Три сосны Кировлеса... Может хватит там уже блуждать?

Jul 21, 2013 22:08

Пару дней назад я пообещал постоянным завсегдатаям своего блога высказать своё мнение по делу Алексея Навального, которое стало для меня интересным после вынесения реального (а не условного) наказания судом первой инстанции.
Что же, полагаю, пришло время выполнить это обещание, пусть и для кого-то это мое действие может оказаться неприятным. Однако, я должен всё же высказать свою позицию по этому достаточно неоднозначному для публики делу и снабдить её собственными комментариями.
Сразу заявлю, что моей целью не является навешивание или снятие каких-либо ярлыков. Хотя, стоит заметить, что политик-Навальный в вопросе навешивания ярлыков первый открыл "сезон охоты" и этим сам себя, по сути, лишил права апеллирования к морали, оставшись один на один с законом.
Мы же права посмотреть на "три сосны Кировлеса" с моральной точки зрения не лишены, поэтому я попытаюсь взглянуть на "дело Кировлеса" несколько более широко, чем смотрят на него правоохранители, поскольку мой взгляд не ограничен рамками УПК и УК РФ.

Для офрмирования своего взгляда я использовал сайт с материалами уголовного дела и различными экспертизами этого дела http://kirovfacts.ru/ , а так же информацию из нескольких блогов:
http://politrash.ru/917/
http://navalny.livejournal.com/
http://oleglurie-new.livejournal.com/92126.html
http://sporaw.livejournal.com/116276.html - переписка Навального и Офицерова

Итак, во первых, надо (для тех, кто не знает, а знают далеко не все) сказать, что уголовное дело, которое рассмотрел кировский районный суд, заведено было по фактам реализации лесопродукции КОГУП "Кировлес" (государственным унитарным предприятием) в период с мая по июль 2009 года, т.е. около 2-х с небольшим месяцев.

Во-вторых, из опубликованной в открытом доступе прослушки бесед Навального о Офицерова следует, что ситуация вокруг КОГУП "Кировлес" была намного более сложной, чем это следует из приговора суда. Т.е. далеко не всё было там под контролем Лёхи Навального, были и другие, кроме Опалева, Офицерова и самого Навального, действующие лица. Например, руководители филиалов КОГУП - директора лесхозов.

В-третьих, пытаться оценить моральность поведения сторон в данном деле только с точки зрения их доводов в процессе неперспективно, поскольку в суде стороны используют лишь юридические аргументы, подтвержающие собственную позицию без ухудшения своего положения.
Например, когда судят кого-то за мошенничество, подсудимый не будет защищаться аргументами, что в момент вменяемого ему мошенничества он на самом деле грабил банк, насилова и убивал.

Итак, посмотрим, учитывая вышесказанное, на аргументы сторон обвинения и защиты:

[Spoiler (click to open)]1) В суде обвинение доказывало, что Навальный лично создал преступную схему и в рамках этой схемы руководил действиями директора ООО "ВЛК" Офицерова.

Защита же пыталась доказать, что Навальный не имел никакого отношения к деятельности ООО "ВЛК" и поэтому не может считаться главой преступной группы лиц.

Полагаю, что факты, приведённые тут наглядно показывают, что Алексей Навальный имел прямое отношение к работе ООО "ВЛК" и конкретно к реализации этой компанией договора № 01/2009 между ней и КОГУП "Кировлес".
Впрочем, из этого абсолютно сейчас доказанного факта вовсе не вытекает автоматически то, что Лёха был создателем и руководителем преступной группы и совсем не ясно, из какого количества лиц эта преступная группа состояла, если таковая группа и существовала когда-то.

2) В суде обвинение доказывало, что созданная Навальным и Офицеровым ООО "ВЛК" была фиктивной прокладкой, а поэтому договор между ООО "ВЛК" и КОГУП "Кировлес" не может рассматриваться, как юридически правомерный и должен быть признан ничтожным. Из этого неизбежно вытекает, что руководители ООО "ВЛК" Офицеров и командующий им Навальный по-сути незаконно получали лесоматериалы КОГУП "Кировлес" и занимались их растратой.
Прошу заметить, что речь идёт не про растрату денег в сумме бухгалтерской задолжности ВЛК перед Кировлес в размере около 3 млн. рублей, а про растрату всей полученной ВЛК от Кировлеса лесопродукции на сумму 16 млн. рублей, так как к моменту заведения уголовного дела лесопродукции в натуральном виде на балансе ООО "ВЛК" не было.

Защита Навального и ОФицерова доказывала, что действия ООО "ВЛК" были обычным бизнесом и основывались на формально юридически законном договоре между ВЛК и Кировлес, на формально правильно оформленных документах, подтверждающих передачу товара, а так же на фактах оплаты ООО "ВЛК" в адрес КОГУП "Кировлес" за полученную от него продукцию (как известно из Гражданского Кодекса факт получения оплаты за товар является признанием продавцом законности сделки, а факт производства оплаты за товар является признанием покупателем законности сделки).

Обвинение же настаивало на том, что договор между ВЛК и Кировлес не может рассматриваться в рамках гражданско-правовых взаимоотношений, так как бизнес был фиктивный, поскольку в рамках цепочки Кировлес -> ВЛК -> конечный потребитель не создавалась дополнительная добавленная стоимость, а лишь произошло частичное перераспределение уже созданной Кировлесом добавленной стоимости к дополнительному звену ОО "ВЛК".

