О египтологии и вневременном - мое интервью для портала "Русская планета"

Aug 01, 2016 00:04


На портале "Русская планета" со мной вышло интервью о Египте -
http://rusplt.ru/society/intervyu-s-egiptologom-viktorom-solkinyim-27982.html
Вышло оно в сильно порезанном, если не сказать обрубленном виде. Самые важные мировоззренческие вопросы были убраны, а потому полная версия нашей беседы с журналистом Ильей Носыревом - ниже. Она много интереснее того, что по ссылке.



И.Н. - Виктор, многие люди думают, что египтология - это что-то не от мира сего, не имеющее интереса для современности? Для чего нужно популяризировать египтологию?

В.С. - Человеку свойственно задумываться о себе, заглядывая в прошлое, пытаясь вернуться к истокам. Древнеегипетская цивилизация - одна из древнейших на планете и ее наследие огромно. Климат нильской долины позволил сохранить до нашего времени очень много памятников: это и древнейшие папирусы с текстами, которые датируются 26 в. до н.э., содержимое гробниц царей и простолюдинов, грандиозная храмовая архитектура. Если же говорить не о памятниках, а об идеях, то это абсолютно сложившиеся жанры литературы, сложнейшее и очень интересное мировоззрение, размышления о человеке, его жизненном пути, судьбе, взаимоотношениях с богом, предками и потомками. Порой, если убрать из текста описания древних реалий и забыть, что ты переводишь с древнеегипетского, древние строки окажутся чрезвычайно понятными, актуальными, говорящими о неизменности человеческой природы, жизни, смерти, надежде. Не случайно, античность считала Египет страной мудрости, а многие идеи и мысли эпохи фараонов восхищали мыслителей эпохи Возрождения. Через них связь с Египтом сильна и у нас. Как говорил профессор Борис Тураев, один из основателей египтологии и вообще науки о Древнем Востоке в России, «какую бы область человеческой жизни Вы не взяли, исследуя ее истоки, вы непременно придете в Египет». Как такое может не заинтересовать? Ну и, конечно, Египет чрезвычайно красив: это не только профиль Нефертити в синем парике и инкрустированные глаза маски Тутанхамона, но и многие миллионы других памятников, переживших порой четыре-пять тысячелетий. В итоге, книги по египтологии у нас чрезвычайно востребованы, а на публичных лекциях люди часто стоят, когда не хватает мест. Это любому специалисту, конечно, приятно.

И.Н.- Может ли история Древнего Египта чему-то научить нас, современных людей?

В.С.- Думаю, что да. Прежде всего - терпению и мудрости. История Древнего Египта знала множество войн, когда сам Египет становился центром «империи», либо, наоборот, его завоевывали соседи. Но в этом сложном процессе вообще не было места религиозным войнам, преследованиям человека по признакам иного мировоззрения. В древности божества народов Средиземноморья в случае слияния культур отождествлялись друг с другом, в итоге культуры обогащались. Грек приходил в храм богини-матери Нейт и видел в ней другой лик своей богини Афины, перенимая потом в иноземном храме знания, опыт другого народа без идеологического отторжения иного. Увы, все это было уничтожено в начале Средних веков, когда древние библиотеки жгли, а ученые становились объектом атак религиозных фанатиков. Кроме того, многотысячелетняя история Египта выработала в его народе умение терпеть, ждать, не бросаться в крайности и избегать, по мере возможности, кровопролития. Это очень важная черта, которая передалась и современным египтянам в большинстве своем, далеким, например, от религиозного экстремизма и нетерпимости. Удивительно, но отчасти именно исторический опыт помог Египту малокровно пережить события т.н. «арабской весны», максимально защитить памятники культуры силами общества и не скатиться в междоусобный кошмар. История учит.

И.Н. - Египет начали изучать раньше, чем прочие древние цивилизации, и у обывателя сложилось представление, что ничего принципиально нового в этой области открыть невозможно. Можете ли вы привести примеры каких-нибудь важных открытий в египтологии, которые были сделаны в последние годы?

