Хорошая большая статья "Пехота пуще неволи", в которой рассказывается об особенностях набора добровольцев в России для участия в специальной военной операции (СВО).
http://worldcrisis.ru/crisis/4117820 (13 августа 2022).
Под катом копипаст статьи с сайта по ссылке.
ПЕХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ
Старцев Вадим
Новая газета Европа
13 Авг 06:18
Десятки вооруженных групп - ЧВК «Вагнера», кадыровцы, неонацисты - принимают в ряды «пушечного мяса» на войну в Украине всех, включая зеков и больных. Мы попытались стать добровольцами.
В России полным ходом идет «скрытая мобилизация» на войну: десятки различных структур, включая частные военные компании и добровольческие батальоны, вербуют новобранцев, обещая им щедрую зарплату, а в случае менее благоприятного исхода - «гробовые» семье. Рекламная кампания достигла федеральных масштабов: к примеру, ЧВК «Вагнера» размещает в крупных городах билборды с призывом записываться в ее ряды, а платные объявления компании в VK посмотрели 13,5 млн раз.
«Новая газета. Европа» насчитала 52 батальона и 10 других формирований, которые открыто набирают добровольцев и конкурируют за «живую силу» между собой. Наши корреспонденты откликнулись на объявления и узнали, кто и как вербует «наемников», кому подчиняются добровольческие батальоны и какую подготовку проходят солдаты перед отправкой на фронт.
Александр (имя изменено) треть жизни провел за решеткой - «ходки» по тяжким и особо тяжким статьям. Однако в этот раз уже через несколько месяцев после освобождения он оказался в окрестностях города Рубежного в Луганской области, под огнем армии Украины, в составе добровольческого батальона «Ахмат». Его «командировка» пришлась на март и апрель - в то время под Северодонецком велись одни из самых кровопролитных боев в Украине.
[фото]
Александр под Северодонецком [лицо ретушировано]
«Про набор в добровольцы мне подсказал человек из ФСБ. Я его знаю с детства. Наши пути в какой-то момент разошлись, но после моего освобождения он мне показал ссылку, мол, вот идет набор в добровольцы», - рассказывает Александр.
После освобождения из колонии Александр получил административный надзор. Это система жесткого контроля за бывшими заключенными. Человеку могут запретить выходить ночью из дома, выезжать за пределы региона, бывать на массовых мероприятиях. Кроме того, нужно постоянно отмечаться в полиции, а силовики могут легально устраивать слежку. По словам Александра, из-за административного надзора он не мог работать и содержать пожилую мать, поэтому решил поехать в Чечню, в Гудермес - где, по слухам, предлагали уладить проблемы с законом в обмен на участие в войне.
В Гудермесе на базе Российского университета спецназа готовят добровольцев полка «Ахмат» для войны в Украине. Если есть опыт службы в армии, экспресс-обучение занимает 1-3 дня. Если нет - бойцов готовят 7-10 дней. Требования к кандидатам минимальные: возраст от 20 до 49 лет и физическая подготовка, достаточная, чтобы выдержать ежедневные марш-броски по семь километров в разгрузке.
«Основной мой мотив [участия в войне] был - снять административный надзор, чтобы в этой стране потом жить спокойно. Мне создали невыносимые условия жизни с запретом выходить из дома по ночам, постоянными попытками арестовать меня на «сутки» и невозможностью работать», - объясняет Александр. В «Ахмате» его заверили, что «любая проблема с государством решаема» - мол, чеченские власти могут «стереть» криминальную историю по договоренности с силовиками из других регионов.
В Гудермесе наш собеседник провел десять дней. В «университете» (это частная организация, связанная с фондом имени Ахмата Кадырова) обучают держать и заряжать автомат, отрабатывают стойки стрельбы, экстренную смену магазина и рассказывают о тактической медицине и картографии. Заодно новобранцев проверяют на «агрессивность».
«Агрессивность замеряли практическим путем - смотрели на человека, как в коллективе себя ставит, провоцировали. Если оказывался, по-русски говоря, «теленок», «мешок», то есть не подходил для войны, то они его просто отправляли домой», - рассказывает Александр. При этом состояние здоровья мало интересовало рекрутеров - наш собеседник прошел отбор с гепатитом C, в его же тренировочном отряде был боец с эпилепсией. Правда, его отправили домой еще на этапе подготовки, предварительно «унизив словесно», говорит Александр.
В «выпуске» из Гудермеса были люди с разной биографией: «вагнеровцы», ОМОНовцы, бывшие зеки. Каждый третий доброволец был из экс-арестантов - с погашенной или «висящей» судимостью.
