человек и Закон

Jul 18, 2006 21:41

   ... Попробую сформулировать свою точку зрения.

В основе нашего мира лежит некий План или Закон. Так этот мир был создан его Творцом.

Можно сказать, что этот Закон один, и это будет верно, но не для нас. Потому что для нашего ума «один» не объясняет всего многообразия феноменов нашего мира.

С другой стороны, сказать, что в основе лежит группа Законов, будет тоже неверно. Потому что все связано в единое целое.

Взять конкретного человека, Ивана. Из чего он состоит? Из рук, ног, головы и пр. С другой стороны, из печени, сердца и т.д. Или различных энергий и материй? Или белков, жиров, углеводов?
   Человек - это множество. Однако, в определенном смысле, такой Иван один (пока не научились дублировать в точности).

Так и с Законом. Он один и не один. Можно сказать, что это система Законов. Еще ближе, если назвать это телом Законов, организмом. В этом организме все части находятся в гармонической связи, нет ничего отдельного, как и в человеческомм организме.

Кажущееся противоречие между единством и множественностью по отношению к Закону или Истине - это результат использования несовершенного орудия, нашего слабого разума. Блаженный Августин прекрасно выразил это (цитирую по памяти): «И разделяя и соединяя, я люблю единство и ищу единство. Но, разделяя, я ищу единства чистого, а соединяя - единства полного».

По аналогии с организмом человека, в древности иногда представляли основу мира в виде Вселенского Человека, Адама Кадмона. Но это все слова, потому что ум человека охватить это не может. Закон трансцендентен (трансцендентален? Не знаешь слова - не употребляй :) нашему уму, Он для ума - вещь в себе. Потому что создано это было Умом, превосходящим ум человека. Мы можем назвать этот Ум Божественным, а Творца нашего мира  - Богом.

Все, что может наш ум - это пытаться ухватить отдельные детали, связи, проблески этой Гармонии. Для "обычного" ума наивысшим приближением к Закону является математика. Иногда людям удается в особом состоянии ухватить Целое (или, во всяком случае, гораздо больше, чем обычно), но не умом, а другим инструментом. В этот момент человек причащается Тому, Что Есть, или, как говорят, «видит Истину» или «видит Бога». (Можно сказать, что сам Закон - тоже Бог).

Это речь шла о сущности Закона, его душе. Можно назвать это сознанием Таро, И цзина или Каббалы, но это только слова. Ей нет названия. Она и есть жизнь.

Для того, чтобы человек мог приблизиться к Закону, совершенномудрые выразили Его в виде системы взаимосвязанных абстрактных Принципов, Арканов. Выразителями этой системы были символы, гексаграммы, буквы еврейского алфавита. Это тело Закона - Таро, И цзин, Каббала. Можно сказать, что они живые.

Принципы, в свою очередь, записывались мудрейшими в виде символических картин и сжатых текстов, как Изумрудная Скрижаль, первые слои Книги Перемен, Сефер Иецира. Это кожа Закона. Она покрывает тело.

Потом мудрыми были написаны комментарии к этим картинам и текстам. Примерами могут служить некоторые древние трактаты, Книга Перемен, Зогар. (Возможно, не только). Это одежда Закона. Она предохраняет кожу.

Конечно, было немало людей светлого ума, которые старались приблизиться к Закону через исследование Его одежды. Одни занимались цветом ткани и ее окраской, другие - структурой и свойствами ткани, третьи вышивкой на ней, кто-то еще - пуговицами, застежками и т. д. Были и такие, которые изучали покрой этой одежды... По этим вопросам написано немало книг. Хотя по отношению к Закону это частности, для нас, скудоумных, многое из того, что они сделали, может быть драгоценным.

Есть еще и пыль, прилипшая к одежде. Этого много...

Конечно, то, что я написал, условно. Это просто идея, схема, набросок общего плана, каким я его себе представляю.

(Кстати, хотя человеческий разум не мог выразить тело Закона в словах, а только в знаках, Божественный разум мог. Примером такого выражения является Тора. Коран, я полагаю, тоже.)
Up