Значительная часть монашеской литературы посвящена "внутреннему деланию" - переустройству человеческой души для того, чтобы она смогла приближаться к Богу, удалиться от всего тленного и падшего и совершенствоваться в добродетелях
( Read more... )
Святитель Игнатий Брянчанинов вообще категорически не советовал мирянам читать монашескую ( в смысле - для монахов) святоотеческую литературу. Уверен, что он был прав.
Сейчас многие любят напоминать, что миряне от монахов только семьей, собственностью и послушанием духовнику отличаются - а во всем остальном все то же самое.
Избегать помыслов, значит, не позволять себе оценочных мыслей или начала действия? Не этого ли добивается от людей телевидение - перестать иметь собственное мнение и ничего не делать, а только позволять другим что либо делать над собой.
Неправильно. Дар рассуждения - замечательный дар. Рассуждения о явлениях мира, человеческого общества, рассуждения о своей жизни. Но помысл - он во многом противоположен рассуждению, но он может направить рассуждение в совсем иную сторону....
Мне все труднее соглашаться с точной зрения, что все помыслы от бесов. Если внимательно проанализировать содержание почти любого помысла, то можно найти как его истоки в прошлом, так и позитивную составляющую.
"Темные" - это внешняя оценка с определенной точки зрения. А если смотреть на первопричину помысла, то становится понятно, что он несет в себе позитивное намерение. Например, захотелось мяса в пост - в этом позитивное намерение, т.к. организм подсказывает, что начинается белковое голодание. Захотелось секса на стороне - в этом позитивное намерение, т.к. наше бессознательное понимает, что жизнь стала серой и скучной, надо ее сделать более эмоциональной и интересной, плюс снять напряжение, плюс инстинкт охотника и продолжателя рода. И так про любой "темный" помысел. "Мудрая", правильная аскетика должна заключаться не в бездумном подавлении помыслом, а в понимании их позитивной составляющей и поиска реализации этих позитивных намерений более социально/религиозно одобряемыми способами.
И еще. Помимо внутреннего анализа полезно облагородить внешнее поведение. В соответствии твоим размышлением, своим клиентам я неизменно рекомендую придерживаться правила: не высказывать мнения, суждения, оценки или рекомендации, когда этого не просят настоятельно извне. Ах, как часто мы, как родители и друзья грешим этим: - Ты сегодня неважно выглядишь, тебе не идет это платье, надо быть более пунктуальным, ага, так и знал, что у тебя не получится... И в случае получения такого суда непрошенного, можно кротко спросить: а разве я спрашивал твоего мнения? Ах, как холодным, но очищающим душем обдает собеседника от этого вопроса. И, да, это и есть прикладная аскетика - уклоняться от произвольных утверждений относительно кого-либо. Вспоминается недавняя, но почти агиографическая история, когда некто мудрый, иноческого звания, прям таки убегал от вопрошавших его относительно их устройства и соглашался сказать нечно квалифицирующе назидающее лишь под угрозой побоев. Пришло в голову, но не помню точных обстоятельств
Comments 11
Reply
Неужели мирянам оставляли только внешнее действие?
Reply
Ну что ж,зато есть Новый Завет, а это уже немало.
Reply
Reply
Reply
Дар рассуждения - замечательный дар.
Рассуждения о явлениях мира, человеческого общества, рассуждения о своей жизни.
Но помысл - он во многом противоположен рассуждению, но он может направить рассуждение в совсем иную сторону....
Reply
Reply
Reply
А если смотреть на первопричину помысла, то становится понятно, что он несет в себе позитивное намерение.
Например, захотелось мяса в пост - в этом позитивное намерение, т.к. организм подсказывает, что начинается белковое голодание.
Захотелось секса на стороне - в этом позитивное намерение, т.к. наше бессознательное понимает, что жизнь стала серой и скучной, надо ее сделать более эмоциональной и интересной, плюс снять напряжение, плюс инстинкт охотника и продолжателя рода.
И так про любой "темный" помысел.
"Мудрая", правильная аскетика должна заключаться не в бездумном подавлении помыслом, а в понимании их позитивной составляющей и поиска реализации этих позитивных намерений более социально/религиозно одобряемыми способами.
Reply
Ах, как часто мы, как родители и друзья грешим этим: - Ты сегодня неважно выглядишь, тебе не идет это платье, надо быть более пунктуальным, ага, так и знал, что у тебя не получится...
И в случае получения такого суда непрошенного, можно кротко спросить: а разве я спрашивал твоего мнения? Ах, как холодным, но очищающим душем обдает собеседника от этого вопроса.
И, да, это и есть прикладная аскетика - уклоняться от произвольных утверждений относительно кого-либо. Вспоминается недавняя, но почти агиографическая история, когда некто мудрый, иноческого звания, прям таки убегал от вопрошавших его относительно их устройства и соглашался сказать нечно квалифицирующе назидающее лишь под угрозой побоев. Пришло в голову, но не помню точных обстоятельств
Reply
Leave a comment