Без малого год назад я написал
подробный пост о том, каковы бывают варианты оплаты проезда в транспорте Петербурга, в чём там присутствуют противоречия и какие варианты оплаты наиболее удобны для разных сценариев стереотипных и разовых поездок.
На этой неделе стало известно, что с 1 января 2022 года изменится стоимость оплаты проезда в Петербурге, а вместе с тем несколько поменяется и баланс разных вариантов оплаты. И нет, что удивительно, но не все из них станут дороже - некоторые даже подешевеют! Ну а совсем новые аспекты появятся уже в апреле 2022-го, когда начнётся новая фаза петербургской транспортной реформы.
Давайте разбираться, что и как поменяется.
Сегодня я не буду дублировать те числа, что в большом количестве были представлены в январском посте, поскольку рискую в таком случае окончательно вас запутать: данных и сегодняшних будет очень немало. Потому тем, кто хотел бы получить развёрнутое сравнение, я рекомендую прочитать тот мой пост по ссылке в начале этого, а потом уже возвращаться сюда и читать новый. Тут же я буду лишь сравнивать, насколько изменятся уровень оплаты и условия.
Кроме того, в прошлой публикации осталось немало актуальных выводов, которые не устарели и сегодня. Потому схема поста сегодня будет та же, но с новыми данными и отсылками. Повторять подробно прошлые выводы я не буду, лишь местами буду их упоминать. За полнотой картины вновь отсылаю к январской записи.
Ну а сейчас давайте переходить к тому, что нас ждёт с января.
ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕЗД
"ГОСТЕВОЙ ТАРИФ"
Теперь городские власти ввели вот такое понятие для единичных оплат проезда жетонами и багажными картами в метро, а также банковскими картами международных платёжных систем во всех видах транспорта. Термин, пожалуй, весьма удачный: он неплохо разграничивает, на кого рассчитан тот или иной тариф. И да, как и во многих городах мира, для гостей города проезд в Петербурге будет дороже. Потому если собираетесь ездить много, то лучше покупайте "Подорожник" или оформляйте тот или иной временной многоразовый билет.
Ну а тарифы на одинарную полную оплату теперь будут следующие: 65 рублей за метро и 60 рублей за наземный транспорт. Именно столько будет стоить одна поездка, оплаченная указанными способами (жетон, багажная карта, банковские карты международных систем, включая оплату через NFC).
Тут условия не изменились, лишь повысилась цена - на 5 рублей.
"ПОДОРОЖНИК":
Он тоже подорожал, но на 4 рубля: оплата "Подорожником" поездки в метро составит 45 рублей, в наземном транспорте - 40 рублей.
В остальном условия не поменялись и тут. Пока "Подорожник" остаётся главным и единственным способом сэкономить на оплате проезда в наземном транспорте. В метро же он, как и сегодня, будет отнюдь не самым выгодным из возможных вариантов, что мы подробно рассмотрим дальше.
Пока же замечу, что разный приоритет в видах оплаты наземки и метро сохранится. К великому сожалению.
Напомню, что в наземке есть лишь два варианта оплаты: скидка по "Подорожнику" или полная стоимость вне зависимости от того, платите вы наличкой или банковской картой любой системы, в том числе - по NFC телефоном. Никаких льгот карты "Мир", как и конкретно "Единая карта петербуржца", в наземке не имеют сейчас и не будут иметь в грядущем году.
К сожалению, вынужден повториться в том, что это - очень неудобно и нелогично с точки зрения пассажира. Мало того, что способов оплаты того же метро существует великое множество, что может запутать и напугать либо ввести в заблуждение даже жителя города, не говоря о гостях Петербурга, так ещё и приоритеты наиболее выгодной оплаты у метро и наземки остались разными. Это очень дискомфортно. Надеюсь, что власти города рано или поздно найдут способ синхронизировать приоритет оплаты в метро и наземке, чтобы, например, везде были наиболее выгодными карты "Мир" и в особенности "Единая карта петербуржца", а не как сейчас.
Да, с апреля будут вводиться новые особенности оплаты наземки, о которых мы поговорим чуть позже, но к единичным поездкам они всё равно отношения иметь не будут.
Так что все проблемы и трудности, которые я описывал в январском посте, связанные с таким положением, к сожалению, сохраняют свою силу.
КАРТЫ СИСТЕМЫ "МИР"
Как и сегодня, карты "Мир" останутся наиболее выгодным способом оплаты поездок в метро. Причём - любые: и "Карты петербуржца", и вообще все карты "Мир", выпущенные любыми банками.
В этом варианте оплаты грядёт наибольшее количество интересных изменений.
Так, стоимость проезда при оплате пластиком системы "Мир" на турникете останется нынешней, 44 рубля. Уже интересно, да? Дело в том, что сейчас "Подорожник" выгоднее оплаты физическими картами "Мир" без телефона с NFC, а с января даже без приложения в телефоне платить карточкой станет выгоднее за счёт сохранения цены, пусть и лишь на 1 рубль.
