В этом году за оскаровские статуэтки будут соревноваться два фильма, которые напрямую обращаются к истории кино - "Артист" Мишеля Газанавичуса и "Хранитель времени" Мартина Скорсезе. Обе ленты имеют больше всего номинаций - у "Артиста" их десять, а у "Хранителя времени" - одиннадцать, пишет
"Украинская Правда. Жизнь"Кинематографу уже более ста лет, и его прошлое не раз становилось сюжетом кинокартин. Многие кинематографисты пытались выразить в своих картинах любовь к профессии и отдать дань людям, которые создавали саму историю кино. Такие фильмы полны ностальгии, ведь каждый поклонник этого искусства с теплотой вспоминает свое первое посещение кинотеатра, а также экранных кумиров из своего детства.
Вашему вниманию подборка интересных картин, посвященных кинематографу.
Белый охотник - черное сердце (реж. Клинт Иствуд, США, 1990)
В ролях: Клинт Иствуд, Джефф Фейг, Шарлотта Корнвэлл, Джордж Зунза
Фильм рассказывает о вымышленном голливудском режиссере Джоне Уилсоне, прототипом которого является реальный кинематографист Джон Хьюстон. В 1951 году он отправился в Африку снимать свой знаменитый фильм "Африканская королева", взяв с собой друга-писателя Питера Веррила. Именно на воспоминаниях Питера и базируется лента "Белый охотник - черное сердце".
Легендарный Джон Хьюстон принадлежал к категории режиссеров, которые на съемочной площадке вели себя, как диктаторы, и воспринимали свою работу, как еще один повод вести шикарную жизнь. В Африку Хьюстон летел прежде всего для того, чтобы добыть редкого слона, а съемки было лишь поводом воплотить свою мечту.
"Белый охотник - черное сердце" начинается как фильм о съемках знаменитой "африканской королевы", но на самом деле рассказывает о ее кинорежиссере, который в душе был мечтателем и искателем приключений. Роль Уилсона-Хьюстона сыграл сам постановщик картины Клинт Иствуд.
Человек с Бульвара Капуцинов (реж. Алла Сурикова, СССР, 1987)
В ролях: Андрей Миронов, Александра Яковлева, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Михаил Боярский, Олег Табаков
Картина "Человек с бульвара Капуцинов" не требует представления на наших просторах. Комедийный музыкальный вестерн Аллы Суриковой стал одним из самых популярных фильмов поздней советской эпохи. Зрителям полюбились и прекрасные песни, и остроумные диалоги, которые быстро разошлись на цитаты. К тому же, лента запомнилась последней ролью актера Андрея Миронова в кино.
"Человек с бульвара Капуцинов" стала наглядным воплощением советского представления о том, что кино делится на "высоконравственное" искусство и "бездуховное" ремесленничество. Главный герой фильма Джон Ферст приехал в маленький городок на Диком Западе, чтобы построить новое, счастливое общество с помощью "хороших" и "правильных" картин.
Он перевоспитывает местных бандитов и проституток с помощью комедий Чаплина и лент братьев Люмьер (показ их первого фильма прошел на бульваре Капуцинов, что отразилось в названии комедии). Впоследствии Ферст влюбляется в красавицу Диану и отправляется за свадебными подарками. Тем временем в городок приезжает циничный делец мистер Секонд. Он показывает зрителям боевики, от которых те начинают пить и драться. И благородный Ферст не может противостоять губительному влиянию "аморального" кино.
Мечтатели (реж. Бернардо Бертолучччи, Великобритания / Франция / Италия, 2003)
В ролях: Ева Грин, Луи Гаррель, Майкл Питт
Мечтательная, чувственная и легкомысленная лента Бернардо Бертолуччи, в котором любовь к кино, юношеские переживания и сексуальное напряжение играют одинаково важные роли. В картине речь идет о приснопамятном мае 1968 года, когда студенческие демонстрации в Париже дали старт молодежной революции в мире. Главным героем фильма является американец Мэтью, который приехал во Францию улучшать свое знание французского.
Парень открывает для себя Синематеку - архив современных и классических картин, - и вместе с другими юными синефилами непрестанно смотрит кино. Там он знакомится с близнецами Изабель и Тео. Втроем они пытаются воссоздать яркие сцены из любимых кинокартин. Вскоре Мэтью переселяется в квартиру близнецов. Их влечет друг к другу, и пока троица пытается с этим справиться, за окном взрывается студенческая революция.
Бертолуччи в своем фильме тщательно отражает все составляющие мифа о "мае 1968" - марксистские настроения, баррикады на улицах, конфронтация молодежи с властью, секс и стремление преодолеть все буржуазные запреты и препятствия. Кино в этом фильме является одним из способов раздвинуть границы восприятия, окунуться в мир фантазии, с легкостью, на которую способна только юность.
