За лакомые территории московских овощных баз началась опасная война
События в Бирюлево остро поставили не только проблему нелегальной миграции. Стало очевидным, что иные овощебазы столицы, по сути, превратились в белые пятна, где закон слеп и глух. Когда возбужденная толпа после убийства Егора Щербакова дружно пошла громить ворота «Покровской» плодоовощной базы, расположенной в Западном Бирюлево, многие аналитики заподозрили существование третьей силы, пытавшейся под шумок заняться здесь переделом собственности. Обычно глухая к многолетним жалобам граждан правоохранительная система вдруг в унисон оперативно провела рейды, деятельность овощебазы была приостановлена, есть задержанные лица…
Но если бирюлевские события всё же можно списать на ЧП с убийством молодого человека и фактами организации незаконной миграции, то «параллельный процесс» с «Перовской» плодоовощной базой, многие годы специализирующейся на долгосрочном хранении овощей для жителей Москвы, вызывает сплошные вопросы.
Как известно, основной ценностью базы «Перовское» в глазах бизнеса, который специализируется на поглощениях и, скажем прямо, разорениях предприятий, является очень удобная для элитной застройки земля - это 7 гектаров, расположенных между Петровским и Кусковским парками. На базу «Перовское» и ее территорию давно положила глаз некая кипрская компания «Mistralo Commercial Ltd», которая с 2006 года стала скупать акции базы. По некоторым сведениям, офшор действовал в интересах бизнесмена азербайджанского происхождения Якова Якубова. В начале 2000-х кипрский игрок был соучредителем фирмы «Корона К» - одной из компаний, близких к этому предпринимателю.
Однако при прежнем мэре Москвы на собравших восемь процентов акций претендентов на лакомую овощебазу, департамент имущества Москвы (владел 48,99% компании) не поддержал. Думается, в какой-то мере из-за крепко отлаженной системы заготовок овощей для москвичей по договорам с сельхозпроизводителями. Тем более, что в последние годы базой руководила Надежда Яшина, имевшая большой опыт работы в ЗАО «Куйбышевское», которое для Москвы являлось эталоном по организации овощехранилищ. Но времена меняются, и теперь Департамент городского имущества, похоже, стал действовать в унисон с кипрским оффшором.
12 августа с.г. овощебаза «Перовское» была силой захвачена при содействии крепких охранников одного из московских ЧОПов, сотрудники базы выгнаны, а вместо Надежды Яшиной был посажен в кресло руководителя ОАО «Перовское» некий г-н Евгений Махов, которого, как пишут СМИ, уже не в первый раз назначают зиц-председателем захваченных фирм. Интересно, что в споре с трудовых коллективом (тоже владельцем акций), поддержавшим Яшину, «новое руководство» ОАО «Перовское» представлял юрист кипрской компании, за которым многие видят деятельность Якова Якубова.
Заметим такой момент: подобные переделы собственности в Москве всегда сопровождаются демагогическими лозунгами о необходимости навести порядок на предприятиях того или иного профиля. Господин Махов сразу такой «порядок» и начал наводить: прежде всего им была сорвана плановая поставка овощей по договорам, ранее заключенным между базой «Перовское» и сельхозпроизводителями.
Но чудеса проявились даже не в этом. Когда арбитражный суд, куда обратился коллектив, постановил запретить исполнять инициированное оппонентами решение собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий Надежды Яшиной, как генерального директора, ей так и не удалось вернуться в свое кресло. На базу ее не пустили, несмотря даже на то, что у нее на руках была бумага об исполнительном производстве. Более того, Яшину практически на следующий же день обвинили в том, что при попытке пройти на овощебазу 66-летняя женщина кому-то дала пощечину, а правоохранители, не реагировавшие ранее на жалобы о рейдерском захвате базы, оперативно возбудили против нее уголовное дело по ст. 213 ч. 2 (хулиганство, совершенное по сговору группой лиц)…
У экспертов не вызывает сомнения, что сейчас создаются надуманные барьеры, чтобы не допустить Надежду Яшину к руководству предприятием. Более того, против нее пошла обычная правоохранительная охота - изыскиваются любые изъяны, дабы не исполнить постановление арбитражного суда. А как иначе трактовать то, что следователи вдруг по «делу о пощечине» решают изъять бухгалтерскую отчетность и иную документацию в… ЗАО «Куйбышевское»? Эта база не имеет никакого отношения к «Перовской», но зато является предприятием, в котором Яшина значится одним из совладельцев. Чем, как не поисками любого компромата, можно объяснить действия следствия? Похоже, старый принцип «Был бы человек, а статью УК мы найдем» жив, хотя сколько насмешек было в свое время, когда, не найдя финансовых нарушений, рьяная милиция тут же обвиняла человека в незаконном хранении ружья или самогоноварении, а когда и это не подтверждалось - сажала его за «клевету» или драку с соседом…
При этом не чувствуется, что чиновники Москвы пытаются потребовать соблюдения закона от силовиков. Напротив, представляется, что им ближе интересы структур бизнесмена азербайджанского происхождения или кого-то другого, заинтересованного в переделе «под шумок» рынка овощепоставок.
Комментарий эксперта:
«В случае с базой «Перовское» мы наблюдаем опасную тенденцию, - прокомментировал ситуацию Президент Фонда «Реальная политика» Владимир Прохватилов. - Одновременное закрытие овощебазы в Бирюлево и фактический паралич деятельности «Перовской», а также, по моей информации, осложнения в работе некоторых других баз, могут сказаться на стоимости основных овощей в Москве, особенно таких ходовых, как картофель, лук, капуста, морковь, свекла. Голода, конечно, не наступит, но социально-политическую обстановку это может накалить. Ценовой удар ведь придется по основному электорату власти - пенсионерам и малоимущим. Что может толкнуть этих людей в объятия «белоленточных» и националистических протестов. Характерно, что эти негативные процессы происходят во время углубления кризиса управления, который в последнее время намечается в стране всё отчетливей.
Если вспомним, в 1963 году, чтобы убрать из власти Никиту Хрущева, во многих городах был искусственно создан дефицит необходимых продуктов - вплоть до сахара, хлеба, масла, что подготовило общественное мнение к фактическому перевороту. В любом случае, как говорил пожарный у Аркадия Райкина: товарищи шутят с огнем…
Текст подготовил Владимир ЯКОВЛЕВ
Оригинал статьи