Итак, ключевой спор между обвинением и защитой Навального состоит в том, была ли создана компанией ВЛК, возглавляемой Офицеровым, дополнительная добавленная стоимость? А так же, была ли эта созданная дополнительная добавленная стоимость больше, чем стоимость перераспределённая от КОГУП "Кировлес" к ООО "ВЛК" ? Ведь, по сути дела, именно это отличает бизнес от криминальной схемы.
К сожалению, мне не удалось найти ответов на эти вопросы, обличённых в какую-то цифру даже в  экспертном заключении правозащитников из "Агоры" . Там указывается лишь то, что среди покупателей ООО "ВЛК" были как компании, которые ранее покупали лес на прямую в КОГУП "Кировлес" ( 6 компаний ), так и новые контрагенты в количестве 10 штук. Странно, что эксперты "Агоры" так скурпулёзно (до копеек) подсчитавшие задолжность ВЛК перед Кировлесом и разницу стоимости леса при реализации его шести бывшим контрагентам Кировлеса ( 589 110,87 рублей ) не удосужились подсчитать дополнительную добавленную стоимость или объём расширения рынка сбыта продукции в денежном измерении, что не может не казаться странным.
Впрочем, я сам попытался выяснить объём реализации леса через ВЛК традиционным контрагентам Кировлеса, поделив приведённую экспертами сумму в 589 тысяч рублей на среднюю наценку посредника в 7,4% (которая то же указана в заключении "Агоры" ) и получил сумму 7 960 946 рублей, т.е. примерно половина всего оборота ВЛК по договору с Кировлесом в 16 млн 828 тысяч рублей !
Можем ли мы допустить, что Офицеров и Навальный реально нашли новых покупателей кировского леса? Я полагаю, что да, можем это допустить.
Можем ли мы сказать, что прибыль увеличения объёма реализации КОГУП Кировлес превысила убыток от потери части прибыли постоянных клиентов, ушедших к ООО ВЛК ?  Тут, я думаю, что ответ должен быть отрицательный.
В лучшем случае, ИМХО, найденные возможно ВЛК новые клиенты лишь сделали для Кировлеса работу через посредника, гордо именующего себя "диллером", юридически нулевым бухгалтерским результатом. Если же учесть задолжность ВЛК перед Кировлесом в 18% от оборота (кстати, странно совпадающую с размером НДС??? ), которую в связи с отсутствием у ВЛК каких-либо активов абсолютно невозможно истребовать даже через суд, то финансовый результат для КОГУП Кировлес от "диллерства" ООО "ВЛК" будет явно отрицательный.

Таким образом, вопрос от наличии и достаточности создаваемой ООО "ВЛК" добавленной стоимости остаётся пограничным и неоднозначным. Наверное, в том числе и поэтому арбитражный суд и внешний управляющий КОГУП Кировлес не выдвигали претензий по поводу фиктивности договора № 01/2009 .

Однако, в рамках уголовного процесса судом рассматривается не только формально-документально-финансовая  сторона вопроса, но и другие доказательства по делу. И тут чаша весов Фемиды явно оказывается не за господ Навального и Офицерова.
Во-первых, бывший генеральный директор Кировлеса Опалев свидетельствует о том, что подписал договор с ВЛК, войдя в преступный сговор с Навальным и Офицеровым под давлением и угрозами Навального, представленного губернатором Белых своим советником и доверенным лицом.
Во-вторых, суду становится доступна расшифровка переговоров Навального и Офицерова, где те обсуждают противодействие местным кировским аудиторам (к этой теме я ещё вернусь!) , а так же возможность получить контроль над всем КОГУП Кировлес в результате готовящегося банкротства компании, назначив туда Офицерова неким "кризисным управляющим".
В третьих, следствие представляет суду документы, свидетельствующие, что Навальный лоббировал предоставление ООО ВЛК эксклюзивного права на торговлю лесоматериалами, производимыми КОГУП Кировлес.

Теперь отвлекитесь от политики и поставте себя на место судьи или даже следователей. Перед вами лежат собранные по делу доказательства, явно свидетельствующие о том, что несколько граждан создали преступную схему, хорошо попадающую под статью УК РФ о растрате. Кроме этого, один преступник сознаётся в содеянном и указывает на руководителей (вспомните известные вам детективы, когда следователь раскалывает подозреваемого угрозой того, что тот при молчании пойдёт "паровозом"!) , а два других вероятных преступников, на которых уже полученны закрепляющие документальные свидетельства показания, не только упорствуют в отрицании факта преступления, но и открыто занимаются моральными обвинениями и дискредитацией суда и стороны обвинения.
Каковы будут в таком случае ваши действия? Полагаю, что любой на месте кировского судьи постарается дать по максимальной планке таким обвиняемым, что бы было неповадно унижать институт суда.


Ну что, читатель? У вас есть ещё сомнения в юридической законности и жизненной логичности данного приговора?
Есть на сновании того, что в рассматриваемом уголовном деле много "тёмных пятен" и неясностей? Однако, вам не кажется, что в "притягивании за уши" доказательств тут сторона защиты не только не отстала от стороны обвинения, но и, наоборот, многократно превзошла своих процессуальных противников.
Вот о таком странном поведении защиты и обвиняемых в процессе я бы и хотел поговорить в следующей части свего анализа. Как вы думаете, что или кто заставляет господ Навального и Офицерова ограничиваться общими и неконкретными доводами, выбирать линию своей защиты путём организации общественного давления и старательно прятать конкретные концы в воду? Кого или чего они боятся?

Навальный, закон, суд

Previous post Next post
Up
[]