Новый кинотеатр Парадизо (реж. Джузеппе Торнаторе, Италия / Франция, 1988)
В ролях : Филипп Нуаре, Жак Перрен, Сальваторе Кашо, Марко Леонарди
Этот фильм получил немало престижных кинематографических наград, включая "Золотой глобус" и "Оскар" за лучший иностранный фильм. "Новый кинотеатр Парадизо" - это не просто фильм о кино, а история о прекрасной вымысел, о мечте и идеал, который важнее мрачные будни, и который может исцелить от душевных страданий.
Лента рассказывает о жизни вымышленного итальянского режиссера Сальваторе де Вита, чья любовь к кино заставила его отказаться от любви всей своей жизни. В начале фильма режиссер получает сообщение от матери о смерти своего старого друга Альфредо, который когда-то заменил ему отца. Ради его похорон Сальваторе отправляется домой на Сицилию, где не был уже тридцать лет.
Там он вспоминает свое детство, которое провел в местном кинотеатре "Парадизо". И эти воспоминания дают ему ключ к пониманию его нынешних проблем.
После долгих уговоров киномеханик Альфредо научил маленького Сальваторе управляться с кинопроектором, и мальчик полностью погрузился в фильмы Чаплина, Висконти, Форда и других киноклассиков. Кино сопровождало его на всех этапах взросления и подсказывала, как поступать в определенных жизненных ситуациях. Но, повзрослев, Сальваторе понял, что реальность сложнее любой киноленту.
Перемотка (реж. Мишель Гондри, США / Великобритания, 2008)
В ролях: Джек Блэк, Мос Деф, Дэнни Гловер, Миа Фэрроу, Сигурни Уивер
Голливудская лента французского режиссера Мишеля Гондри, в которой кино является не только объектом поклонения, но и способом сблизить незнакомых и чужих друг другу людей. В фильме речь идет о двух жителей небольшого американского городка - работника свалки Джерри и его приятеля Майка, который работает в прокате видеокассет.
Однажды начальник проката едет по делам, оставляя Майка за старшего. Через глупую затею Джерри все кассеты размагничиваются, и ребята, чтобы спасти магазин, начинают переснимает популярные киноленты. Их самодельные фильмы имеют бешеный успех среди клиентов, и друзья делают собственные версии "Космической Одиссеи", "Матрицы", "Короля Льва" и других культовых картин.
Между тем слух о эту самодеятельность достигает голливудских боссов и они отправляют свою представительницу, чтобы разобраться с ситуацией. Однако Майк и Джерри не собираются сдаваться - они решают экранизировать биографию знаменитого джазового музыканта, жившего в их городе. Горожане просят помочь им. Участие в съемках объединяет весь город и превращает его в жителей в сообщество единомышленников.
Про уродов и людей (реж. Алексей Балабанов, Россия, 1998)
В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина, Динара Друкарова
Лента "Про уродов и людей", как и многие другие фильмы Алексея Балабанова, разрушает все устоявшиеся представления об имперском русском прошлом. В фильме речь идет о начале ХХ века - эпоху расцвета Российской империи и время появления кинематографа.
Однако Балабанов лишь использовал ностальгические фантазии о дореволюционной России, чтобы снять фильм, в котором девственность плоти и невинность новорожденного кино становятся товаром в руках людей без души.
В картине речь идет о двух петербургских интеллигентных семьях - инженера Радлова, который самостоятельно воспитывает дочь-гимназистку и врача Стасова, у которого слепая жена и усыновленные дети-сиамские близнецы. Брат служанки Радлова Иоганн держит фотостудию, где выпускает порнографические фотографии и фильмы. Ему помогает страстный кинематографист Путилов, который пытается таким образом собрать денег на собственное творчество.
Впоследствии умирает инженер Радлов и погибает врач Стасов. Иоганн вместе с сообщниками, развращают дочь инженера Лизу, а также сыновей врача, заставляя их позировать для непристойных фильмов и фотографий. Влюбленный в Лизу Путилов пытается спасти ее, но уже слишком поздно. Впрочем, сам Балабанов утверждал, что картина рассказывает о любви, которая хотя и кажется нам извращенной, однако вполне естественной для героев фильма.
Пурпурная роза Каира (реж. Вуди Аллен, США, 1985)
В ролях: Миа Фэрроу, Дэнни Аелло, Джефф Дэниелс
Одна из любимых картин Вуди Аллена, сюжет которой он заимствовал из фильма "Шерлок-младший" Бастера Китона. Этот комик был кумиром Аллена еще с детских лет, когда будущий режиссер проводил почти все свое свободное время в местном кинотеатре.
Вуди Аллен пытался воспроизвести свое наивное детское восхищение кинематографом и в "Пурпурный розе Каира".