Картами "Мир" при оплате телефоном через NFC можно будет расплатиться в метро за 41 рубль. Тут, как вы понимаете, станет хуже, чем сейчас: сегодня таковой способ оплаты требует с пассажира 36 рублей за поездку. Зато такой способ оплаты станет аналогичным по стоимости сегодняшней оплаты метро "Подорожником". Тем, кто будет переходить на новый способ оплаты, не нужно будет переплачивать.
"ЕДИНАЯ КАРТА ПЕТЕРБУРЖЦА" (ЕКП)
А вот тут - самое интересное из того, что вводится с января. Я даже не поверил своим глазам сначала, когда прочитал новость об этом.
Оплата по ЕКП пластиком, самой банковской картой, составит 35 рублей. Сегодня она составляет 39 рублей. Следовательно, стоимость снизится на 4 рубля! Аналогичная ситуация и с NFC: при оплате по ЕКП телефоном через NFC поездка обойдётся в 31 рубль (сегодня - 33 рубля). Тоже станет на 2 рубля дешевле.
Таким образом, ЕКП останется приоритетным способом оплаты и станет даже более выгодной для пассажиров. Это касается и оплатой любыми картами системы "Мир", которые уступают ЕКП, но превосходят все остальные способы оплаты проезда в метро.
Если вы активно пользуетесь метрополитеном, но - не настолько, чтобы вам было выгодно покупать довольно дорогой проездной и не нужно брать билеты для проезда на разных видах транспорта в рамках одной поездки, то город активно агитирует вас отказаться от оплаты проезда в подземке "Подорожником" и перейти на карту "Мир" любого варианта. Особенно активно, что логично, пиарит город "Единую карту петербуржца". Её, напомню, можно оформить в "СберБанке", "ВТБ" и "Банке Санкт-Петербург" на территории Петербурга (последний банк также позволяет оформить ЕКП в Мурино в своём отделении), для её получения нужен паспорт гражданина РФ (регистрация в Петербурге не требуется и роли не играет).
То, что я писал в прошлый раз о правилах пользования ЕКП, остаётся в силе. Дабы не столкнуться с огромным количеством плохо преодолимых проблем, не активируйте на "Карте петербуржца" встроенный "Подорожник", платите ей как банковской картой физически или через NFC! Если "Подорожник" вам всё же нужен, лучше носите его с собой отдельно дополнительной карточкой. Да, тогда ЕКП полноценной ЕДИНОЙ картой не станет, но уж так точно будет удобнее.
Ну и да, готовьтесь к очередям на входе, потому что заплатить банковской картой или через NFC, как и раньше, на большинстве станций можно лишь на крайних турникетах, остальные для этого не подходят. Есть несколько станций с новыми турникетами, где картой можно платить на любом турникете, но пока таковых станций единицы. Вероятно, в будущем таковыми станут все. Вопрос - когда.
***
Важно упомянуть те проблемы, которые были с оплатой картами "Мир" раньше, и посмотреть, разрешились ли они.
"Apple" добавила поддержку карт "Мир" в "Apple Pay". В частности, об использовании этой технологии заявили "Сбер" и "ВТБ". Потому туда и ЕКП теперь можно добавить, чего раньше делать было нельзя. Следовательно, проблема решена.
А вот "Кошелёк Pay", кажется, не работает и сейчас. Потому пользователи смартфонов "Huawei" и "Honor" через NFC платить не смогут и максимальную скидку не получат. Разве что у них есть "SberPay" и карта системы "Мир" от "СберБанка" - тогда может получиться. Хотя, возможно, им уже доступен и "Mir Pay"? Владельцы смартфонов этих компаний, расскажите!
Кстати, о "Сбере". Да, "SberPay" заработал с картами "Мир". Так что для некоторых это тоже хороший способ платить в метро по NFC. И да, этот сервис теперь тоже работает в метро.
Так что ситуация в этом плане, по идее, стала лучше. Помимо оплаты непосредственно пластиком, если платить картами "Мир" через NFC, можно пользоваться сервисами "Mir Pay", "Samsung Pay", "Apple Pay" и "Sber Pay". И получать можно в этих сервисах как стандартную скидку по карте "Мир", так и повышенную по ЕКП.
ПРОЕЗДНЫЕ И БИЛЕТЫ НА ВРЕМЯ
Все они сохраняются в том же количестве, что и были раньше, тут могу лишь отослать к январскому посту. Замечу лишь, что все они подорожают примерно на 4%. О том, кому такие варианты билетов могут подходить, мы уже тоже в прошлый раз говорили, сейчас в это углубляться не стоит.
ИЗМЕНЕНИЯ В АПРЕЛЕ
Апрель 2022-го запустит транспортную реформу, в рамках которой будет сделано немало. Самой яркой её частью считается постепенная ликвидация маршруток, но это будет происходить долго и постепенно, что и правильно, конечно. Однако есть и то, что пассажиры почувствуют сразу - таких элементов два.
