У истоков священного: мистерии, ритуал, жречество. Часть III.

Nov 18, 2007 16:52



«Почитательницы Бога»

Имя первой египетской жрицы затеряно где-то в беспроглядной тьме веков. Уже в Древнем царстве у алтарей великих богинь-матерей Хатхор и Нейт мы находим женщин-жриц, носивших высокий титул хемет нечер - Служанка бога, который просуществует в древнеегипетском языке несколько тысячелетий, вплоть до греко-римского времени. В эти столь отдаленные от нас эпохи женщина чаще появляется в храме богини, нежели в святилище бога-мужчины, однако, в этом правиле есть исключения. Царица Мересанх III, супруга фараона Хафра была жрицей бога Тота, а некоторые другие царицы IV династии выполняли жреческие обязанности в храмах Мина, Часпефа и, наконец, самого царя. Знатные дамы, современницы этих цариц, состояли жрицами в храмах Птаха и возлагали дары к статуе фараона Хуфу. Огромное количество источников, посвященных женскому жречеству, появляется со времени Среднего царства: многочисленные хемет нечер, а также жрицы других категорий выполняли в это время свои обязанности в храмах Абидоса, Коптоса, Фив и других крупных религиозных центров страны.


Устав женского жречества, был куда более «гибким», чем мужского; участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном местных храмов, но, тем не менее, многое зависело и от самой женщины, ее желания участвовать в культе.
С начала Древнего царства в текстах встречается титул хенеретет, традиционно переводящийся как «затворница» или «жрица», которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница «божественного гарема». Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Обычно их можно было узнать по костюму: в Древнем царстве они носили прямую набедренную повязку, держащуюся на теле при помощи перевязи; позже, в Новом царстве они часто одевались и в традиционные длинные женские платья с широкими рукавами. Они всегда была украшена драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатхор, Упуата, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях. В фиванской гробнице вельможи Кенамона, современника Аменхотепа II, сохранилось изображение держащих в руках систры женщин в длинных белоснежных платьях с перевязями, присутствующих при церемонии транспортировки статуй умершего; сопутствующая надпись поясняет, что речь идет о танце жриц-музыкантш Хатхор из Дома Жизни. На блоках из Красной капеллы Хатшепсут в Карнаке хенеретет в белых платьях и огромных париках изображены вместе с храмовыми танцорами и акробатами, сопровождающие звоном систров храмовую службу.
Во второй половине Нового царства их функции изменились: они уже больше не танцуют, а больше поют, нараспев читают молитвы, играют на музыкальных инструментах. Хенеретет отныне часто входили в особые храмовые музыкальные ансамбли, где помимо них состояли на службе бога профессиональные певицы шемаит, музыкантши хесит, танцовщицы ибат. Возглавляли эти ансамбли великие жрицы - урет хенеретет, обычно очень знатные дамы, жены высокопоставленных сановников и верховных жрецов, воплощавшие во время культовых действий важнейших египетских богинь. Интересно, что во многих храмах в эпоху Нового царства служили две верховные жрицы, обычно - супруги верховного жреца, персонифицирующие собой различные аспекты сущности женского божества: дочь и мать, Хатхор и Мут-Сехмет, Исиду и Нефтиду, Нехбет и Уаджет, ублажая бога своей красотой и совершенством, поддерживая Маат музыкой и священным танцем. В религиозных текстах они олицетворяли двойственную структуру вселенной: Верхний и Нижний Египет, короны Хеджет и Дешрет, два глаза солнечного божества, две любые противоположности, которые дополняют друг друга и образуют своим воссоединением гармонию.
Большую роль в храмовых ритуалах играла и мут нечер - «божественная мать», титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей - Исиды и Мут. Среди исторических личностей, носивших этот титул, особенным вниманием пользовались великая Яхмес-Нефертари, мать Аменхотепа III Мутемуйа и Туйа, подарившая Египту Рамсеса II. Божественные матери могли происходить и из семей высокопоставленных вельмож, отдавая свою жизнь на служение божественному младенцу: Хонсу в Фивах, Ихи или Хору-Шематауи в Дендере, Нефертуму в Мемфисе. Этот титул могла обрести и та, чьей дочери была оказана высочайшая честь - быть избранной в преемницы верховной жрицы храма.
