Египет и не только в Эрмитаже, или то, чему порадовались бы в ИГИЛ*

Jan 19, 2016 10:39



На прошлой неделе, читая лекции в Петербурге, конечно же, зашел в Государственный Эрмитаж. Я уже привык к тому кошмару, который творится в его египетском зале, где экспозиция не менялась с 1970-х, однако на этот раз увиденное превзошло все мои ожидания. По существу (см. фото):



Грязь в витринах египетского зала кошмарная. Для того, чтобы нормально посмотреть или, что еще сложнее, сфотографировать памятник, надо найти такой ракурс, в котором не будут видны ужасающие разводы грязной тряпкой по стеклам, которых, видимо, знаменитый музей не стыдится.

Сверху витрины вообще кошмарны: на них лежит уверенный слой пыли, сквозь который пробивается свет жутких, десятилетия тому назад устаревших светильников. Можно сколько угодно кричать о финансировании и т.д., но за такое отношение к экспозиции в Европе хранителя давно выгнали бы вон.



Свет кошмарен. На великих памятниках - статуе Аменемхета III, знаменитой статуе Клеопатры VII - одном из главных памятников Эрмитажа, его визитке, свет такой тусклый, что памятник смотрится просто черным силуэтом на фоне старых полотнищ цвета детской неожиданности.



Внутри витрин, в частности, за прекрасным бюстом рамессидского царя, по светлому, выгоревшему холсту - отпечатки грязных, испачканных в чем-то коричневом мужских пятерней. Это дико бросается в глаза, но, видимо, никому не стыдно.
Знаменитый памятник - триада вельможи Аменемхеба с супругой и матерью находится на выставке в Японии. Думаете, об этом говорит аккуратная табличка с указанием инвентарного номера экспоната и дат изъятия и возвращения? Отнюдь! Прямо на грязную, пятнистую стену ниши, где он стоял, криво наклеена бугристая бумажка с фотографией памятника, с указанием страны, где проходит выставка. Ни корректного названия памятника, ни дат, ни подписи А.О. Большакова - бессовестного, потерявшего всякий стыд хранителя-бракодела там нет.



Жесткие пластмассовые таблички с надписью «не трогать» стоят прямо на саркофагах царицы Нахтбастетру и ее сына Яхмеса, уродуя вид памятников и элементарно царапая поверхность. Думали ли подарившие их Лихтенбергские, что к их дару будет такое отношение?

В углу зала стоит электронный девайс, призванный просвещать публику относительно Египта и коллекции. Фактических ошибок - десятки, причем очень грубых. Например, знаменитый некрополь Саккара, оказывается, находится севернее некрополя Абусир. Это все равно что показать карту, где Питер изображен южнее Москвы! Авторы разработки египетского искусства не знают. И дело не только в том, что тексты дико примитивны и плохо написаны. Они памятники не знают. Знаменитейшая гробница царя Сети I (фото) выдается там за гробницу его внука Мернептаха. Такого много.





Напоминаю: речь идет не о глухом деревенском краеведческом музее речь идет о Эрмитаже! Покинув Египетский зал, решили пройтись в сторону других культур Древнего Востока, памятуя о последних событиях, ИГИЛ* и т.д. На ассирийских рельефах светильники настолько давно умерли, что не держат, видимо, заданную высоту: кое-где лампы висят на уровне середины рельефа, закрывая его от посетителей! Ну и апофеоз: на стене античных памятников Сирии, современников расцвета той самой Пальмиры, одна из плит, которую, видимо, вынимали из стены зала, вновь вставлена в экспозицию. Но как! Она вмазана туда гипсом, прямо по древнему мрамору, причем саму плиту удерживают в стене жуткие ржавые железные крюки, которые… не имеют необходимых прокладок, попросту и наголо впиваясь в мрамор. Думаю, лидеры ИГИЛ*, увидев, были бы рады такому отношению к древним шедеврам в крупнейшем музее России.





И последнее, эмоциональное. Жаль, что на дворе толерантный XXI век, а не II тыс. до н.э. Иначе бы кое-кому давно за такое отношение к работе отрубили бы руки, если бы это была Ассирия, или бы отправили пожизненно трудиться на каменоломни, если бы это был Египет.

* организация, запрещенная в России

паноптикум, главъегиптолог, А.О. Большаков, Эрмитаж

Previous post Next post
Up