказались и правда непривычными, но более шумными, чем “Балтийцы” с изолированными вагонами. А отдельный восторг почему-то вызвал поезд “Русич”. Не ожидал встретить его на Сокольнической линии, потому был несказанно рад возможности прокатиться на нём! Кроме шуток, в плане мгновенного эмоционального всплеска это была вторая по силе эмоция после курантов Спасской башни! Вот такой я забавный человек, да :)
Несколько фото того самого “Русича”, а месте с ним - и других метрошностей:
Что могу в целом сказать о метро? Мне метро понравилось, что есть некоторые весьма существенные нюансы.
Например, я так и не понял, как в Мосметро перемещаются маломобильные пассажиры. Очень много станций мелкого заложения, везде лестницы, никаких кнопок вызова персонала или дежурных, готовых помочь, как в Петербурге, я не заметил. Возможно, просто не увидел, но это очень удивило. Неужто у нас это сделано значительно, прямо на голову лучше, а в Москве об этом не позаботились?..
Мне нравится наша цветовая навигация на линиях, когда издалека на указателе видно, где находится переход на интересующую тебя линию. В Москве вся навигация белая, потому нужно подходить ближе к указателям, чтобы понять, куда тебе идти. Это не прямо минус, просто у нас и правда лучше. Зато напольная навигация - это очень удобно - когда нет дикой толпы, впрочем.
А вот что прямо не понравилось, так это - объявления в вагонах. Опустим, что я не понимаю отсутствия объявлений что у нас, что в Москве на английском. И там, и тут полно туристов и в целом иностранцев, в том числе приезжающих сюда по бизнесу, так почему бы не сделать их пребывание чуточку удобнее? Но даже помимо этого информатор в Мосметро, мягко говоря, удивил. Скажем, там не говорят заранее о том, что на следующей станции будет пересадка - об этом сообщается только при прибытии на эту станцию. Если ты не сориентировался, то тебе придётся не комфортно готовиться к выходу заранее, а лихорадочно проталкиваться к двери в последнюю секунду. Это дико неудобно. Я не понимаю, почему о пересадках нельзя сообщать и после окончания посадки, и перед началом высадки, как, собственно, и делается у нас. Мелочь? Допустим, но она же очевидна!
А вот схемы линий в метро довольно удобные. Общая схема - это ужас для гостя города, я в ней даже не пытался разобраться. А вот схема той линии, где ты сейчас едешь, очень информативна. Потому как кольцевые линии, включая МЦК, тут обозначены закруглением, плюс удобно расписаны все возможные бесплатные пересадки. Ну а уж сами эти пересадки и вовсе лишний раз хвалить не стану - потому что это действительно потрясающе круто, тут добавить просто нечего. Везде бы так!
***
***
Пост получился огромным, конечно… И как будто бы ворчливым, чего, вообще говоря, не очень хотелось.
Я хотел бы, чтобы вы поняли меня правильно. Я отнюдь не говорю, что Москва - неинтересный город, напротив. И я докажу это в следующих постах, собственно. Но и её восхищённого превознесения, которое подчас позволяют себе некоторые её жители, я совершенно не понял, о чём искренне и пишу. Приехать было интересно. Больше того, я вполне себе вернулся бы вновь, чтобы и другие интересные места посмотреть, причём не только в центре города. Но ощущения, как у персонажа Сухорукова в известном фильме, мол, “я остаюсь, я буду здесь жить”, отнюдь не появилось, честно говоря. Да, в Петербурге некоторые аспекты не так развиты, но есть и свои преимущества, так что при выборе между столицами давайте лучше к нам ;) Тем более, что, как показала практика, холод ощущается и там, и тут совершенно одинаково, никакой климатической разницы я не заметил.