Прикладная аскетика

Feb 29, 2012 22:11

Значительная часть монашеской литературы посвящена "внутреннему деланию" - переустройству человеческой души для того, чтобы она смогла приближаться к Богу, удалиться от всего тленного и падшего и совершенствоваться в добродетелях ( Read more... )

Великий Пост, О душе человеческой

Leave a comment

Comments 11

ne_mov February 29 2012, 19:08:34 UTC
Святитель Игнатий Брянчанинов вообще категорически не советовал мирянам читать монашескую ( в смысле - для монахов) святоотеческую литературу. Уверен, что он был прав.

Reply

vik_sud March 1 2012, 18:25:25 UTC
Однако, мирянский вариант свода "Добротолюбия" создан не был.
Неужели мирянам оставляли только внешнее действие?

Reply

ne_mov March 1 2012, 18:36:19 UTC
Мирянских вариантов у нас вообще нет, будто они ( миряне) не существуют.
Ну что ж,зато есть Новый Завет, а это уже немало.

Reply

vik_sud March 1 2012, 18:43:48 UTC
Сейчас многие любят напоминать, что миряне от монахов только семьей, собственностью и послушанием духовнику отличаются - а во всем остальном все то же самое.

Reply


anonymous February 29 2012, 22:29:26 UTC
Избегать помыслов, значит, не позволять себе оценочных мыслей или начала действия? Не этого ли добивается от людей телевидение - перестать иметь собственное мнение и ничего не делать, а только позволять другим что либо делать над собой.

Reply

vik_sud March 1 2012, 18:27:47 UTC
Неправильно.
Дар рассуждения - замечательный дар.
Рассуждения о явлениях мира, человеческого общества, рассуждения о своей жизни.
Но помысл - он во многом противоположен рассуждению, но он может направить рассуждение в совсем иную сторону....

Reply


shumilov March 1 2012, 05:38:35 UTC
Мне все труднее соглашаться с точной зрения, что все помыслы от бесов. Если внимательно проанализировать содержание почти любого помысла, то можно найти как его истоки в прошлом, так и позитивную составляющую.

Reply

vik_sud March 1 2012, 18:30:39 UTC
Беда в том, что в силу падшести нашей природы - именно темные помыслы захватывают нас сильнее...

Reply

shumilov March 2 2012, 05:02:09 UTC
"Темные" - это внешняя оценка с определенной точки зрения.
А если смотреть на первопричину помысла, то становится понятно, что он несет в себе позитивное намерение.
Например, захотелось мяса в пост - в этом позитивное намерение, т.к. организм подсказывает, что начинается белковое голодание.
Захотелось секса на стороне - в этом позитивное намерение, т.к. наше бессознательное понимает, что жизнь стала серой и скучной, надо ее сделать более эмоциональной и интересной, плюс снять напряжение, плюс инстинкт охотника и продолжателя рода.
И так про любой "темный" помысел.
"Мудрая", правильная аскетика должна заключаться не в бездумном подавлении помыслом, а в понимании их позитивной составляющей и поиска реализации этих позитивных намерений более социально/религиозно одобряемыми способами.

Reply


postortodoxy March 1 2012, 08:31:40 UTC
И еще. Помимо внутреннего анализа полезно облагородить внешнее поведение. В соответствии твоим размышлением, своим клиентам я неизменно рекомендую придерживаться правила: не высказывать мнения, суждения, оценки или рекомендации, когда этого не просят настоятельно извне.
Ах, как часто мы, как родители и друзья грешим этим: - Ты сегодня неважно выглядишь, тебе не идет это платье, надо быть более пунктуальным, ага, так и знал, что у тебя не получится...
И в случае получения такого суда непрошенного, можно кротко спросить: а разве я спрашивал твоего мнения? Ах, как холодным, но очищающим душем обдает собеседника от этого вопроса.
И, да, это и есть прикладная аскетика - уклоняться от произвольных утверждений относительно кого-либо. Вспоминается недавняя, но почти агиографическая история, когда некто мудрый, иноческого звания, прям таки убегал от вопрошавших его относительно их устройства и соглашался сказать нечно квалифицирующе назидающее лишь под угрозой побоев. Пришло в голову, но не помню точных обстоятельств

Reply


Leave a comment

Up