Начиная с обожествленной Яхмес-Нефертари, все египетские царицы носили священные титулы хемет нечер - Супруга бога или дуат нечер - Почитательница бога. В конце Нового царства статус этой жрицы изменился. Госпожа Мааткара I, современница царей XXI династии, была первой Супругой бога, которая дала обет безбрачия, также как и подчинявшиеся ей многочисленные хесит. Отныне великая жрица практически не зависела от воли правящего царя и возглавляла все жречество Амона Карнакского. Свою преемницу повелительница Фив обычно выбирала из числа дочерей правящего фараона. Резиденция Супруги бога и ее огромные владения располагались на левом берегу Нила около современной Курны, напротив Карнакского храма. Здесь жили и работали многочисленные жрицы и жрецы, чиновники, ремесленники и крестьяне, а, кроме того, располагалась и особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичная школа для жриц, называвшаяся «Место чистое женщин» существовала и в Мемфисе, при храме бога Птаха, ученицы которой были известны своим благочестием и образованием как в самом Египте, так и в иных землях.
Костюм Супруг бога во время службы представлял собой простую длинную тунику, плотно облегающую тело, подвязанную на талии поясом с узлами под грудью и на спине. На голове они носили очень короткий парик со стягивающей его диадемой или повязкой, ленты которой ниспадали сзади на плечи жрицы. Перед каждым священнодействием Супруга бога совершала обязательное очищение и омовение в священном озере.
Когда супруга бога выходила из храма или, по крайней мере, не участвовала в особо сакральных ритуалах, она надевала роскошное одеяние из плиссированного льна, большой пышный парик и золотую корону шути, иногда дополненную золочеными рогами, символизирующими небесную богиню Хатхор. Сохранившиеся тексты восхищаются Супругами бога, говоря об их очаровании, красоте, «которая умиротворяет бога», прекрасном голосе, «который приятно слышать». Эти жрицы, которых современники прославляли за благочестие, нравственность и целомудрие, во многом предотвратили неизбежный упадок угасающей под натиском иноземных нашествий древнеегипетской цивилизации; последняя Супруга бога, Анхнеснеферибра II возглавляла жречество Амона фиванского более шестидесяти лет вплоть до 525 г. до н.э., когда Египет наводнили персидские войска и были сожжены Фивы.
В каждом храме особое почтение окружало жриц менат - кормилиц. Маммизи, распространенные в Позднее время особые пристройки к храму, в которых проходили таинства рождения и вскармливания божественного ребенка - Хонсу, Хора или Ихи, были их основной резиденцией, где они во время священнодействий воплощали великую богиню-мать - Исиду, Хатхор, Нефтиду или Нут. Несмотря на огромное количество изображений Исиды, кормящей грудью своего сына, Тексты пирамид, упоминающие о рождении Хора и его детстве в болотах Хеммиса, хранят абсолютное молчание о кормлении его грудью матери. В Египте, как и в некоторых других культурах древности, кормление грудью было обязанностью, которую выполняли кормилицы, будь то божественные коровы Хатхор, Хесат Сематурет и Сехатхор, питающие своим молоком царя в храме, или же земные женщины, такие как Раи, кормилица великой Яхмес Нефертари, Майа, питавшая своим молоком Тутанхамона или мать вельможи Кенамона, молочного брата фараона Аменхотепа II.
Царские кормилицы - менат несу - занимали особое место и во дворце. В большинстве случаев, их супругами были высокопоставленные вельможи, и они имели большое влияние при дворе. Главной царской кормилице подчинялись многочисленные менат, каждая из которых давала молоко только одному из царских детей: ребенок считался связанным с кормилицей, как на физиологическом уровне, так и на магическом, ввиду чего никто другой не мог претендовать на ее молоко. Интересно, что иногда эту «армию» кормилиц контролировал мужчина, получавший титул «верховного управляющего царских кормилиц». Кормилицы заботились о младенце вплоть до того времени, пока его не отнимали от груди и не поручали заботе ит мена - «отца кормильца». Отцы кормильцы следили за развитием ребенка и заботились о нем в течение нескольких лет, по истечении которых передавали его в жреческую школу, где «божественные отцы», ит нечер, обучали детей всему необходимому и делали из них настоящих принцев, принцесс, жрецов и вельмож. Огромное значение в Египте придавалась как «вторым родителям» фараона, так и тем знатным дамам и вельможам, которые занимались кормлением и воспитанием верховных жриц и, особенно, Супруг бога. Яхмес Паэннехбет с трепетом говорит в своей биографической надписи о той чести, которую ему оказала Хатшепсут, доверив ему должность «отца кормильца» принцессы Нефрура, когда она была еще совсем маленькой. Сенмен, брат знаменитого Сененмута, занимал эту почетную должность при самой Хатшепсут, величаясь
«отцом-кормильцем царской дочери, Супруги бога Хатшепсут, верховным управляющим кормилец царской дочери, Супруги бога Нефрура и Супруги бога Хатшепсут».