В.С. - Нет, Египет открылся Европе не сразу, гораздо позже античности. Память о Египте, безусловно, всегда существовала, доходя порой до анекдотов, когда, например, монах Нанни из итальянского городка Витербо услужливо составил родословную для папы римского Александра VI Борджиа, в котором подробно и «правдиво» повествовалось о том, как его род восходит аж к самому египетскому богу Осирису и его супруге Исиде! «Быть египтянином», т.е. быть приобщенным к некой тайной, божественной мудрости было почетно вне зависимости от конфессии. Поздние египетские религиозные и мистические тексты переводились в Венеции и Флоренции с арабского, на который их ранее перевели арабские алхимики и хронисты. Но это все были, конечно, осколки знаний о Египте. Первооткрывателем «чуда на Ниле» для Европы стал Наполеон Бонапарт и ученые из его свиты, высадившиеся в Египте в 1798 году. Военная кампания Бонапарта провалилась, а вот культурный подвиг, наоборот, был совершен, и вскоре египетская тема стала чрезвычайно популярной в Европе. Это дало почву для великого француза Жана-Франсуа Шампольона, который в 1822 году положил начало дешифровке египетского иероглифического письма, после чего надписи на стенах храмов и гробниц «заговорили». Любопытно, что Россия узнала о Египте раньше. Первые упоминания о русских путешественниках в землю «златострунного Нила» датируются 14 веком, позже жанр «Хождений» был чрезвычайно популярен в просвещенной Московии. В прошлом году исполнилось 200 лет старейшей отечественной коллекции древнеегипетского искусства, новую экспозицию которой я курировал в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского. Там есть памятники, сопоставимые с египетскими шедеврами лучших европейских собраний. В этом году мы отмечаем 160-летие первого русского профессионального египтолога - Владимира Голенищева, блестящего переводчика, знатока текстов, удачливого собирателя памятников египетского искусства.
Открытий делается много каждый год благодаря прекрасному диалогу массы международных миссий, работающих в Египте с египетскими коллегами из Министерства по делам древностей. Приведу два примера. В 2013 году близ древнего порта на Красном море французско-египетской миссией были найдены древнейшие египетские папирусы с текстами эпохи царя Хуфу - строителя Великой пирамиды в Гизе. Чиновник Мерер отчитывается в них о том, как шла поставка блоков камня на строительство пирамиды, как была организована система трудовых отношений. Описаны три месяца работ. Напомню, это 26 век до н.э. и сейчас этим бесценным свидетельствам посвящена особая выставка в Египетском музее в Каире. Другое открытие: некрополь строителей города Ахетатона - столицы знаменитого царя-реформатора Эхнатона и его супруги Нефертити. Это бедные могилы, обнаруженные в пустыне британцем Барри Кемпом, в которых лежат не просто плохо забальзамированные останки погибших рабочих, а история страшный цены, которой заплатил Египет за мечту своего царя о новом «городе Солнца». Ценность находки для антропологии чрезвычайно велика - мы многое узнали о рационе, болезнях, продолжительности жизни, народных культах древних египтян 14 века до н.э. Увы, на русском языке эти открытия освещались очень мало. В России вообще часто охватывает грусть, когда смотришь на грязные витрины египетских залов крупнейших музеев. Кризис налицо, зарубежная литература почти не переводится из-за алчности издателей, качественную научно-просветительскую работу ведут единицы. Притом, повторюсь, что тема Египта в нашей стране очень востребована.


И.Н. - Египет уже более века служит мишенью для лжеученых, вещающих (в том числе по телевизору), что пирамиды были построены инопланетянами. Между тем, насколько я понимаю, в строительстве пирамид наблюдается постепенное совершенствование технологий: от мастабы - к ступенчатой пирамиде Джосера, от нее - к геометрически правильным тетраэдрам. Можно ли привести другие аргументы, доказывающие, что пирамиды строили сами египтяне?

В.С. - Вопрос скорее в другом: хотят ли видеть массу доказательств малообразованные шарлатаны, получающие от своих баек про «працивилизацию» или «фрезу» в Египте большую прибыль с доверчивых людей? Нет, конечно. Для примера возьмем многострадальные пирамиды Гизы. Многолетние исследования американского археолога Марка Ленера выявили здесь и некрополи строителей комплекса, и каменные разработки, и орудия труда и даже фундаменты огромных амбаров с остатками провизии и системами конвейерного хлебопечения! Прибавим к этому письменные документы о снабжении великой царской стройки провизией, биографические надписи архитекторов и его помощников, пометки с именами царей на камнях, из которых построена пирамида, причем на тех гранях, которые были обращены внутрь кладки. Вспомним еще подробные описания арабских хронистов того, какое именно царское погребение, с какими предметами были найдено в Великой пирамиде в 9 веке халифом Аль-Мамуном и, конечно, преемственность форм в архитектуре пирамид, о которой Вы вспомнили. Все это - колоссальный фактический материал, хорошо известный за рубежом и недостаточно хорошо - в России.
Понятно, что вокруг экзотических тем шарлатаны были всегда и будут впредь, однако печально, когда россказни про Атлантиду и тому подобное идут не из уст «экспертов» желтой прессы или соответствующих каналов телевидения, а в фильмах, которые иногда транслирует государственный канал «Культура». Это - невероятный позор. Впрочем, мое лично мнение заключается в том, что тот, кто хочет найти правду, найдет ее несмотря ни на что. Другое дело, что для этого необходим более активный контакт научного сообщества с миром, меньший градус спеси среди ученых, масса публичных лекций, написанные доступным языком новые книги. Именно для того, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, мы с единомышленниками учредили в 2012 году первую в стране открытую библиотеку по египтологии, которая работает в Москве, как отдел замечательной Библиотеки им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО. В основе фонда - личное собрание книг великого русского египтолога Олега Берлева и его супруги Аллы Еланской - выдающегося специалиста по египетским христианам - коптам. Сегодня это - более пяти тысяч изданий на шести языках, начиная от уникальных фолиантов 18 столетия и завершая новейшей научной литературой. Спасибо неравнодушным читателям и меценатам, которые позволяют регулярно пополнять библиотеку. Любой может прийти, взять книгу, начать искать ответы на свои вопросы.