[фото]
Александр перед отправкой в Украину. Подготовка перед боями шла лишь 10 дней
[лицо ретушировано]
- Через 10 дней нас закинули на самолете через ДНР к Северодонецку. Дали по 300 тысяч рублей. Дали комок (камуфляжную форму). Нормальные берцы и броники надо было закупать самим. Кто-то решил не тратиться, снимали прямо с «укропов» берцы и бронежилеты, когда брали их позиции.
- Со связью тоже была проблема - выдали рации дешевые с «АлиЭкспресса». В переговоры «Ахмата» встраивались чеченцы из батальона Шейха Мансура. Кадыровцы с дудаевцами что-то там свое на чеченском обсуждали.
СКОЛЬКО НУЖНО ВЛОЖИТЬ В ЭКИПИРОВКУ НАЧИНАЮЩИМ НАЁМНИКАМ И ДОБРОВОЛЬЦАМ*
Нажмите на предмет, чтобы добавить его в «корзину»
Всего за экипировку:
0 руб.
*Минимальные примерные цены
Источник: Армейские магазины
КАК МЫ СЧИТАЛИ
По словам нашего собеседника, во время боев за Северодонецк у добровольческих подразделений отсутствовала нормальная связь с регулярной армией. В результате происходили и огонь по своим, и расхождения в действиях с «народной милицией» ЛДНР. Мобилизованных новобранцев из непризнанных республик часто приходилось «выковыривать» с позиций и насильно вести в бой, вспоминает он: «Там сплошные учителя, менеджеры, они напуганные все сидят».
Около 20 мая «Ахмат» зашел в Рубежное. К тому времени от отряда Александра осталось только около трети состава. «Практически всех уничтожили, и я сам чудом вышел из зоны боевых действий. Складывалось впечатление, что нас просто кидали туда до последнего солдата как пушечное мясо, каждый выход были «трехсотые» и «двухсотые», - говорит экс-наемник. - Вообще в «Ахмате» отношение к славянам, ну, или, грубо говоря, нечеченцам, как к пушечному мясу».
По словам Александра, на расчистку подходов к Северодонецку, то есть штурмом на укрепленные позиции противника, забрасывали в основном добровольцев не из Чечни. Сам он, имея чеченские корни, не попал в один из самых кровавых боевых выходов - командование оставило его в тылу, отобрав бойцов по этническому принципу.
[фото]
По словам Александра, почти никто из запечатленного отряда не вышел из-под Северодонецка целым. Бойцы вернулись домой «грузами» 200 и 300. Место снимка - Рубежное [лица бойцов ретушированы]
В итоге Александр принял решение дезертировать, прихватив с собой несколько гранат в качестве сувенира, и скрываться в России. Чтобы рассказать свою историю, Александр звонит по ночам, порой сильно выпив - контузии не дают спать, а после самовольного выхода из зоны боевых действий он боится обращаться к врачам.
― Не знаю, что делать, братан. Меня ж в колонии специально еще гепатитом заразили, плохо очень. Надеюсь, не цирроз. - жалуется Александр, который обнаружил у себя инфекцию после перенесенной в учреждении ФСИН операции. - Куда я у нас тут в регионе работать пойду с надзором? Я же, как сказать, к субкультуре себя причисляю, я «бродяга». Мне тут намекнули, что чеченцы тоже интересуются, где я. Мне уже похуй, пойду барыг тут щемить [заставлять наркоторговцев делиться прибылью], мне похуй, я уже жить такой жизнью не хочу. У меня вон [граната] Ф-1 дома лежит, попугаю их. А если закроют - вскроюсь. Попрошу на видео на суде записать, ты ж опубликуешь?
Из-за того, что Александр сам покинул зону боевых действий, ему так и не удалось решить свои проблемы с законом через «Ахмат». Вторую часть выплат - еще 300 тысяч рублей - он, соответственно, тоже не получил. Впрочем, экс-наемник и так не подписывал с чеченскими властями никаких договоров.
Другой доброволец, также поехавший на войну через Чечню, рассказал «Новой газете. Европа», что заключал контракт с Министерством обороны РФ. Он получил ранение в позвоночник и несколько месяцев после выхода из Украины не мог добиться компенсаций от российских властей на лечение. К моменту выхода этого материала ведомство уже выплатило добровольцу всю сумму.
ПАРАД НАЕМНИКОВ
Именно полк «Ахмат», в рядах которого воевал Александр, рекламировал в прайм-тайм на государственном телевидении Дмитрий Киселев. «Ахмат» получил неоднозначную славу на этой войне. За многочисленные постановочные пиар-ролики «кадыровцев» прозвали «тикток-войсками». По
данным украинской стороны, этнические чеченцы действительно, как правило, воевали «во втором эшелоне» наступления. Несмотря на это, именно «Ахмат» считают причастным к жестоким истязаниям украинским военнопленных и расправами над гражданским населением в Буче.