В эпоху Нового царства практически все знатные дамы Фив носили титул хесит - певицы или музыкантши бога Амона. Во время особенно торжественных богослужений, когда требовалось особенно много жриц и жрецов, они нараспев произносили молитвы, аккомпанируя себе на различных музыкальных инструментах, или же просто отбивали музыкальный ритм руками. Титул хес - певец-музыкант часто встречается и в мужском жречестве. Так, некий «божественный отец» Падиамон, современник XXI династии, носил не только титул верховного певца бога Амона, но и почитался как «певец певцов перед Шу в его городе Фивы». Возглавлял весь храмовый хор и ансамбль имира хесиу - «управляющий хором» бога, исполнявший важные обязанности хорового дирижера. Хес и хесит участвовали как в важных религиозных обрядах, таких как выход божества, или шествие божественной процессии, так и во время погребальных церемоний. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась жрицей-певицей. Здесь она получала необходимое музыкальное образование, а также училась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа. Они исполняли божественные песнопения как хором и каноном, так и соло, в зависимости от мелодии.
Старшая хесит, видимо, обладала особенно красивым голосом, а, кроме того, зачастую была царской дочерью. Например, Меритамон, старшая дочь Рамсеса II и царицы Нефертари, не только была очень красива, но и имела титулы «Великая хенеретет Амона, играющая систром для Мут, менатом для Хатхор, прекрасная песнопениями для Хора». В каждом храме были и более узкие музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими потрясающими голосами и благочестием. Со времени XXII династии жрицы хесит, также как и Супруга бога, стали давать обет безбрачия и навсегда отказываться от мирской жизни, посвящая себя музыке, благочестию и божеству, практически вытеснив из клира бога Амона жриц хенеретет. Возглавляла этих жриц урет хесит - Великая певица Амона, которая обычно была принцессой, избранной в качестве своей преемницы Супругой бога и готовящаяся к принятию сана верховной жрицы.
В отличие от хесит, шемаит составляли ядро хора, никогда не становясь солистками, а уж тем более, за редким исключением, никогда не участвуя в особо сакральных эпизодах богослужения. Этот титул, появившийся с XVIII династии, давался женщинам из самых разных социальных групп населения, которые охотно оказывали ту или иную помощь храму в будничных делах или во время праздничных церемоний, когда огромному дому бога в Карнаке были особенно нужны лишние руки, и, таким образом, составляли вспомогательный светский персонал женского жречества. Вероятно, некоторые шемаит также могли получить право на краткий курс обучения в резиденции Супруги бога, для того чтобы получить необходимое представление о церемониях, в которых им предстояло участвовать, хотя основная их часть посещало лишь школу Карнака, где обучали только музыке. Впрочем, судя по сохранившейся до наших дней обширной переписке, практически все шемаит были грамотными, и с мастерством пользовались каламом и папирусом. Некоторые шемаит могли участвовать и в мистериях и храмовых драматических представлениях, исполняя роль музыкантш в свите Хатхор-Сехмет, возвращающейся из Нубии, или даже воплощая саму Хатхор в некоторых церемониалах храма Атума в Гелиополе, для чего в Позднее время они одевали на лицо маски богини.
Придя в храм и получив титул шемаит, каждая женщина сразу же вступала в обязательную религиозную ассоциацию, основывающуюся на взаимопомощи, личном благочестии и строгом иерархическом подчинении, которые, в случае необходимости, превалировали над любыми другими политическими, экономическими или семейными убеждениями или связями дамы.
В египетских источниках, начиная со времени Древнего царства и вплоть до эпохи греко-римского владычества, встречаются упоминания о женщинах, происходящих из жреческих семей, носящих титул уабет - «чистая» в храмах богини Хатхор. Чаще всего, они служили в том же храме, что и их отец, не меняя его даже в случае замужества, и были храмовыми музыкантшами. Этот титул, мог быть совмещен с другим, более высоким, а также мог входить в титулатуру Супруги бога; известно, например, что великая жрица Амона Мааткара носила красивый титул уабет ауи - «чистая руками».
В египетских погребальных обрядах также участвовали жрицы. В Древнем царстве это были очень редко встречавшиеся хему-Ка, обеспечивавшие посмертное существование души умершего и совершавшие жертвоприношения в гробнице для его двойника. Жрицы семет воплощали в себе богинь-плакальщиц Исиду и Нефтиду, а иногда Нут или Хатхор, которые благодаря своему искусству вызывали жизнь и обеспечивали возрождение души умершего и продолжение существования.