И.Н. - Каковы на ваш взгляд, главные «белые пятна» истории Египта? Что важного об этой цивилизации мы не знаем и, возможно, уже не узнаем?

В.С. - Конечно, в истории Древнего Египта больше привлекают периоды расцвета цивилизации - т.н. Древнее, Среднее и Новое царства, а также Позднее время. Памятники этих эпох поражают воображение, а письменные и материальные источники, с которыми придется работать исследователю, чрезвычайно многообразны. Однако не стоит забывать про сложные, изобилующие «белыми пятнами» т.н. «переходные периоды» между этими эпохами. Это периоды смут, противоречий, а порой и своеобразные «котлы культур», когда на берега Нила приходили иноземные завоеватели, вместе с бедами приносившие Египту изобретения, технологии и опыт из других земель Древнего Востока. Работа с этим материалом может быть чрезвычайно интересной и плодотворной, однако она требует очень серьезной профессиональной подготовки и больших знаний. Немало «белых пятен» и в истории становления египетской государственности, несмотря на то, что мы много о ней знаем - археологический материал огромен. Что-либо прогнозировать я не берусь, напомню лишь, что каждый год дает огромный объем нового материала и эти данные могут многое изменить в нашем представлении о том или ином аспекте истории и культуры Египта. В качестве примера того, насколько быстро обновляются наши знания о, казалось бы, такой отдаленной эпохе, вспомню, как я готовил научную редакцию великолепной книги британского египтолога Николаса Ривза, посвященной времени правления фараона Эхнатона. Оригинал книги увидел свет в Лондоне в 2001 году. Новую редакцию, по которой делался русский перевод, автор сделал в 2005-м. Мне, выпуская книгу в России два года тому назад, пришлось дополнить ее более чем тремя сотнями комментариев. Из них больше половины было необходимо для того, чтобы дать читателю новую, актуальную информацию, которая накопилась за девять лет с момента выхода этого прекрасного исследования, текст которого нужно было уже уточнять. На этом фоне очень грустно, когда в ряде ведущих российских ВУЗов продолжают пичкать студентов именами великих мэтров первой половины 20 века, забывая напомнить, что это уже история науки, а вовсе не актуальная наука. Болезни почти поклонения «мэтру» и подчинения мнению «цеха» у нас вообще чрезвычайно распространены, с ними надо бороться.

И.Н. - Если верить классику австрийской школы экономики Карлу Поланьи, в Египте рыночная экономика занимала скромное место по сравнению с плановой - с системой распределения товаров, созданной фараонами. Как была организована экономика этого древнего государства?

В.С. - Все верно. Основными собственниками в Египте были царь, который понимался как владыка всего, что есть в стране, храмы, обладавшие гигантскими хозяйствами, а также пирамидные комплексы царей, которые в определенные эпохи были крупными экономическими единицами. Источники - многочисленные сохранившиеся тексты: отчеты, перечни, царские дарственные, другие архивные документы. Чтобы вы понимали размах, например, хозяйства крупнейших храмов, напомню, что согласно тексту т.н. «Большого папируса Харрис» (это свиток длиной 40 метров, который датируется 12 в. до н.э. и хранится в Британском музее), только при одном царе - Рамсесе III храмам страны было даровано 2954 квадратных километров пашни - т.е. около 15 процентов всей обрабатываемой земли страны, к которой прилагались почти 108 тысяч крестьян, мастеров, служащих. Дары в золоте и иных драгоценных материалах были колоссальными. Храмы и царское хозяйство были частью обширной и сложной сети обмена продукцией, на которой держалась экономика страны. На этом фоне бартерная рыночная экономика была вторичной. Напомню: полноценные деньги появились в Египте только в IV в. до н.э. для оплаты труда иноземных наемников в армии. До этого наряду с бартером активно использовались весовые меры различных металлов, чаще всего - в кольцах. Для меры веса существовали эквиваленты, называвшиеся «дебен», гарантом верности которых выступал сам царь. Совсем недавно, монтируя экспозицию в Воронеже, держал в руках уникальный для России памятник - выполненную из зеленого серпентина каменную гирю, согласно надписи на ней - весом в 20,5 дебенов, что соответствует нынешним 276 граммам. Гарантом точности веса на гире выписано имя могущественного царя Сенусерта III, при котором в 19 в. до н.э. был выпущен эталон.

