Армения. Эчмиадзин. Монастырь святой Гаянэ

Apr 23, 2021 11:52


Второй день я посвятила изучению Эчмиадзина по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Стоит отметить, что в Армении три Эчмиадзина: город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь.





Сам город Эчмиадзин находится в 20 км от Еревана. Меня в город отвез таксист Михаил, с которым я познакомилась в день прилета. Я очень ему благодарна за встречу и путешествия по стране. Если бы не он, то, наверное, мое знакомство с Арменией было бы очень ограниченным. Очень здорово встретить доброго человека на пути!

В Эчмиадзин приехали рано утром, поэтому у меня было время не только на кафедральный собор, но и ближайшие к нему монастыри и другие достопримечательности.



Эчмиадзин расположен в центральной части Араратской равнины, является одним из самым популярных достопримечательных мест Армении благодаря наличию в городе и его окрестностях замечательных исторических памятников. Он был одним из важных центров становления армянской государственности, развитие самобытной национальной культура армян. Город был основан в первой половине II века (тогда он назывался Вагаршапат) на месте древнего поселения. После разрушения римлянами Арташата в 163 г., он полтора века был столицей древней Армении.

Сначала я отправилась в монастырь Гаянэ. Как я потом увижу, все храмы Армении очень основательные. Камни, из которых они сложены, излучают силу и мощь. В отличии от наших белокаменных храмов, здесь они почти все темные.



Тем более покоряют цветущие рядом с храмами цветы, сила и хрупкость, тень и свет очень контрастируют и дополняют друг друга.

При входе в монастырь старинные надгробия.



А еще из монастыря виден Арарат. Величие этой горы невозможно передать, только увидеть своими глазами. Ноев ковчег правда не видно... а вот небольшую часть ковчега можно увидеть в музее Эчмиадзина. В Армении есть несколько объяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, оно произошло от слов Арай-Арат - «гибель Арата - седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами.



Согласно другой версии, этимология названия «Арарат» связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как «эрец-Арарат», а в некоторых древних иудейских рукописях - Урарат.

Согласно Библии к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег, а Ной, выйдя из ковчега, построил первый после Потопа алтарь и принёс жертвоприношение, возблагодарив Бога за спасение. Согласно Библии, на горе Арарат Бог заключил с Ноем Завет и обещал, что больше не будет наказывать человечество, уничтожая людей водами нового потопа, если люди перестанут уничтожать друг друга. Согласно сохранившейся легенде, на Арарате Ной посадил виноградную лозу, а получив из собранного урожая вместо обычного виноградного сока молодое вино, впервые опьянел от перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Тогда же, согласно Библии (Ветхий Завет), на Земле впервые появилась радуга, как символ Завета, заключенного между Творцом и человеком.



Данная трактовка дала толчок происхождению различных исследований, отождествляющих Арарат и территорию, на которой гора находится, с легендой о Ное. Так, летописец Иосиф Флавий сообщает: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…».В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» сообщает: «… Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

Полюбовавшись Араратом, прошла во двор монастыря.













Церковь монастыря VII в. и построена на месте гибели святой Гаянэ, здесь же она и погребена.



Гаянэ была настоятельницей дев, покинувших Рим в связи с гонениями и притеснениями христиан. Группа служительниц монастыря Св. Павла нашла убежище в Армении. Царь Трдат III предоставил им крышу над головой  и пообещал всячески защищать от римлян.



Святая Гаянэ

Однако вскоре он влюбился в одну из дев - Римсимэ - и возжелал ее. Рипсимэ ответила царю отказом. Тогда вместе с Рипсимэ на прием к царю привели и ее настоятельницу - Гаянэ, в надежде, что она сможет повлиять на решение девушки, чтобы спасти жизни остальных дев. Но  Гаянэ как мудрая и принципиальная настоятельница поддержала Рипсимэ и дала ей совет не поддаваться уговорам и уловкам царя, сохранять свою веру, хранить целомудрие.

За это девушки были казнены около 301 (или 314) года. Как невинно погибшие, впоследствии они были приравнены к святым.

Перед входом в монастырь попадаешь в арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.









Он был пристроен в конце XVII в. В нем кроме надгробий сохранились и настенный фрески.











Я всегда под присмотром:)





Из притвора прошла в сам храм. Лучи солнца слабо проникают в храм, и в нем очень темно. Пока я стояла и разглядывала убранство, ко мне подошел священник и сказал, как пройти к мощам святой Гаянэ.





Оказывается, чтобы попасть к раке нужно спуститься вниз  справа от алтаря. Мощи святой Гаяне покоятся в южном приделе храма, рядом с алтарной апсидой.



Из истории храма известно, что храм был основательно перестроен в 630 г. католиксом-халкидонитом Эзрой, и стал вроде бы первым халкидонским (православным) храмом той эпохи. Архитектурно храм представляет собой редкий случай купольной базилики.



Является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Храм построили не в традиционной к тому моменту форме тетраконха, а соорудили специальные подкупольные столбы - примерно как в грузинском Цромском соборе, построенном в те же самые годы. Отсюда в Армении пошла технология подкупольных столбов. Здесь заключена одна из больших загадок закавказской архитектуры - почему именно в этот момент возникли подкупольные столбы, и кто их придумал первый.





Поэтому прямоугольное помещение церкви святой Гаянэ изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающегося на стройный восьмигранный барабан.

В 1652 г. он был капитально обновлен, а в 1683 г. к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи - изящные звонницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII в. на рождение Христа.

Храм пережил землетрясение 1679 г.

В 80-х гг. XIX в. были построены затворы с жилыми комнатами по обе стороны к западу от церкви.

Если внимательно присмотреться к стенам храма, то можно рассмотреть следы многочисленных следов пуль на его фасаде. Вероятно, это отметилась турецкая армия в 1918 г.



От храма Св. Гаянэ пошла в кафедральный собор Эчмиадзин.



святая гаянэ, горы, travel, монастырь, orthodox, христианство, armenia, православие, архитектура, арарат, ной, путешествие со смыслом, путешествие, армения, mountans, эчмиадзин

Previous post Next post
Up