За пределами петлевой квантовой гравитации 21. Чёрные дыры и проблема сингулярности

Dec 17, 2020 00:27

Начало здесь.

ГЛАВА 10. КВАНТОВЫЕ ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ

"Черных дыр в нашей Вселенной очень много. Это области, в которых пространство настолько искривлено, что замыкается на себя, а время замирает. Как уже говорилось, они образуются, когда звезда сжигает весь доступный ей водород и коллапсирует."

"То, что попадает в черную дыру, никогда не выходит ( Read more... )

Ровелли, кванты, гравитация, время, пространство

Leave a comment

Comments 22

lj_frank_bot December 16 2020, 17:28:12 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Космос, Наука.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


sspr December 16 2020, 17:59:33 UTC
Немного не в тему, но вот вопрос, если вместо Солнца поместить на его место черную дыру с той же массой, для планет ничего же не изменится, только будет темно и не будет солнечного ветра.

Reply

vida_louca December 16 2020, 18:15:39 UTC
Формально всё будет так, как Вы говорите, только бы радиус "Черной дыры" не превышал радиус Солнца. Мне лень делать оценки на этот счёт. Если радиус "дыры" достигнет планет, такая система может оказаться неустойчивой, и "дыра" поглотит все планеты или их часть.

Но по моим (фантастическим) представлениям "черная дыра" - это собственное вращение пространства и никакого поглощения планет не будет. Они действительно будут вращаться в полной темноте. Где-то в космосе, кажется, уже существуют такие планетные системы без звёзд.

Reply


sl_lopatnikov December 16 2020, 18:10:08 UTC
Кроме того, вы видели, чтобы нагретые и светящиеся тела теряли свою массу при излучении?

Конечно ДА, видели! При термоядерном взрыве. про дефек массы слышали? Примерно четверть дефекта массы образуется из-за уноса энергии излучением.

Reply

vida_louca December 16 2020, 18:29:18 UTC
Не думаю, что на поверхности черной дыры могут происходить термоядерные реакции. Там просто граница пространственно-временного горизонта, да и плотность частиц может оказаться маловатой.

Но я не имел в виду термоядерную реакцию вообще в тексте поста. В моём представлении термо- и другие ядерные реакции происходят с превращением и последующим переносом квантов действия из одного пространства (ядерного) в другое (электромагнитное). Тут - да, масса теряется и превращается в излучение фотонов (и других частиц). Но у Ровелли ничего такого нет. Его планковские объёмы - элементы его дискретного пространства ни во что превращаться не могут.

Reply


vadperez December 16 2020, 18:13:08 UTC
можно начать переводить?)

Reply

vida_louca December 16 2020, 18:44:27 UTC
Да, в принципе. Уже немного осталось.

Есть желание по-новой пройтись по уже написанному, подсократить оригинальные цитаты, увеличить и переписать авторский текст в более академическом стиле. Часть начальных постов я уже переписал в таком виде.

Ещё меня беспокоит, не будут ли ущемлены авторские права Ровелли при таком обилии цитат из его книги? Вроде бы нет, но хотелось бы проконсультироваться со знающими людьми. Его цитаты очень важны для полного изложения. Они придают интригу и живость повествованию, объясняют тонкие физические моменты несколько с другой точки зрения. Иногда - полностью противоположной.

На мой взгляд пока всё складывается удачно для того, чтобы заинтересовать читателя и объяснить собственную точку зрения.

Reply

vadperez December 16 2020, 19:01:59 UTC
Хорошо:)

одно "но": текст-полемика всегда направлен против одного произведения. когда-то в ранние времена такие произведения являлись неким штандартом, разрушив которое можно было признать побежденной точку зрения которое оно представляло.

Сейчас скорее приходится сражаться с многоголовой гидрой. Дискуссия с одним произведением лишь с очень большим трудом может повлиять на погоду. Отчасти платформа помогает, но в тексте должны быть ссылки. Особенно на интерпретации результатов полученных в современных статьях, и которые еще не попали в книги и учебники.
Впрочем это тянет уже на задачу-максимум.

Reply

vida_louca December 16 2020, 19:06:42 UTC
Да, последнее тянет на задачу-максимум. К которой всё может потихоньку перемещаться, но скачками (квантовыми:-).
Но даже в том виде, как получилось, меня очень радует. Это - определённый шаг вперёд.

Reply


tretiykon December 16 2020, 23:36:35 UTC
"Однако бесконечности дифференциального исчесления вытекают из лежащего в ее основании допущения о бесконечной делимости пространства и времени. Например, для расчета производной, как учит нас Ньютон, деление на бесконечно малый интервал времени приводит к бесконечности. Именно поэтому мы получаем бесконечные результаты."

"Если же принять во внимание квантовую гравитацию, эти бесконечности исчезают. Причина очевидна: время не бесконечно делимо, соответственно, существует минимальный интервал времени и для вычисления производной не нужно делить перемещения на бесконечно малый интервал времени. Зернистая, дискретная структура пространства и времени преодолевает трудности дифференциального исчесления, исключая бесконечности, которые так ему досаждают."

Reply

vida_louca December 17 2020, 04:12:48 UTC
Вы увидели неправильный перевод на русский с английского оригинала? Но так перевёл редактор книги, а я не уточнял перевод, поскольку у меня нет под рукой оригинала. Даже в таком виде, как мне кажется, русский текст не искажает физического смысла сказанного.

Если это всё-таки оплошность переводчика, я благодарен Вам за указанную неточность.

Reply

tretiykon December 17 2020, 13:07:51 UTC
Нет, просто если применить такие же рассуждения как в книжке, то можно сказать что при вычислении производной возникают бесконечности и исчисление противоречивый раздел математики, но проблема решается в дискретном пространстве.

Reply

vida_louca December 17 2020, 13:31:15 UTC
Понятно.
То-то я вижу, что слова другие, а смысл остаётся тот же самый.-)

Reply


Leave a comment

Up