И.Н.- Нам, современным людям, трудно понять многие египетские религиозные концепции. Почему, например, небо - это корова? Почему вместо одной души (как в большинстве религий) у египтян их было несколько? Можно ли, что называется, «на пальцах» объяснить читателю логику этих концепций - почему египтяне думали так, а не иначе?

В.С. - В отличие от нашего, мировоззрение древних египтян основывается не на единстве, а на совокупном множестве определений какого-либо явления. Небо - это и живот великой коровы, в облике которой богиня неба подняла ввысь ладью бога Солнца, и тело женщины - все той же богини Нут, - усеянное звездами и образовывающее небесный меридиан, и бесконечный поток небесной реки, проистекающей, как и Нил, из вод изначального океана хаоса Нуна. Все эти определения передают лишь часть понимания того, что такое небо и все они, по древнеегипетской логике, одновременно верны.
Древнеегипетские тексты чрезвычайно подробно описывают человека, вернее, девять компонентов, составляющих его сущность. Возможно, такая сложная система удивит европейский ум, но для представителя любой восточной доктрины это будет понятным, так как на Востоке понимание человека, как части вселенной, неразрывно с ней связанной, всегда было более глубоким, чем на западе. Там человек интересен как тот, кто в единстве с божеством творит мир и, если и не развивает его, то не дает скатиться в упадок. Интересна личность человека, его жизненный опыт, то, как он связан с потомками и предками. Всему этому в нынешнем западном «обществе потребления», которое привыкло все упрощать, доводить до простого гамбургера, вопреки изяществу сложной кухни, нет, к сожалению, места.
При фараонах считали, что человеческий разум - ограничен и не может вместить в себя истинное понимание сути вещей. В египетских сказаниях мудрец, обнаруживший книгу о тайнах мира, написанную рукой Тота - бога мудрости и магии, читает не предназначавшийся для него свиток и сходит с ума, не в силах постичь божественный замысел и осознать суть мира. Египетская религия - это генотеизм, т.е. сочетание представлений о едином предвечном творце и множестве богов, которые были созданы им в процессе сотворения вселенной. Возможно, для современного европейского ума это сложно, однако такая система исключала появление догм и противоречий, порождала чрезвычайный интерес к личному духовному пути каждого человека, который в итоге, если был зафиксирован, становился элементом общенационального культурного пространства.
При этом мифологичность мышления совершенно не мешала бурному развитию науки в храмовых школах. В Египте впервые еще в IV в. до н.э. предположили, что земля имеет форму шара, снаряжали экспедиции в тропическую Африку, чтобы понять, где находятся истоки Нила, составляли сложнейшие и чрезвычайно интересные астрономические и математические тексты. Особенно была развита медицина: египтяне впервые установили функцию сердца, проводили сложнейшие операции, делали зубные протезы и изобрели древнейшие тесты на беременность. Да, и своим календарем, который был заимствован римлянами, мы тоже обязаны им - египтянам. В своем прекрасном фильме «Агора», посвященном гениальной Гипатии - погибшей от рук религиозных фанатиков женщине-ученому и философу, которая жила в Александрии на рубеже 3 и 4 веков новой эры, режиссер Алехандро Аменобар поставил чрезвычайно точный и обидный для всех постскриптум, если не сказать приговор: «то, о чем она говорила, человечество вспомнило через полторы тысячи лет».

И.Н. - Древний Египет современные историки знают в основном благодаря захоронениям, и из-за этого в массовой культуре он ассоциируется в основном с мумиями, тенями - другими словами, со смертью. Был ли в действительности Египет настолько мрачным обществом? Насколько я понимаю, искусство Египта говорит как раз о жизнерадостности этого народа.