Пути истории, или Баб эль-Гузус

В пустынных скалах Дейр эль-Бахри заканчивался жизненный путь тех, кто служил великим богам Карнака. Со времени правления XI династии и сооружения грандиозного заупокойного комплекса Небхепетра Ментухотепа, это место становится не только религиозным центром всего западного берега Фив, но и особо почетным некрополем, в котором стремились быть погребенными многие вельможи царского двора. Новая эпоха расцвета некрополя началась при Хатшепсут и Тутмосе III, грандиозные заупокойные храмы которых притягивали к себе паломников и вельмож, желавших и после смерти находиться поблизости от своих великих владык. Лишь в конце Нового царства храмы Дейр эль-Бахри временно уступил роль центра западных Фив Рамессеуму и храму в Мединет Абу.
Именно в этом священном месте в древности располагались последние пристанища жрецов и жриц, отдавших свои жизни на служение Амону, Мут и Хонсу в эпоху правления XX-XXII династий. История находки их останков отнюдь не менее загадочна, чем открытие тайника с царскими мумиями. В 1891 году все тот же Абд эль-Рассул, получив за свои сомнительные заслуги пост инспектора по древностям Луксора, объявил о новой находке второго тайника Дейр эль-Бахри, так называемого Баб эль-Гузус. Здесь были обнаружены 153 саркофага тех, кто при жизни участвовал в самых сокровенных ритуалах Карнака, ящики, наполненные бесчисленными ушебти, канопы, деревянные стелы, высохшие от времени фрукты и окаменевшие в веках хлеба. Кто бы мог подумать, что эта удивительная находка вызовет у властей лишь раздражение! В итоге на самой египетской земле места останкам не нашлось, и они были предложены в дар всем зарубежным государствам, которые хотели бы их получить. В результате этого печального решения поколения семей фиванских жрецов в своих саркофагах разошлись по всему миру, что, впрочем, совершенно не удивительно, если учесть, что и царские тела при ввозе в Каир были обложены налоговой пошлиной как «сушеная рыба»…
Возможно, еще одно подобное захоронение было найдено еще раньше, в начале XIX века. Интерес частных коллекционеров к египетским древностям, а, в частности, к саркофагам был известен издавна. В это время, известное как «золотой век» коллекционеров, значительное количество памятников, подобных тем, что происходят из Баб эль-Гузус, было вывезено в Европу и осело в государственных и частных коллекциях. Более того, до сих пор не обнаружены погребения многих выдающихся фиванских религиозных деятелей конца Нового царства, что наводит на мысль о том, что «их гробницы все еще лежат непотревоженные в расселинах скал недоступной части Фиванских гор».
Жреческие погребения в Дейр эль-Бахри были коллективными, а стены тайника - грубо вырубленными в камне и не декорированными; ввиду этого т.н. «желтые» саркофаги служителей Амона и его семьи становятся настоящими произведениями искусства: те изображения, которые раньше порывали стены частных гробниц, теперь переносятся на стенки саркофагов, становящихся индивидуальными переносными гробницами. Окруженный мифологическими изображениями и магическими формулами, амулетами и свитком Книги мертвых, спрятанной между пеленами, умерший жрец вступал в вечность под защитой великой госпожи Хатхор, владычицы Запада, которая давала надежду на вечную жизнь каждому: царю, жрецу и даже простолюдину, пришедшему в фиванские скалы по стопам предков, чтобы найти здесь вечный покой.

Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.

Илл: "Супруга бога" Каромама II, Бронза. XXII дин. Париж, Лувр. (c) insecula.com

мысли, книги

Previous post Next post
Up