«Вести недели» рекламируют набор добровольцев в полк «Ахмат». Источник: «Агентство»
Точка сбора добровольцев в Чечне ― мэрия Грозного. Им предлагают трехмесячный контракт с Минобороны - с оплатой 150 тыс. рублей в месяц и премиями за уничтоженную технику и убитых украинских солдат.
«ПРАЙС-ЛИСТ» ДЛЯ БОЙЦОВ «АХМАТА» И АРМИИ:
За сбитый самолет платят 300 тыс. рублей;
за вертолет ― 200 тыс. рублей;
подбитый танк ― 100 тыс. рублей;
за убитый личный состав численностью до взвода (до 60 человек) ― 100 тыс. рублей;
уничтоженные беспилотники, бронемашины, зенитно-ракетные или артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня, личный состав до отделения (до 10 человек) ― по 50 тыс. рублей.
По примеру Чечни свои именные батальоны численностью от 150 до 400 человек начали создавать и другие регионы. В Кировской области ― это «Вятка», в Пермской ― «Парма» и «Молот», в Марий Эл ― сразу три батальона: «Иден» и «Полтыш» и «Акпатр». Всего мы насчитали 52 батальона, которые уже отправились на фронт или формируются в 33 регионах. Если исходить из известной численности региональных батальонов, то всего в них могут набрать от 9,5 до 20 тыс. военных.
[фото. Которое в начале поста заглавной картинкой]
Добровольческий отряд «Тигр». Источник: правительство Приморского края
В добровольцы берут мужчин от 18 до 60 лет. К примеру, в отряде «Тигр» Приморского края бойцов старше 50 большинство, говорил губернатор региона Олег Кожемяко. Со всеми новобранцами планируют заключить стандартные договоры через Минобороны. Кроме того, в регионах бойцам таких батальонов обещают бесплатную экипировку, помощь с жильем и дополнительные выплаты ― разовые «подъемные» или повышенное денежное довольствие. Обучение проходит, как правило, в течение
одного месяца на нескольких полигонах: Тоцком под Оренбургом, в Луге Ленинградской области, под Нижним Новгородом и других.
МЕСТА ТРЕНИРОВОК ДОБРОВОЛЬЦЕВ
― Такие истории в России возникают, обычно, гибридно. Кто-то из регионов, в данном случае, это была Чечня и Рамзан Кадыров, предлагают модель. После этого, с учетом желания выслужиться перед Кремлем, губернаторы других регионов начинают повторять этот пример. Именно так и получилось в этот раз, ― говорит политолог Иван Преображенский.
В Кремле полагают, что это батальоны из маргиналов и заключенных, которые будут быстро «утилизированы» как пушечное мясо на первой линии фронта или останутся на оккупированных территориях в качестве «полицаев», говорит Преображенский. Но на самом деле, по его словам, эта ситуация создает риски сепаратизма после войны.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ
Параллельно с государством наемников вербуют и другие структуры, также явно или скрыто связанные с Минобороны. Мы насчитали больше десятка различных формирований, которые конкурируют за живую силу между собой. По формальному признаку ― подчиняются ли формирования Минобороны напрямую, действуют через ЧВК или вовсе через так называемые ЛДНР ― мы поделили все подразделения на несколько групп.
КТО НАБИРАЕТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И НАЕМНИКОВ НА ВОЙНУ В УКРАИНЕ
Источник: Данные «Новой газеты. Европа»
Наиболее жесткие требования к потенциальным бойцам предъявляют две ЧВК - «Редут» и «Вагнер» (хотя из-за нехватки претендентов «Вагнер» постепенно снижает требования: предельный возраст уже вырос с 45 до 52 лет, срочная служба теперь не нужна, а наличие судимости рекрутеров уже не смущает). Обе ЧВК неявно связаны с государством. «Вагнер» финансирует приближенный к Владимиру Путину бизнесмен Евгений Пригожин, а «Редут» связывают с Минобороны.
Бойцы с более низкой подготовкой обращаются в Союз добровольцев Донбасса депутата Госдумы Александра Бородая или «Русский легион» экс-нацбола Сергея Фомченкова. Добровольцев этих подразделений оформляют официально, как резервистов БАРСа ― Боевого армейского резерва страны, подведомственного Минобороны. Изначально предполагалось, что «барсики», как их называют, будут стоять на блокпостах, охранять конвои, то есть находиться в тылу. Однако фактически эти батальоны часто кидают на фронт.
