Чтобы платить рабочим зарплату вовремя, фермер из Башкирии… напечатал свои деньги 25 Декабря 2011 18:42«Шаймуратики» с удовольствием принимают в окрестных магазинах [фото, видео, обсуждение] Подробнее »Вот так, не дождавшись от либарально-монетаристкого ЦБ адекватной финансовой политики российская глубинка сама взялась решать свои проблемы, привлекая на помощь лучшие экономические умы ушедшего времени. Нет, не Егора Гайдара! Его бы, я полагаю, если бы поймали, то мелко нашинковали в какой-нибудь деревенской молотилке. Привлекли труды реальных экономистов, у которых были мозги!
ГЛАВНЫЙ БАНК - В ЯЩИКЕ СТОЛА
Чтобы понять глубинный смысл такой денежной реформы, вам придется сначала прочитать небольшую лекцию об экономике фермы. Так вот, ни для кого не секрет, что наличных денег в сельском хозяйстве большую часть года нет, а практически весь свой доход фермеры получают осенью, когда собирают и продают урожай. Но кушать крестьянам хочется всегда. Поэтому на селе очень часто берут продукты в долг.
Эта стандартная схема выглядит так: идет крестьянин в магазин, берет там хлебушек, а поскольку денег у него нет и в ближайшее время не будет, то его покупку записывают в тетрадочку. Мол, Иванов, буханка хлеба и бутылка водки - по одной штуке на столько-то рублей. А уж потом, когда в колхоз приходит зарплата, крестьянин идет и раздает все свои долги.
Схема настолько же старая, насколько неудобная, потому что крестьяне бывают как честные, так и не очень, а долг из тетрадочки, кроме закорючки-росписи мужика, ничем не подкрепляется. А потом ходи и доказывай, что это именно он каждый день покупал хлеб. Поэтому Артур Нургалиев от нее отказался и напечатал свои фирменные «товарные талоны». Официально «шаймуратики» называются именно так. Всего - на 600 тысяч рублей.
- Вот они какие, сто, пятьсот, тысяча… - Артур достает пачки «шаймуратиков» из «главного банка» - ящика своего стола. Все банкноты разного цвета и имеют защиту - печать предприятия. - Если бы государство обеспечило нас наличными, никакие «шаймуратики», наверное, не были бы нужны. Вот допустим, я уже месяц жду субсидии на молоко. Если бы они поступили, как обещали, в ноябре, у меня были бы наличные деньги.
- А люди не копят их про запас?
- Есть одна фишечка - каждый месяц стоимость каждого куска бумаги уменьшается на 2%. Вот здесь написано «тысяча», но это уже 860 рублей. График старения на каждой купюре есть, всегда посмотреть можно. Это нужно, чтобы деньги не залеживались.
Когда приходит счастливый день зарплаты, каждый работник «Шаймуратово» имеет право выбора - взять все деньгами (а по причинам, которые я описал выше, это означает, что зарплата может отложиться на некоторое время) или попросить часть «шаймуратиками». Отоварить их можно здесь же - на складах родного предприятия, в магазинах компании, а также в некоторых частных магазинах. С их владельцами Артур Нургалиев заключил договор: они принимают у населения «шаймуратики», а потом возвращают их на ферму уже за наличные или за товар.
- Что такого, я постоянно беру, - говорит мне заведующий одной из ферм хозяйства Мансаф Аминов и достает из кармана целую пачку «шаймуратиков». - Обычные деньги ведь могут и задержать, а эти - нет! А в магазине разницы никакой. Что той бумажкой рассчитаться, что этой.
Фото: Станислав ШАХОВ
Итак, пока московские банкиры и прикрывающая их либерально-монетариская политическая элита отмывают бабло в офшорах и жмут руки своим заокеанским покровителям по различым Давосам, российская глубинка читает труды классиков экономической мысли и внедряет их у себя так, как может...