Сквозь ледяной ветер и добрый морозец, мы таки добрались до выставки, посвященной 80-летию Красноярского края, которое случится 7 декабря. Что я могу сказать? Королева в восхищении. Живопись, графика, пластика, скульптура, декоративно-прикладное искусство - все, что можно увидеть в «Сибири» до 8 декабря - прекрасно!
Единственное, что не понравилось - мало! Хотелось бы больше раза в три. Чтобы долго-долго ходить от экспоната к экспонату и «погружаться», - многие картины разом переносили в знакомые места: запах цветущего багульника в Саянах или ароматы разнотравья Минусинской степи, рокот Маны на шиверах и ледяное дыхание Енисея, посвист бури над снежными вершинами и мерный шум тайги, по верхушкам которой пробегает ветер… Стоишь, смотришь на улицы родного города, запечатленные художником полвека назад, и даже не верится, что когда-то он так выглядел.
Итак, дни природной красоты в Красноярске. Экспонат №1
Восемьдесят лет - серьезный юбилей. Вся жизнь Красноярского края отражена в работах из архива Художественного музея им. Сурикова, который и предоставил их для этой выставки. Будни колхозников и рыболовецких артелей, индустриализация и покорение Севера, суровые военные годы и великие стройки коммунизма, меняющийся облик Красноярска и неизменная жизнь тундровиков, праздники и бытовые зарисовки, пейзажи и натюрморты, портреты передовиков производства, исторические персоналии и просто - случайные прохожие - из таких кусочков складывается мозаика гигантского региона, в котором мне повезло родиться и жить.
Я не большой специалист в области изящных искусств, не буду умничать, да и большую часть названий работ и их авторов, каюсь, не запомнила. Поэтому просто покажу, то, что произвело впечатление или просто было нормально освещено для фотосъемки.
Север на полотнах Бориса Ряузова
Первомайская демонстрация на Коммунальном мосту глазами Андрея Поздеева
А это мы с АВЭ - самая красивая пара на катке!
кудрявый автопортрет Владимира Капелько в тандеме со скульптурным портретом тувинского резчика
Работы, которые мне просто понравились
Дед с петухом Юрия Деева
Двенадцать шаманов
скульптуры Бориса Мусата
улитки с бубном
таким галюциногенно-веселым видит Красноярск Александр Суриков
бабушка с авоськой на фоне колосящихся полей
составная композиция "Семья" и дама, ожидающая, пока чай остынет
Триптих: Вика и конь
Сцена 1: чу!
Сцена 2: знакомство
Сцена 3: контакты третьей степени
Спецвыпуск "Красноярского рабочего" 1978 года
Ну, а теперь моя любимая краеведческая тематика:
Красноярская ГЭС и бюст начальника строительства Андрея Бочкина
суровый труженик
северные будни
Саяно-Шушенская ГЭС
колоритный каюр
геодезисты на маршруте
А вот и одна из наших с Долгопятом самых любимых картин. Тойво Ряннель «Рождение Енисея», написанная в 1958 году. О ней расскажу подробнее.
С группой хакасских и тувинских художников, дождавшихся, когда ледоход на Енисее прошел, а снега на перевалах растаяли, Ряннель отправился в поход к Верхнее-Енисейскому водопаду - 300 км пешком по Тоджинской тайге. Шли не одну неделю, основательно подъели припасы (настоящий художник, как известно) должен быть голодным, и, в конце концов, были вознаграждены красотой, которая выплеснулась на холст холодными брызгами и пеной. Когда стоишь рядом с картиной, кажется, что они летят тебе в лицо.
Принято считать, что Енисей - Улуг-Хем начинается при слиянии Бий-Хема и Каа-Хема. А вот откуда берет начало Бий-Хем (Большой Енисей), какая из горных речек, впадающих в озеро Кара-Балык в Восточном Саяне - самый дальний его исток? Согласно Сибирской энциклопедии, таковой считается Хадар-Сук. Знакомый Ряннеля, гидролог Иван Верюгин (да и я тоже), считал, что пальму первенства держит Кок-Хем, что бежит со склона пика Топографов. В общем, когда художники прибыли в Туву, вопрос этот поднимался неоднократно, и был разрешен старым пастухом Куртэном. Вот что он рассказал: «У Беля - бога солнца - владения были без конца и без края, а еще было у него шестнадцать сыновей. Жили они в горах Удэгена, откуда и сейчас поднимается по утрам солнце. И послал Бель сыновей посмотреть, нет ли где такого места, куда еще он сам не заглядывал. Дошли парни до большой горы, а что за ней - не знают, спросили отца - и он там не бывал. Решили они разрубить гору, но поссорились; каждому хотелось сделать это первому. Спорили-спорили, пока не рассердился Бель, - он превратил их в реку, река распилила гору, вот и получился Бий-Хем».
Если посмотреть на карту, то легенда обретает очертания: прежде, чем штурмовать хребет Оттуг-Тайга, Енисей принимает силу шестнадцати притоков-сыновей, богатырским кулаком ломает горы и несется вниз до самого Карского моря.
Ряннель написал не только потрясающую картину, но и одноименное стихотворение
«В таежной дали непролазной,
Где сказкой кажется заря,
В кругу богов мы правим праздник
Рождения богатыря.
Салют! И троекратный выстрел
Встречает громом водопад,
Гудит, гудит на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Вот так, торжественно и просто,
Бросая брызги в облака,
Здесь набирается упорства
В борьбе рожденная река.
В каком порыве постоянном,
С какою собранностью всей
Штурмует гордые Саяны
Неукротимый Енисей!
И мы развертываем крылья,
Взлетаем круто над рекой,
И в россыпи алмазной пыли
Хватаем радугу рукой!
Я обретаю дерзость птицы
И мускулы богатыря,
Я накален твоим величьем,
Готов для взрыва, как заряд!
Еще не раз преграды встанут,
Как зависть, камни затая,
Но ты пробьешься к океану,
Река моя - судьба моя!
Пускай меня бурун завертит
И крылья выбросит на слом,
Но в этот миг я был бессмертен
В звенящем имени твоем».
В общем, всем рекомендую побывать на выставке. Она того стоит.
Фото: АВЭ