Болезни духа и болезни тела.

Aug 31, 2009 01:14

Не очень пока исследованная область - связь между духовной жизнью, грехами и добродетелями, с одной стороны и физическими способностями и состояниями человека, с другой ( Read more... )

Здоровье, Духовная жизнь

Leave a comment

Comments 29

v_cello August 30 2009, 22:40:15 UTC
Какая интересная тема и очень для меня актуальная. Послушаю, что у Вас в комментах скажут. :)

Reply


aglaya_s August 31 2009, 00:28:57 UTC
Про грань, неужели существуют точные определения для любого случая?

Reply

vik_sud August 31 2009, 03:33:22 UTC
Точных наверняка нет.
Но какие-то подходы возможно наметить?

Reply


(The comment has been removed)

vik_sud August 31 2009, 03:32:20 UTC
Да, это интересная взаимосвязь...

А обратной ситуации быть не может?
"- Он так изменился, я его совсем не узнаю"
А дело оказывается совсем не в его желании, дело в его физическом состоянии...

Еще один случай из этой серии - душевная болезнь. Душевнобольные иногда и к суициду склонны - но это ведь не сознательное продуманное самоубийство?

Reply

(The comment has been removed)

vik_sud August 31 2009, 03:54:11 UTC
Да, вопрос серьезный - не является ли его сегодняшяя колючесть на самом деле следствием заболевания. Ну а потом заболевание может и усилить болезненные проявления.

Недавно читал такой рассказ. У молодой женщины был свекр, хороший веселый мужчина. Но потом он тяжело заболел и ему делали какую-то операцию на головном мозге. После операции его характер изменился, он стал несносным - злобным, придирчивым...

Reply


fiesta_konski August 31 2009, 04:29:53 UTC
""""""""Согласно исследованиям ученых из World Markets Research Centre в Лондоне, граждане Бельгии могут считаться самой здоровой нацией на Земле."""""
На самом деле таких исследований было много и есть целая наука, посвященная поиску взаимосвязи (лично читала несколько книжек поэтому поводу)и выявлены лишь в некоторых случаях корреляция болезни и черт характера. Например, язва желудка возникает часто у раздражительных людей, гипертония - у эмоциональных, тревожных, сахарный диабет - у обидчивых и это все физиологически объяснимо.
Но вот сказать, что есть духовная подоплека всегда - так даже рассуждать нельзя: полно здоровых подлецов и умирающих в мучительных болезнях праведников.
А задуматься надо тогда, когда появляются беспричинные волны тревоги (щитовидка, сах.диабет), усталости (почки, кровь - на витамины, например), раздражительности (опять щитовидка, давление) - но все равно здесь все индивидуально и напрямую может быть, даже не связано.

Reply

vik_sud August 31 2009, 05:20:58 UTC
Да, вот это интересно.
Здесь еще проявляется утверждение: "Все болезни - от нервов".

Например, язва желудка возникает часто у раздражительных людей, гипертония - у эмоциональных, тревожных, сахарный диабет - у обидчивых и это все физиологически объяснимо.

Вопрос в том, может ли быть обратная зависимость?
Результатом диабета является тревога и плохое настроение, результатом язвы - раздражительность и т.д.?

Скажем, понятие послеродовой депрессии есть? Т.е. в данном случае зависимость именно в эту сторону. Интересно, в каких еще?

На самом деле, у свв.отцов (насколько помню, в ответах свв.Варсанофия и Иоанна) есть нечто про естественные (врожденные)добродетели, которые в силу своей врожденности, хотя и являются добродетелями, духовной ценности для человека не представляют. А вот что про пороки и грехи?

Reply

fiesta_konski August 31 2009, 06:11:21 UTC
Насчет послеродовой депрессии - у меня лично не было ни разу, но я вообще несклонна к депрессиям, так что скорее всего, должна быть какая-то предрасположность к пониженному настроению.
Если человек, например, от неправильного питания получил язву - наверное, общий дискомфорт и недомогание будет сказываться на его эмоциях, однозначно.
Сахарный диабет конечно, вызывает какие-то нарушения в психике - ведь страдают сердце, почки, сосуды итд.
Главный критерий тут может быть еще НЕМОТИВИРОВАННЫЕ приступы отрицательных эмоций, раннее несвойственных человеку.
Но очень жаль, что такие изменения в своем поведении замечают люди часто исповедующиеся, например.
Недавно очень тактичный и вежливый человек обругала своих коллег невозможно грубыми словами - вот мы и гадаем: что это было: гормоны, возрастные изменения или ее личный грех, проявившийся в обычной неконфликтной ситуации?

Reply

vik_sud August 31 2009, 06:24:59 UTC
Да, это тоже важный момент. Мы бываем склонны осудть человека за совершенный грех (тех же церковных бабушек злобненьких). А на самом деле это может быть объяснено просто физическими причинами...

Reply


abrisdnya August 31 2009, 06:13:04 UTC
Да, я часто об этой грани задумываюсь. Если за наши реакции отвечает набор биохимических процессов в организме, то зачастую мы не в состоянии подавить раздражительность из-за того, что нам чего-то недостает или в избытке какие-либо вещества. Разумом понимаем, но подавить состояние не можем. Однако, человек умеет руководить эмоциями и заповеди должны служить ориентиром.Кроме того, наш батюшка говорит о том, что в старости у человека вылезают нераскаянные грехи и страсти, которые человек не исправил пока был крепок здоровьем и духом. Таким образом, надо помнить и о том, что каждый из нас может просить помощи свыше и этим влиять на свое поведение. А уж кто не догадывается прибегнуть к этому средству, то они сами себя губят со стороны здоровья.

Reply

vik_sud August 31 2009, 06:26:15 UTC
> вылезают нераскаянные грехи и страсти, которые человек не исправил пока был крепок здоровьем и духом

Получается как бы предвестье загробной жизни - когда "вылезет" уже всё нераскаянное?

Reply

abrisdnya August 31 2009, 09:55:01 UTC
Да, если помнить о загробной участи и невозможности покаяться там, то у нас здесь еще есть возможность пройти эту репетицию в нашей старости. Надо только об этом помнить, а уж родные нам подскажут, что не так.

Reply


Leave a comment

Up