Наконец, практически любых «соискателей» принимают в подразделениях милиции самопровозглашенных республик ЛДНР. Правда, ни выплату денежного довольствия, ни выдачу экипировки им гарантировать не могут. За службу обещают гражданство ДНР и РФ.
НАЕМНИКИ И ДОБРОВОЛЬЦЫ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Масштабное привлечение наемников и добровольцев ― часть так называемой «скрытой мобилизации». Объявить официальную, принудительную мобилизацию государство не может по политическим причинам: это вызовет массовое уклонение от призыва, рост коррупции среди сотрудников военкомата, и, как следствие, масштабное недовольство граждан, объясняет военный эксперт Юрий Федоров.
Всего в Украине может воевать до десяти тысяч наемников, считает Федоров. Это около 10% от всего боевого личного состава российских войск. Военный эксперт Павел Лузин оценивает число наемников и добровольцев в различных «нерегулярных» отрядах примерно в 15-20 тысяч человек.
Привлекая наемников, государство преследует три цели, считает эксперт:
набирает «пушечное мясо»;
утилизирует «лишних людей», которые гипотетически могут с оружием в руках пойти против власти (например, как «Приморские партизаны», нападавшие на сотрудников МВД в 2010 году);
и создает противовес вооруженным силам.
«Кремль боится армии, боится, что появится новый Жуков, новый Лебедь, Рохлин, новый Трошев, на худой конец (то есть популярные, узнаваемые генералы, которые могут стать самостоятельной политической силой ― Прим.ред.). Фрагментация военной силы ― это характерная черта всех авторитарных режимов», ― добавляет Лузин.
БАРСИКИ: ДОБРОВОЛЬЦЫ ЗА 40
- Вы понимаете вообще, куда вы идете? И что там может произойти, вы понимаете? Четко оцениваем все риски?
Мы звоним в Союз добровольцев Донбасса (СДД). По легенде добровольцу 23 года, он уже отслужил и хочет на фронт. Но рекрутер Анастасия неожиданно начинает отговаривать.
- Мы, конечно, номинально берем с двадцати трех, но детей нам в батальоне видеть не хотелось бы, ― говорит Анастасия. ― Давайте подумаем о маме…
- О маме всегда думаем.
- Детей у вас сколько? ― продолжает давить вербовщик.
- Детей нет.
- А Россия нуждается в детях! У нас демографический кризис! Вы, может, детьми займетесь лучше, не?
Наконец, рекрутер все-таки сдается. Сбор в гостинице «Тимоша» в Ростове-на-Дону. В Украину, «на Изюмское направление», перебрасывают сразу ― через день-два после прибытия. Экипировка ― по-минимуму: форма, бронежилет, шлем. Если повезет, дадут разгрузку. Все остальное нужно закупать самим. Обучение, боевое слаживание было, но мы на него уже опоздали. «Будет, может быть, еще дня три», говорит рекрутер.
К слову, по длительности подготовки новобранцев, нынешняя война не похожа на операции, которые готовились заранее, и сравнима только с Великой отечественной или Первой чеченской.
УЧЕБНЫЙ МИНИМУМ В КОНФЛИКТАХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
СДД оформляет добровольцев через официальные контракты Минобороны. Минимальный срок контракта ― два месяца. Обещают платить рядовым по 205 тысяч рублей в месяц, обеспечить государственные выплаты по ранению или гибели. Если государство «кинет», говорят, что помогут «выбить» положенное.
Военный эксперт Павел Лузин считает, что СДД аффилирован с ФСБ. Но фактически добровольцев оформляют в батальоны БАРСа ― Боевого армейского резерва страны. Минобороны начало набирать в него резервистов загодя ― еще осенью 2021 года.
[фото]
Добровольцы Союза добровольцев Донбасса. Источник: Телеграм-канал СДД
Всего Союз добровольцев Донбасса уже сформировал три батальона БАРСа: «Орел» (батальон БАРС N 9), «Рюрик» (БАРС 13) и «Гром» (БАРС 20).
― В основном, [добровольцы] ― это [люди в возрасте] 40+, ― рассказывает командир батальона «Гром» Алексей Наливайко с позывным Ратибор. ― Это люди, которые застали Советский союз. Молодежи очень мало.
― У каждого второго-третьего проблемы со спиной, больные ноги, ― говорил в своём видео националист Антон Раевский. Он был командиром третьего взвода второй роты в батальоне БАРС 8 [видео с Антоном Раевским -
https://www.youtube.com/watch?v=NvJHtPWIOBAОтвет А.Морозову(Мурз) о БАРС. Имперский легион Д.Гариев. Русские националисты -добровольцы БАРС. От 21 июля 2022 г.]
Окончание тут -
https://vigorov.livejournal.com/399516.html