Действие ленты происходит в 1930-е годы, во время Великой депрессии. Главная героиня - официантка Сесилия ненавидит свою работу и страдает от издевательств непутевого мужа. Свою единственную отраду она находит в кино. Однажды, во время просмотра фильма "Пурпурная роза Каира", происходит настоящее чудо, и к Сесилии с экрана сходит ее кумир Том Бакстер и признается ей в любви.
Он, как настоящий киногерой - благородный и романтичный, и его столкновение с реальным миром не проходит без проблем. Тем временем остальные персонажи "пурпурной розы Каира" не знают, что им делать без Тома, и отказываются заканчивать фильм. Владелец кинотеатра звонит на киностудию, чтобы актер, который играет Тома, убедил своего героя вернуться на экран. Перед Сесилией встает выбор - принять ухаживания реального красавца-актера, оставаться верным "ложном" Тому.
Сансет бульвар (реж. Билли Вайльдер, США, 1950)
В ролях: Уильям Голден, Глория Свенсон, Эрих фон Штрогейм
"Сансет бульвар" - это классика голливудского кино и, пожалуй, крупнейший фильм Билли Вайльдера. В этой картине он показывает мир забытых звезд немого кино, которые живут воспоминаниями о былой славе.
Главный герой фильма - молодой сценарист Джо Гиллис, который безуспешно пытается сделать карьеру в Голливуде - случайно попадает на виллу бывшей звезды немого кино Нормы Десмонд.
Актриса предлагает ему солидный гонорар за работу над сценарием к фильму, в котором мечтает сыграть главную роль. Норма все еще тешит себя иллюзиями о возвращении на съемочную площадку, однако в действительности его мало кто помнит. Письма поклонников ей посылает дворецкий Макс, который в свое время был знаменитым режиссером немого кино и первым мужем Нормы.
Джо понимает, что капризная звезда пытается полностью завладеть и его жизнью. Он решается на побег, но злопамятная Норма находит способ поквитаться с ним.
"Сансет бульвар" снискал славу благодаря блестящей режиссуре Билли Вайльдера и непревзойденному актерскому составу, однако главная ценность картины в ее исторической достоверности. В картине снялись настоящие звезды немого кино: Глория Свенсон и Бастер Китон, а также известные режиссеры Сесиль де Милль и Эрих фон Штрогейм. Это правдивый отпечаток старого Голливуда, который еще успел появиться в фильме в последних лучах своей славы.
Поющие под дождем (реж. Стэнли Доннен, Джин Келли, США, 1952)
В ролях: Джин Келли, Дональд О'Коннор, Дебби Рейнольдз, Сид Чаррис, Джин Гейген
Голливудский мюзикл, в котором сочетается история любви и рассказ о начале звуковой эры в кино. В фильме речь идет о кинозвездах немого кино Дона Локвуда и Лину Ламон, которые постоянно играют романтических влюбленных - как на экране, так и в жизни. В действительности же они ненавидят друг друга, ведь бездарная, но красивая Лина все время паразитирует на своем талантливом партнере.
Успех первого звукового фильма "Певец джаза" (1927) заставляет их киностудию срочно озвучить свой новый проект, и тут выясняется, что писклявый голос Лины мало пригоден для звукового кино.
Ее дублершей становится статистка Кэти Селден, который не только правильно говорит, но и прекрасно поет. Также Кэти предлагает Дону сделать из будущего фильма мюзикл. Между ней и Локвудом вспыхивает любовь, и мстительная Лина делает все, чтобы разлучить влюбленных.
Лента "Поющие под дождем" - это правдивая киноклассика, которая попала в список 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии Американского института кино. Этот фильм получил славу благодаря комическому сюжету, мастерски исполненным танцевальным номерам и замечательным песням, самой знаменитой из которых является, конечно, "Поющие под дождем" в исполнении Джина Келли.
Что случилось с Бэби Джейн? (Реж. Роберт Олдрич, США, 1962)
В ролях: Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд
Знаменитый фильм Роберта Олдрича, который до сих пор является одним из наиболее влиятельных триллеров в истории кино. В фильме речь идет о двух сестрах - бывших киноактрис. К блондинки Джейн слава пришла еще в детстве, когда она была хорошенькой девочкой с кудряшками и пухлыми щечками. Но во взрослом возрасте она потеряла популярность из-за собственной спеси и глупые прихоти.
Брюнетка Бланш стала знаменитой, когда звезда ее сестры уже закатилась. Самовлюбленная Джейн не могла этого простить и была очень рада, если несчастный случай приковал Бланш к инвалидной коляске.
Через тридцать лет Джейн продолжает изображать девочку, носить детские платьица, мечтать о голливудской славе и терроризировать сестру. "Что случилось с Бэби Джейн" развивает тему, которую поднял "Сансет бульвар", повествуя о цене славы и о патологической зависти к чужому успеху на голливудской фабрике грез.