В.С. - Вы совершенно правы. «Культ мумий» придуман западом и, прежде всего, Голливудом, который так отреагировал на ореол мистики и тайны вокруг культуры Египта. Даже предметы погребального инвентаря зачастую просто пронизаны страстью к жизни, ведь египтяне мыслили жизнь земную, как часть «ахау» - бесконечно долгого срока существования человеческой сущности. Вспомните, в центральном зале-атриуме Египетского музея в Каире под стеклянным колпаком демонстрируются расписные, яркие полы дворца, по которым когда-то ходила Нефертити и ее предки - озеро, по берегам - заросли папируса и камышей, разлетающиеся в разные стороны утки, бегущие бычки, ныряющая в воде стаи рыб… это сама жизнь. Там же, в другом зале, - блок из припирамидного храма царя Усеркафа, который правил за тысячу лет до Нефертити. На нем - все те же изогнутые стебли папируса, на которых даже сохранилась изумрудно-зеленая краска, и на них - все разнообразие птиц, которые изображены древним художником так тщательно и совершенно, что ты словно слышишь птичий гомон в зарослях дельты Нила. На втором этаже этого же музея - обитый золотом наос - ящик для статуи божества, покрытый рельефными изображениями. На одном из них - все те же заросли, Тутанхамон, сидящий на табурете и целящийся в птиц из лука; перед ним - его юная супруга, дочь Нефертити - красавица Анхесенамон, привычным жестом протягивающая мужу стрелу. Все это просто наполнено жизнью, но, как это всегда бывает в Египте, имеет под собой скрытый смысл: птицы болот - это символическое изображение духов хаоса, которыми овладевает царь, поддерживая миропорядок, установленный богами в изначальные времена. Есть и совсем неожиданные примеры, полные юмора, когда, например, на отрезе кожи, хранящемся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, изображена сцена «ночи опьянения» - празднества Хатхор - богини любви. Совершенно обнаженный мужчина, который явно перебрал на празднике, пляшет, пытаясь привлечь к себе внимание, перед жрицей-арфисткой, сидящей со своим инструментом под сенью виноградной лозы - символа радости опьянения. Жрица совершенно бесстрастно перебирает пальцами струны, словно не глядя на нежданного «кавалера». И это, заметьте, 15 век до новой эры.

И.Н. - Повлияла ли недавняя смена власти в Египте на возможность вести там раскопки? Что-то стало сложнее?

В.С. - Египет прошел через годы больших испытаний и прошел их с честью. Заметьте, я намеренно говорю об этом в прошедшем времени, так как надеюсь, что все самое сложное - позади. Сохранена светская идеология страны, свергнут режим исламистов, очень многое понято и переосмыслено. Те, кто кричал про «плохое время» президента Мубарака, давно притихли, многое пережив. Я совсем недавно был в стране и радовался, видя свежеокрашенные фасады старинных домов и роскошную лужайку с подземным паркингом перед Египетским музеем. Да, жертв революции было много, но стоит посмотреть на Ливию, Ирак или Сирию, чтобы понять, мимо чего вполне мирно прошел Египет. Да, увы, были сильные грабежи археологических зон и хранилищ в провинции. В 2010 было похищено несколько десятков памятников из Египетского музея. Однако, большая их часть - возвращена, а дальнейшего разграбления не случилось потому, что молодые египтяне на трое суток, - самое страшное время смуты, - оцепили музей, держась за руки, подменяя друг друга. Также были спасены и великий Карнакский храм в Луксоре и Александрийская библиотека. В среде современных египтян понимание значимости древнего наследия страны очень велико, судить о египтянах исключительно по зоне красноморских курортов не стоит ни в коем случае. На какое-то время после революции археологические работы в Египте были приостановлены. Затем ситуация начала налаживаться, постепенно иностранные миссии вернулись на свои места, работа была продолжена. Сейчас в стране исследования ведутся на прежнем уровне. А кроме того готовится к открытию ряд амбициозных проектов, прежде всего, новый Великий египетский музей у подножия плато Гиза, созданный по последнему слову музейного дела. Открытие музея для посетителей ожидается в 2018 году, однако его реставрационные мастерские, хранилища, центры документации давно работают. Именно там вновь предстанет перед посетителями легендарная маска Тутанхамона и именно этот проект сами египтяне видят как лучшее доказательство того, что закон, справедливость и культура, по-древнеегипетски - «Маат», - все равно должны победить хаос.

(с) Виктор Солкин
(c) фото - Андрей Плаксин
(с) Илья Носырев, "Русская планета", 2016

интервью, профессиональное, египтология, Египет

Previous post Next post
Up