В сказочной повести Владислава Крапивина "Возвращение клипера "Кречет" (1984 -
https://fantlab.ru/work16030) есть примечательный второстепенный герой - профессор Чайнозаварский. Он всего лишь упомянут в повести несколько раз. Но персонаж довольно примечательный. И я сейчас покажу, почему)))
Эта повесть Крапивина сказочная. Действие происходит в одном из городов Советского Союза, расположенного по всей видимости на побережье Чёрного моря. Город назван Приморским городом. Главный герой - пионер четвероклассник Владик Арешкин. Второстепенные герои - люди, гномы, маленькие стеклянные человечки, волшебник (стекольных дел мастер). В повести фигурирует даже летучий корабль!
Профессор Чайнозаварский выписан в повести как противник всего сказочного. Вначале он упоминается, как отрицающий существование гномов, цитирую:
Несколько лет назад в журнале «Морская жизнь» была напечатана статья «История корабельных гномов - легенды и действительность». Судя по всему, автор статьи сам был корабельным гномом. Довольно образованным. Но точно это не известно: вместо подписи стояли буквы А. А.
Статья вызвала большой интерес, ее перепечатали в нескольких газетах, в том числе и в «Вечерних Приморских новостях». Однако вскоре в газете «Наука и быт» появилась другая статья. Житель Приморского города профессор Чайнозаварский утверждал, что ни корабельных, ни других гномов на свете быть не может, потому что так не бывает. Это во-первых. Во-вторых, их не может быть потому, что про них никогда не упоминалось в его, профессора Чайнозаварского, книгах. В-третьих, если бы гномы и были, их следовало бы немедленно запретить, потому что они противоречат школьным программам по природоведению и физике (конец цитаты).
То есть профессор - догматик. Но действует пока в рамках научной дискуссии - увидел публикацию и отреагировал на неё в своей публикации.
Второе упоминание профессора Чайнозаварского в связи с его бредовой идеей, цитирую:
Кое-кто считает, что мальчики в очках - это обязательно примерные отличники, утеха родителей и радость учителей. По крайней мере, именно так утверждал в одной педагогической статье профессор Чайнозаварский. Он даже предлагал сделать очки частью школьной формы - тогда, мол, сразу будут решены все проблемы с дисциплиной и успеваемостью (конец цитаты).
Профессор Чайнозаварский довольно писуч, так как педагогическая статья у него, по-видимому, не одна (см., также ниже). И про его - профессора - книги тоже сказано. Но бредовость этой его идеи (сделать очки частью школьной формы) как бы намекает, что другие идеи професора, высказанные в его многочисленных статьях и книгах, тоже бредовые! ;-D
Третье упоминание. Профессор Чайнозаварский призывает "учить" молодёжь физическими методами:
- Да, это очень печально, - посочувствовала Игнатия Львовна и посоветовала маме почитать в журнале «Семейное здоровье» статью профессора Чайнозаварского.
Статья называлась «Народная медицина и народная педагогика». Профессор писал, что в наше время многие врачи стали вновь прибегать к старинным способам лечения: к разным травам, снадобьям и припаркам, которыми исцеляли больных в народе много сотен лет назад. Почему бы и в педагогике не вспомнить старые способы? Много веков подряд самым надежным средством воспитания был березовый прут. А сейчас этот метод незаслуженно забыт... [подчёркивание моё - А.В.]
- Правда, у нас на юге березы - редкость, - вздохнула Игнатия Львовна. - Но при желании можно подобрать другую древесину (конец цитаты).
Тут я вижу прямой намёк на то, что тех детей, которые будут плохо усваивать бредовые идеи профессора, нужно лупцевать.
Четвёртое упоминание профессора в самом конце повести, когда появился летучий корабль. Профессор едет на автомобиле:
На шоссе мелькали разноцветные машины, их было гораздо больше, чем всегда. Среди этих машин мчались лиловые «Жигули». Конечно, Владик и Ника не знали, что это едет профессор Чайнозаварский. Он спешил в редакцию со срочной статьей, в которой говорилось, что никакого летучего корабля над городом не было. Потому что, если он был, его следует отнести к неопознанным летающим объектам (НЛО), а таких объектов не бывает. Это знают все, кто читал его книгу «Небесный бред - опасный вред»... (конец цитаты).
То есть, во-первых, автомобиль для советского человека начала 1980-х годов - однозначно предмет роскоши! Не Land Rover 2015 года выпуска, канеш, но по тем временам тоже ничего так!
Во-вторых, опять подчёркивается, что профессор таки догматик, активно навязывающий всем свою точку зрения, которую он считает единственно правильной!
Никого вам профессор Чайнозаварский не напоминает??? ;-D
То же самое на ФБ -
https://www.facebook.com/alexey.vigorov/posts/3082322241780198