ТАРИФ "60 МИНУТ" В НАЗЕМНОМ ТРАНСПОРТЕ
Уже сегодня существует билет "90 минут", который можно записать на "Подорожник". Он позволяет один раз проехать на метро и без ограничений - наземкой, при этом заключительная поездка должна начаться не позднее 90-й минуты с момента начала первой. Такой билет сейчас стоит 70 рублей, после повышения он будет стоить рубля 73, пока точно неясно. Могут и до 75 рублей, я думаю, повысить, но вряд ли выше.
Что же нового в тарифе "60 минут"? Новый тариф касается только наземки, но его не нужно будет заранее записывать на "Подорожник" - он будет срабатывать автоматически при оплате с электронного кошелька.
Тут немного уточню для тех, кто мог давно во всём этом запутаться. Да, система оплаты у нас весьма непростая, приходится разбираться. Надеюсь, что эти мои публикации вам в этом помогают.
Сейчас у "Подорожника" есть два основных вида действия. Его можно использовать просто как электронный кошелёк, а можно - в качестве носителя, на который записывается абонемент или любой проездной. В первом случае кошелёк официально называется "Единый электронный билет" (ЕЭБ). Большинство пользуется именно им. Это именно он даёт сейчас проезд в метро по 41 рублю и по 36 рублей в наземке. И именно он будет связан с тарифом "60 минут".
Как носитель же "Подорожник" может иметь разные билеты и проездные. Например, билеты "90 минут". Их нужно в желаемом вами количестве закупить заранее и записать на карту, и тогда при первой оплате будет активироваться именно такой билет.
Хотите, чтобы у вас был и проездной, и ЕЭБ? Увы, но нужно будет носить сразу 2 "Подорожника" для каждой из этих целей, насколько я понимаю. Встречал людей, которые так делают. Это неудобно, но иногда даёт наибольшую гибкость в оплате и выгоду, если вы активно пользуетесь пересадками между наземкой и метро, но делаете так не всегда, а потому вам и ресурс для единичной оплаты проезда тоже нужен.
Итак, вернёмся к тарифу "60 минут". Его преимущество как раз в том, что он активируется автоматически, при пользовании обычным ЕЭБ, никаких специальных билетов докупать в кассе будет не нужно. Тем более не потребуется заводить новый "Подорожник". Достаточно лишь, чтобы на электронном кошельке были деньги - и не более того.
Суть тарифа в следующем: при первой оплате поездки в наземке вы заплатите полные для "Подорожника" 40 рублей, за вторую - лишь доплатите 10 (суммарно выйдет 50 рублей), а последующие пересадки будут бесплатными. Главное, чтобы последняя по времени успела войти в 60 минут со времени первой оплаты проезда.
Это здорово и удобно, многим такой вариант может оказаться подходящим, если вам нужно ехать с пересадкой на двух и более наземных маршрутах. Примерно так это работает во многих странах мира, когда пассажир платит за поездку вне зависимости от числа пересадок, а не за посадку. Новый тариф к такому подходу куда ближе одноразовой оплаты.
Но есть и существенный минус: в тариф "60 минут" не входит метро, только наземка. Потому при пересадке с наземки на метро и наоборот придётся оплачивать полную стоимость. Если у вас таких вариантов поездок много, рекомендую всё просчитать и опробовать билет "90 минут": он может быть выгоднее, чем отдельная оплата наземки и метро даже по ЕКП через NFC, не говоря о других вариантах.
В целом тариф неплохой, но хотелось бы, чтобы в него включили и метро тоже - даже если он в итоге станет дороже. В идеале я бы предложил заменить билет "90 минут" и полностью перенести его для замены "60 минут" на электронный кошелёк. А уж если бы добавить к этому тарифу электрички - было бы совсем расчудесно! Эх…
ЕДИНЫЙ ТАРИФ В НАЗЕМКЕ КАК В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА, ТАК И В ПРИГОРОДЫ
Да, пост получился огромным… Пора закругляться. Этот пункт - завершающий.
Сегодня в случае поездки в пригородные районы, административно входящие в Петербург, с вас могут в наземке взять дополнительную оплату. Так, в те же Сестрорецк или Петергоф проезд стоит дороже, чем по основной части города.
С апреля всё изменится: оплата проезда как в основной части города, так и до пригородов, так и в самих этих пригородах станет общей и единой. Короче говоря, да - платите 40 рублей по "Подорожнику" или 60 рублей при любой другой форме оплаты и при поездке по Невскому, и при поездке от "Старой Деревни" до Сестрорецка, и в местном автобусе в Кронштадте.
Вот это - и хорошо, и удобно, и очень экономично для многих пассажиров, несмотря на повышение общей стоимости оплаты проезда, тут могу только порадоваться.
***
***
Вот такие новые правила оплаты проезда. Надеюсь, я вас не очень запутал. А если запутал - пишите комментарии, будем вместе распутываться :)